Педагогическое мастерство учителя в современном мире
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 13:19, реферат
Описание работы
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………1 I. Характеристика педагогического мастерства учителя…………………2 II. Профессионализм в воспитании и образовании………………...6 III. Педагогическое мастерство как система………………………………..8 IV. Педагогическое мастерство учителя в современном мире…………..14 Заключение……………………
Первая группа умений – владение
своим телом, эмоциональным состоянием,
техникой речи. Вторая – дидактические,
организаторские умения, владение техникой
контактного взаимодействия и др.
Сегодня гораздо чаще, чем хотелось
бы, внешний облик педагога не может способствовать
в достижении воспитательных целей: плохая
осанка, некрасивая походка, невыразительный
взгляд, нелепые жесты. То же и в речи: плохая
дикция, монотонность, однообразие интонаций,
то еле слышный, то пронзительный голос.
Содержание педагогической техники с
течением времени меняется, но при любом
подходе сохраняются основные элементы:
умение педагогического общения; техника
и
культура речи (голос, дыхание,
дикция, грамотность, интонационная окраска);
выразительный показ чувств и отношений
(мимика, пантомимика, внешний облик); профессиональная
саморегуляция педагогом своего психического
состояния (самоконтроль, выдержка).
Для овладения педагогической
техникой педагог должен, прежде всего,
глубоко и всесторонне знать свою личность,
осознавать особенности своего взаимодействия
с другими людьми, уметь видеть и слышать
себя со стороны. В основе осознания особенностей
своего взаимодействия с другими людьми
– такие явления нашей психической жизни,
как рефлексия и эмпатия.
Эмпатия – это понимание, осознание
эмоционального состояния другого человека.
У педагога она выражается в умении по
мельчайшим особенностям облика или поведения
воспитанника понять его чувства и переживания,
истинные мотивы поступков и реакций.
Рефлексия – это осознание человеком
своих психических актов и состояний,
а также того, как он в действительности
воспринимается и оценивается другими
людьми. Для формирования речевых умений
необходимы знание сущности языка и речи
как средства общения, знание особенностей
восприятия звучащей речи и знание строения
голосо-
речевого аппарата человека
и средств его развития.
Выработка умений саморегуляции
психической деятельности требует знания
сущности психических состояний человека
и способов управления этими состояниями.
Однако одних знаний, как бы ни были они
глубоки, недостаточно для формирования
умений. Нужно овладеть рядом специальных
навыков, т.е. добиться автоматизации некоторых
действий, выполнение которых в практической
деятельности не должно вызывать затруднений.
В области речевых умений к таким автоматизированным
действиям относятся навыки фонационного
(речевого) дыхания, правильной артикуляции
(дикция) и правильного произношения слов
(орфоэпия), навыки «говорения» с разной
скоростью и разной громкостью.
Выразительный показ чувств
и отношений требует совершенных мимических
и пантомимических навыков. Чтобы управлять
своими психическими состояниями, нужно
овладеть навыками самонаблюдения,
самоконтроля и самоприказа. Умение педагога
оптимально выразить свои чувства и мысли
в целях воздействия на учащихся во многом
зависит от овладения им педагогической
техникой и в то же время говорит о его
педагогическом мастерстве.
Фундаментом развития профессионального
мастерства педагога выступают профессиональные
знания. Направленность и профессиональные
знания составляют
тот каркас профессионализма
в деятельности, который обеспечивает
целостность самоорганизующейся системы.
Педагогические способности постоянно
развиваются и обеспечивают рост мастерства.
Наконец, техника, опирающаяся на знания
и способности, позволяет все средства
воздействия увязать с целью педагогической
деятельности. Таким образом, все четыре
элемента в системе педагогического мастерства
взаимосвязаны, им
свойственно саморазвитие,
а не только рост под воздействием внешних
влияний.
Критериями мастерства педагога могут
выступать:
– целесообразность (по направленности);
– продуктивность (по результату
– уровню знаний, воспитанности);
– оптимальность (в выборе средств);
– творчество (по содержанию
деятельности).
Можно ли научить педагога мастерству?
Научить можно основам педагогического
мастерства, мастерство же – высокий уровень
деятельности, осуществляемой на этих
основах личностью. Без основ педагогическое
мастерство невозможно. Как
• коммуникативность;
• перцептивность;
• динамизм личности;
• эмоциональная устойчи-
вость;
• оптимистичность прогнози-
рования;
• креативность
• умение управлять собой;
• умение взаимодействовать
IV. Педагогическое
мастерство учителя в современном мире.
Проблема подготовки современного учителя
— одна из важнейших социально-педагогических
проблем. Разрабатывая педагогику как
науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил
проблеме учителя и системе его подготовки.
Взгляды по этому вопросу изложены им
в целом ряде работ.
В самом начале своей педагогической деятельности
К. Д. Ушинский в ряде статей показывает,
что «самый существенный недостаток в
деле русского народного просвещения
есть недостаток хороших наставников,
специально подготовленных к исполнению
своих обязанностей» Понятие «народный
учитель» в профессиональном смысле отсутствовало,
поскольку не существовало и народной
школы как типа массового учебного заведения,
В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных
школ работали дьячки, пономари, отставные
солдаты, т.е. люди, не имеющие достаточного
общего и тем более педагогического образования
.
Однако одних теоретических знаний учителю
недостаточно, необходимо еще овладеть
практическим искусством преподавания,
получить навыки в педагогической работе,
обучится актерскому мастерству. Эти навыки
строятся на научных основах, но все же
это есть нечто особое, приобретаемое
в практической работе. Кроме того, Ушинский
считал, что будущему народному учителю
следует сообщить целый ряд педагогических
навыков, необходимых в работе. Так, учитель
должен научиться красиво и правильно
писать, рисовать, чертить, читать ясно
и выразительно и, если возможно, даже
петь.
Разрабатывая проблему подготовки учителя,
К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины
в воспитании и обучении детей. Он выступил
в защиту женщин-учительниц, которые, по
его мнению, могут быть «не только отличными
учительницами в младших классах, но и
образцовыми преподавательницами в классах
высших, и притом — преподавательницами
таких предметов, каковы, например, химия,
физика, высшая геометрия и т.д.».
При всем разнообразии и многоплановости
взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его
подготовку проникнуты большой любовью
к народному учителю и его благородному
труду. Ушинский высоко поднял общественное
значение учителя, разработал систему
его научной и педагогической подготовки.
Значительную часть своих работ он посвятил
именно народному учителю. Его понимание
проблемы народного учителя было прогрессивным
в свое время и теперь остается созвучным
нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют
свою творческую силу, зовут к новому научному
поиску, они действенны в руках нынешних
педагогов. Во всей системе педагогической
подготовки, учителей плодотворно используется
прогрессивное наследие великого русского
педагога.
Самым главным качеством, которым должен
обладать педагог, является актерское
мастерство.
Вообще говоря, о современном педагоге
хочется выделить несколько правил, которыми
должен пользоваться любой педагог. Полностью
объективная оценка - не зависит от воли,
настроения учителя и других обстоятельств,
а только от знаний и умении ученика. Оценить
степень объективности - значит, показать
какие явления, процессы и обстоятельства
могут влиять на учителя. Сразу разделим
индивидуальное и групповое обучение.
При индивидуальном обучении объективность
оценок значительно выше и менее подвержена
влиянию сторонних факторов. Это связано
с низкой востребованностью оценок со
стороны ученика, часто ему, в общем, то
нужны не оценки, а знания и умения.
При групповом обучении выделим несколько
факторов, влияющих на объективность:
1) Моральные качества самого учителя.
Оценки, явно завышенные для детей родителей
с “положением”, вряд ли можно считать
объективными
2) Разброс знаний в группе. При очень большом
разрыве между самыми подготовленными
и самыми слабыми учениками, учитель обычно
склонен завышать оценки первым.
3) Ожидаемая степень восприятия в группе.
Например, группа учеников, с точки зрения
учителя, примерно одинакова по начальным
знаниям и способностям. Учитель с большой
степенью вероятности может предсказать,
как они будут отвечать на экзамене или
зачете, и заранее определяет: вот за это
я поставлю “пять”, а за это только “три”.
Вдруг один из учеников показывает уровень
знаний совершенно отличный от среднеожидаемого
и шкала оценок, которую уже определил
для себя учитель, резко сдвигается .
4) Абстрагированность преподавателя от
аудитории. Личные симпатии и антипатии
учителя часто влияют на оценку.
5) Способность учителя отделить поведение
ученика от его знаний. Не редко случается,
что веселый шалопай, обладающий прекрасными
способностями, но дерзкий на язык получает
оценки гораздо ниже, чем заслуживает.
6) Заинтересованность учителя, его любовь
к выбранной профессии
7) И, наконец, просто обстоятельства личной
жизни учителя
Можно сделать вывод, что актерское мастерство
крайне важно для педагога.
Заключение.
В настоящее время перед педагогическим
образованием выдвигаются новые задачи
и, в первую очередь, ставится задача подготовки
учителя-гуманиста. Современная модель
учителя предполагает воспитание у него
профессионализма, компетентности, творчества,
духовно нравственных и гуманных качеств.
Современный учитель должен иметь подчерк
педагогической деятельности, устанавливать
гуманистический стиль взаимоотношений
с учащимися, организовывать совместный
поиск ценностей и норм поведения.
Современное образование характеризуется
вариативностью и многообразием как в
содержании так и в технологиях, используемых
в учебно-воспитательном процессе.
Школьная программа нацеливает учителя
на воспитание у школьников предмета как
части их общей духовной культуры. При
такой постановке цели воспитания особенно
важно владеть искусством своей профессии.
“Есть искусство, и есть творчество”,-
говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление
не случайно. Оно закономерно возникает
тогда, когда речь идет не о внешних, а
о глубинных творческих процессах в искусстве.
Так, творческий урок становится антитезой
другого урока, в котором царит ремесло,
пусть даже самое умелое. В связи с этим
и возникает проблема “внешнего” и “внутреннего”
в искусстве ведения урока. Одно дело,
если урок - лишь привнесение неких новых
добавлений к впечатлениям школьников.
Другое дело, если это - особенная, неповторимая
встреча с искусством. Проблема “внешнего”
и “внутреннего” на уроках есть, по сути,
реальное взаимоотношение.
Современный опыт ведения урока в школе
убедительно показывает, что учитель может
быть истинным творцом только тогда, когда
ежеминутно связывает неразрывной нитью
сыгранное, пропетое или высказанное им
со своим внутренним миром, со своим отношением
к звучащему, со своим жизненным опытом.
Если учитель, продумывая урок, не берет
в качестве “материала” самого себя,
свои чувства, мысли, опыт, то, как ему обрести
грань между внешним - холодным, равнодушным,
и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?
Всякая художественно-педагогическая
задача, идея урока должна быть органична
для учителя, глубоко им пережита и, самое
главное, отождествлена со своим “я”.
Этот процесс сложен, но лишь его наличие
превращает урок в настоящую правду искусства.
Недаром К.Станиславский, резко отделявший
правду искусства от фальши, писал: “Нет
ничего мучительнее обязанности во что
бы то ни стало воплощать чужое, смутное,
вне тебя пребывающее”. Естественно, в
художественном творчестве ценно только
то, что подсказано процессом подлинного
переживания, и только тогда может возникнуть
искусство. Это в полной мере следует отнести
к педагогическому процессу на уроке.
Истинное погружение в художественный
образ, его постижение тесно связано с
процессом переживания, с умением пропустить
через себя, с ощущением интонаций музыкального
произведения как своих собственных. Я
считаю, что для урока психологическая,
техническая, интеллектуальная, профессиональная
подготовка недостаточны. Необходимо
подготовиться к уроку еще и эмоционально,
применить свое актерское мастерство.
Особенно важно в эмоциональной стороне
профессионального мастерства учителя
умение найти верный тон урока. Термин
“задать тон” беседе, исполнению издавна
бытует в искусстве. Это понятие связывается
с эмоциональным центром творческого
процесса. Найти верный тон, который присутствовал
бы и был бы своеобразным в каждом уроке,-
одна из сложнейших задач подготовки учителя
в настоящее время.
Соотношение внешнего и внутреннего в
искусстве ведения урока может успешно
решаться через формирование у учителя
актерского мастерства.
Если идею материала сформулировать в
нескольких словах и в таком виде сообщить
ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится.
В учениках важно возбудить ощущение идеи,
но для этого необходимы средства, воздействующие
не столько на разум, сколько на чувства.
Актерское мастерство в этом отношении
обладает богатейшими возможностями.
Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского
и применять его в формировании педагогического
мастерства учителя. Полезным может быть
один из известных в театральной педагогике
приемов, получивший название “прием
отождествления”, то есть слияние своего
“я” с образом, мыслью, которую необходимо
раскрыть в исполняемом произведении.
Этот прием предполагает не только большую
предварительную работу над музыкальным
произведением, но и естественное органическое
“проживание” педагогом художественного
образа этого произведения. Только тогда
возможно истинное общение между детьми
и учителем. Творить, по определению К.Станиславского,
означает “страстно, стремительно, интенсивно,
продуктивно, целесообразно и оправданно
идти к сверхзадаче”- постижению и раскрытию
художественного образа произведения.
С педагогической точки зрения в подготовке
учителя для нас важна та часть наследия
К.Станиславского, которая тесно связана
с искусством переживания. Переживания
как органического единства интеллектуального
и эмоционального в человеке. Для педагога
чрезвычайно важно научиться сознательно
управлять подсознательной творческой
активностью своей психики, так как многие
процессы в искусстве и в художественном
развитии ребенка связаны с подсознанием,
с интуитивным, но адекватным постижением
прекрасного, вне его разложения на отдельные
элементы.
Для учителя чрезвычайно важно уметь быть
выразительным во всех своих проявлениях,
уметь находить адекватную внешнюю форму
выражения переживаемых им чувств, эмоций.
Поэтому педагогу необходимо научиться
не бояться определять словами, выразительными
движениями, мимикой то, что трудноуловимо
в произведении искусства - его красоту,
тончайшее кружево его образов. При этом
надо постоянно помнить о том, что обойтись
одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально,
технически изучить художественный материал.
“Если нет материала, чувству не во что
излиться” (С.Волконский).
Список литературы:
1. Дружилов С.А. Профессионализм
человека как объект психологического
изучения: системный подход // Вестник
Балтийской педагогической академии.
Вып.52. – СПб.:, 2003. –С.40-46
2. Дружилов С.А. Критерии эффективности
профессионалов в условиях совместной
деятельности// Объединенный научный журнал.
– М., 2001. – № 22.
3. Дружилов С.А. Профессиональные
деформации и деструкции как следствие
искажения психологических моделей профессии
и деятельности // Журнал прикладной психологии.
– 2004, №2.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма.
М., 1996.