Министерство образования
и науки Удмуртской Республики
Бюджетное образовательное
учреждение
среднего профессионального
образования
Удмуртской Республики
«Удмуртский республиканский
социально-педагогический
колледж»
Контрольная работа
по учебной дисциплине
« Психология
общения »
Тема: « Педагогическое
общение и его функции »
Специальность: 050144
«Дошкольное образование».
курс 1,
группа 33к-3
Работу выполнила:
Каргашина Наталья Васильевна
Руководитель: Лунина. Л.А.
Ижевск, 2013
Содержание
Введение. 3 1.
Понятие « педагогического общения ».
4
1.1 Стадии педагогического общения. 6 1.2 Компоненты педагогического общения. 7 2.
Функции педагогического общения. 9
Заключение. 17 Литература. 19 Введение. Сегодня психолога
- педагогическая наука убедительно
доказала: для того чтобы воспитание было
эффективным, у ребенка н6еобходимо вызвать
положительное отношение к тому, что мы
хотим в нем воспитать. А то ли иное отношение
всегда формируется в деятельности, через
сложнейший механизм взаимоотношений,
общения. Для того чтобы воздействовать
на личность ребенка педагогу необходимо
умело организовывать общения с детьми,
стать составной частью детского коллектива,
установить, установить в качестве главного
регулятора в отношения педагога и детей
великое чувство общности воспитателя
и ребенка – чувство «МЫ». Именно по этому
каждому педагогу необходимо изучать,
усвоить и использовать на практике профессиональное
педагогическое общение. В связи с этим
целью данного реферата является изучение
понятия « педагогическое общение» и рассмотрение
его функции 1. Понятие « педагогическое
общение ». Педагогическое общение
- система ограниченного социально-психологического
взаимодействия педагога и воспитуемых,
содержанием которого является обмен
информацией, оказание воспитательного
воздействия, организация взаимоотношений
с помощью коммутативных средств. На сегодняшний
день продуктивно организованный процесс
педагогического общения призван обеспечить
в педагогической деятельности реальный
психологический контакт, который должен
возникнуть между педагогом и детьми.
Превратить их в субъектов общения, помочь
преодолеть разнообразные психологические
барьеры, возникающие в процессе взаимодействия,
перевести детей из привычной для них
позиции ведомых на позицию сотрудничества
и превратить их в субъектов педагогического
творчества. В этом случае педагогическое
общение образует целостную социально-психологическую
структуру педагогической деятельности.
Педагогическое общение в обучении и воспитании
служит инструментом воздействия на личность
обучаемого. Педагогическое общение -
целостная система (приемы и навыки) социально-психологического
взаимодействия педагога и воспитуемых,
содержащая в себе обмен информацией,
воспитательные воздействия и организацию
взаимоотношений с помощью коммуникативных
средств. Педагогическое общение в обучении
и воспитании служит инструментом воздействия
на личность обучаемого. Педагогическое
общение - целостная система (приемы и
навыки) социально-психологического взаимодействия
педагога и воспитуемых, содержащая в
себе обмен информацией, воспитательные
воздействия и организацию взаимоотношений
с помощью коммуникативных средств. Кроме
обычных функций, специфика педагогического
общения порождает еще одну функцию социально-психологического
обеспечения воспитательного процесса,
организаторскую функцию взаимоотношений
педагога с воспитуемыми и выступает как
средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих
перед педагогом, входит организация продуктивного
общения, предполагающая наличие высокого
уровня развития коммуникативных умений.
И очень важно так организовать общение
с детьми, чтобы этот неповторимый процесс
состоялся. Важную роль здесь играет стиль
общения. Кроме обычных функций, специфика
педагогического общения порождает еще
одну функцию социально-психологического
обеспечения воспитательного процесса,
организаторскую функцию взаимоотношений
педагога с воспитуемыми и выступает как
средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих
перед педагогом, входит организация продуктивного
общения, предполагающая наличие высокого
уровня развития коммуникативных умений.
И очень важно так организовать общение
с детьми, чтобы этот неповторимый процесс
состоялся. Важную роль здесь играет стиль
общения. 1.1 Стадии педагогического
общения. Педагогическое общение характеризуется
тройной направленностью ( на учебное
взаимодействие, на обучающихся и на предмет
изучения) и тройной ориентированностью
его субъектов: ( личностной, социальной
и предметной)( Л.А.Хараева). Стадии педагогического
общения: 1) моделирование предстоящего
педагогического общения в процессе подготовки
к уроку ( прогностический этап ) 2) процесс
непосредственного общения ( начальный
период общения ) « коммуникативная атака»
3) управление общением в педагогическом
процессе 4) анализ произведенной технологии
общения и моделирование новой для решения
другой педагогической задачи. 1.2 Компоненты педагогического
общения. Когнитивный компонент: знание общих закономерностей общения; структуры
общения, особенностей реализации коммуникативной,
интерактивной и перцептивной сторон
общения; методик исследования общения
и межличностных отношений; основных психолого-педагогических
требований, предъявляемых к организации
педагогического и в целом межличностного
общения. Информационная власть, которой
обладает учитель по мере познания предмета
общения, позволяет ему «осуществить успокоение»
силой логики, т.е. всесторонне продумать
поиск выхода из сложившейся трудной ситуации,
обеспечить снижение ее остроты и напряжения. Регулятивный компонент: умение передавать информацию, используя весь
арсенал коммуникативных средств, методов
и приемов; организовывать взаимоотношения
с детьми и взаимоотношения детей в процессе
совместной деятельности; понимать актуальное
эмоционально-психологическое состояние,
адекватно воспринимать и объективно
оценивать личностные качества и поведение
другого человека; корректно и педагогически
целесообразно воздействовать на партнеров
по общению; управлять собственным психическим
состоянием, поведением и развитием. Аффективный компонент: эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание,
которое возникает между партнерами по
общению. Духовный компонент: сплав интеллектуальных
способностей и духовного состояния. Духовные
способности - это способности понять,
оценить и изобразить других людей в своем
творчестве, это интегральное проявление
интеллекта и духовности личности. Невозможно
понять духовные способности, не обращаясь
к понятию духовного состояния [9]. Духовно
богатый учитель в своем общении стремится
понимать, принимать и вмещать в себя других
людей с их духовным содержанием. Анализируя
духовные способности, В.Д. Шадриков отмечает
присутствие их в каждой психической функции.
Одновременно он показывает, что мышление
морально. Следовательно, каждая психическая
функция интеллектуальна и моральна. В
той мере, в какой в конкретной психической
функции будет проявляться мораль, она
будет духовна. И в какой мере она будет
духовна, в той мере она будет суперинтеллектуальна.
В этом случае учитель видит, запоминает,
вспоминает, принимает решения, воспринимает,
мыслит и переживает через призму духовности.
Такое видение позволяет проникнуть в
сущность педагогического явления. 2. Функции педагогического
общения. Общение-система многофункциональная
. Психолог Ломов Б. Ф. предлагает такую
классификацию функции общения: информационно-
коммуникативная, регуляционно - коммуникативную,
аффективно-коммуникативную. Информационно - коммуникативная
функция охватывает процессы формирования,
передачи и приема информации. Реализация
этой функции имеет несколько уровней.
На первом осуществляется выравнивание
разногласий в исходной информированности
людей, которые вступают в психологический
контакт. Второй уровень - передача информации
и принятие решений. На этом уровне общение
реализует целые информирования, учебы
и др. Третий уровень связан со стремлением
человека понять других. Общение здесь
направлено на формирование оценок достигнутых
результатов (согласование - несогласование,
сравнение взглядов и тому подобное). Регуляционно - коммуникативная
функция заключается в регуляции поведения.
Благодаря общению человек осуществляет
регуляцию не только собственного поведения,
но и поведения других людей, и реагирует
на их действия. Происходит процесс взаимного
налаживания действий. Здесь оказываются
феномены, свойственные совместной деятельности,
в частности совместимость людей, их сработанность,
осуществляются взаимная стимуляция и
коррекция поведения. Регуляционно-коммуникативную
функцию выполняют такие феномены, как
имитация, внушение и др. Аффективно - коммуникативная
функция Характеризует эмоциональную
сферу человека. Общение влияет на эмоциональные
состояния человека. В эмоциональной сфере
оказывается отношение человека к окружающей
среде, в том числе и социального. Существуют
другие классификации функции общения.
В частности, в зависимости от цели общения,
Л.А. Карпенко определяет такие функции
общения и их цель: 1. контактная – установление
контакта как состояние готовности к передаче
и принятии информации и подержание взаимосвязи
в форме постоянной взаимоориентрованности; 2.
информационная – обмен информацией,
мнениями, решениями; 3. побудительная –
стимулирование партнера по общению; 4.
координационная – взаимная ориентация
и согласование действий и целей при организации
взаимодеятельности; 5. понимание – не
только адекватное восприятие и понимание
сути, смысла общения, но и взаимное понимание
партнерами друг друга ( намерений, эмоциональных
состояний и т.д. ); 6. амотивная – возбуждение
у партнера необходимых эмоциональных
состояний ( «обмен эмоциями» ) или изменение
своих под влиянием портнера; 7. установление
и фиксация отведенного места в системе
функций ролевых, статусных, деловых связей
социума, в котором необходимо действовать
индивиду; 8. воздействие – изменение состояния,
поведения, личностно- образных формирований
(намерений, установок, решений, потребностей,
действия и т.д.). Педагогическое общение
– особенное решение, специфика которого
обусловлена различными социально ролевыми
и функциональными позициями субъектов
этого общения. В этой связи представим
следующие функции общения. Первая функция — "открытие"
ребенка на общение — призвана, с
одной стороны, создать ему комфортные
условия на уроке, в классе, в школе, во
время внеклассного мероприятия. В состоянии
психологической раскрепощенности дети
активнее развиваются, смелее проявляют
себя, не боятся показаться смешными или
попасть в немилость к учителю. С другой
стороны, без реализации этой функции
не удается выявить отношение ребенка,
и педагог вынужден довольствоваться
лишь его поведенческими реакциями, которые,
как известно, могут определяться и диктоваться
скрытыми мотивами. Например, внешне благополучные
взаимоотношения учителя и ученика могут
иметь в своей основе заискивание и желание
понравиться со стороны последнего, но
могут определяться действительным уважением
личности и авторитетом педагога. Знание
истинного отношения ребенка помогает
воспитателю планировать дальнейшую совместную
работу с ним по освоению социально-культурных
ценностей. 1. Выбор пластической позы.
Пластический язык человека сравнительно
недавно стал изучаться педагогами, но,
как показывает практика, именно этот
вопрос вызывает наиболее оживленный
интерес. Внедрение пластического языка
в вузовское обучение учителя началось
с экспериментальных курсов по педагогической
технике, актерскому и педагогическому
мастерству, а также с введения интенсивных
курсов обучения иностранному языку. Поза,
которую принимает человек, содержит в
себе большое количество информации, не
требующей специальной расшифровки, она
легко прочитывается даже ребенком. Учеными
установлено, что невербальным языком
(языком пластики, мимики, жеста) передается
от 55 до 80% информации, в то время как вербальными
средствами — от 20 до 40%, причем большая
часть здесь принадлежит тону, интонации,
экспрессии. Поза льва. ( Учитель опирается
обеими руками об стол, слегка наклонив
туловище в перед ) В такой позе комплименты
звучат не искренне, в голосе чувствуется
сарказм, это снижает доверие слушателей.
Поза петуха. ( Учитель сцепляет руки замком
на груди, прислонившись к столу, одну
ногу ставит перед собой на носок ). Ученики
читают между стро: «Мой предмет на «5»
знает Толька бог, на «4» знаю я, а все остальные
отметки ваши». 2. Подача информации с позиции
"Мы". Реализация этой операции
становится возможной при устранении
трех барьеров: физического, социального
и терминологического. Физический барьер
общения возникает при нарушении границы
личного пространства, размеры которого
составляют примерно 60 сантиметров. Каждый
человек избирательно регулирует присутствие
в этом пространстве других людей и осуществляет
это на основе личных симпатий и привязанностей
(за исключением тех случаев, когда у него
нет выбора или когда этот вопрос заранее
решен и закреплен как норма, например,
расположение учеников за одной партой,
"притертость" пассажиров в транспорте
в часы "пик" и т.п.). В противном же
случае чрезмерная физическая близость
воспринимается как вызов, как посягательство
на личные интересы и действует либо раздражающе,
либо подавляюще. Барьер физического порядка
возникает и тогда, когда над сидящим человеком
нависает фигура другого, занимающего
более выгодную в физическом плане позицию,
или когда один из них самовольно прибегает
к тактильному контакту. Социальный барьер.
Если учитель занимает позицию, выражаемую
словами: "Не мешайте мне работать...",
— то его социальная роль становится непреодолимым
барьером в общении с учениками. Терминологический
барьер. Причина его кроется в чрезмерном
использовании преподавателем всевозможных
специальных научных терминов и слов иностранного
происхождения, значения которых подчас
непонятны ему самому. Это создает для
детей препятствие в общении, так как они
спонтанно, сравнивая свою лексику с лексикой
учителя, делают выводы о скудости и неразвитости
своей речи. В результате этого дети зажимаются,
не желая выставлять себя в неприглядном
виде. Устранив эти барьеры, педагог действительно
получает возможность выстраивать общение
с позиции "Мы": "Мы приступаем
к изучению новой темы...", "Нам необходимо
еще раз вернуться к вопросу...", "Настало
время проверить наши силы..." и т.д. Использование
этой операции способствует "открытию"
детей на общение. 3. Установление личного контакта.
Личный контакт может устанавливаться
разными способами:
—вербально,
—визуально,
—тактильно. Вербальный контакт осуществляется посредством
слов. Это может быть обращение к человеку
по имени, безличное обращение ("Пожалуйста...",
"Будь любезен..."), просьба и т.п. К
этому виду контакта тяготеют так называемые
аудиалы, люди с доминирующим развитием
слухового восприятия. Визуальный контакт
— это контакт глаз: человек взглядом
передает свое настроение, свою симпатию
и свое требование. Не случайно в начале
урока преподаватель просит детей подняться
для приветствия. В этот момент их глаза
находятся примерно на одном уровне, что
способствует визуальному общению. Тактильный
контакт производится через прикосновение
и является наиболее тонким и даже интимным
видом коммуникации. К этому виду связи
в большей степени тяготеют дети дошкольного
и младшего школьного возраста, а также
взрослые люди, называемые кинестетиками.
В школе кинестетики выявляются очень
рано: со звонком на перемену они стремятся
как можно ближе подойти к любимой учительнице,
чтобы физически ощутить близость в результате
непосредственного прикосновения к ней,
дотронуться до ее стола или вещей (опосредованный
тактильный контакт). Функция "соучастие" ребенку
в процессе общения с ним имеет свои частные
технологические операции. 1. Демонстрация расположенности.
Это пластико-мимическое выражение симпатии
собеседнику с целью создания для него
благоприятной атмосферы и комфортного
психологического климата. Только в таких
условиях психологической, социальной
и этической защищенности люди, и дети
в том числе, способны раскрыть свои возможности,
проявить творчество и находчивость в
новом, нехарактерном для них виде деятельности
и добиться достаточно высокого результата. 2. Проявление интереса.
В непосредственном общении эта операция
проявляется в двух умениях — умении слышать
и умении задавать вопросы. Как это ни
странно, но именно эти два профессионально
значимые умения слабо развиты у педагога. Умение задавать вопросы основывается
на умении слышать — не слушать или делать
вид, что слушаешь, а именно слышать информацию,
обнаруживать и осознавать смысл, отношение,
подтекст, юмор и т.д. В ходе занятий по
педагогической технологии можно даже
провести специальное упражнение несколько
юмористического характера, направленное
на выявление умения слышать: преподаватель
рассказывает небольшую историю, которую
затем три статиста пересказывают поочередно
друг другу. Несмотря на то, что перед началом
эксперимента их предупреждают о необходимости
быть очень внимательными и не искажать
смысл, именно идентичность и точность
пересказа вызывает наибольшее практическое
затруднение.
3. Оказание помощи. Данная
операция напрямую реализует функцию,
к которой относится. Действительно, принимая
участие в судьбе человека, мы помогаем
ему, оказывая разнообразные услуги. Мера
нашего участия определяется различными
факторами, такими, как степень родства,
формальность или душевность отношений,
продолжительность знакомства, самочувствие
и т.д. Окончательно решить, принять или
отвергнуть помощь, должен всегда тот
человек, которому она предлагается. Исходя
из этого, момент обращения и фраза в ее
лексическом, содержательном и интонационном
аспектах должны быть тщательно продуманы. Парадигмы, которые можно использовать,
чтобы предложить человеку помощь, разнообразны
по форме и степени психологического восприятия.
Назовем их:
—"Давай помогу...";
—"Позволь мне тебе
помочь...";
—"Мне бы так хотелось
тебе помочь...";
—"Я был бы счастлив тебе помочь..." Знание
разнообразных парадигм облегчает педагогу
выбор конкретного варианта прикосновения
к ребенку в соответствии с особенностями
ситуации и психическим состоянием детей.
Этим же формам обращения следует научить
и детей, чтобы их взаимодействие друг
с другом осуществлялось на высоком уровне
культуры. Функция "возвышения" ребенка
в педагогическом общении так же, как и
первые две, раскрывается через последовательное
воплощение операций, из которых здесь
будут представлены три, имеющие наиболее
общий характер. 1. Принятие ребенка как данности.
Безусловно, большую помощь в реализации
этой операции могут оказать разнообразные
психологические методики исследования
личности, хотя, вероятно, школьному учителю
для получения информации об ученике достаточно
будет педагогических методик. 2. Просьба о помощи. В целях создания
положительной репутации ученику, повышения
его самооценки, чтобы ребенок поверил
в себя, свои силы, свои способности, преподаватель
обращается к нему за помощью и тем самым
действительно "возвышает" его. Непременными
условиями здесь выступают три положения:
во-первых, помощь, о которой просят ребенка,
должна быть посильной для него; во-вторых,
эта помощь должна реально осуществляться;
в-третьих, форма обращения должна быть
этически выдержанной. Для этого могут
быть использованы следующие фразы: "Помоги...";
"Помоги, пожалуйста..."; "Не мог
бы ты мне помочь..."; "Я был бы счастлив,
если бы у меня тоже было..." После того,
как помощь оказана, следует выразить
благодарность школьнику за участие, которое
он принял в судьбе другого человека, за
то облегчение, которое он доставил своими
усилиями. 3. Поддержание оптимистического рубежа.
Французы шутят, что оптимизм — это отсутствие
информации. Возможно, какая-то доля истины
в этом присутствует, но для сторонника
осознанного продвижения человека вперед
по жизни данный афоризм воспринимается
только как шутка. Оптимизм — это радость
жизни, это надежда и вера в будущее, вера
не бездоказательная, а основанная на
логике, факте, осознании закономерностей
развития. Без такого оптимизма человек
обрекает себя на постоянные мучительные
скитания от одной случайности к другой,
от одного происшествия к другому. Отсутствие
оптимизма — это не только унылое существование.
Это положение, при котором человек не
имеет, не видит, не осознает цели и перспектив
своей жизни, своего развития. Понимание
противоречия между тем, что он представляет
собой в данный момент, и перспективным
достижением исключает из его жизни пессимизм,
заставляет действовать в соответствии
с намеченными устремлениями, а значит,
и развивает.
Заключение.
Проблема педагогического
общения является в настоящее
время одной из наиболее сложных проблем , поскольку общение в
педагогической деятельности выступает
как средство решения учебных задач, как
социально-психологическое обеспечение
воспитательного процесса и как способ
организации взаимоотношений педагога
и детей, обеспечивающий успешность обучения
и воспитания. В общении складывается
важная система воспитательных взаимоотношений,
способствующих эффективности воспитания
и обучения. В педагогической деятельности
общение приобретает функциональный и
профессионально значимый характер. Оно
выступает в ней как инструмент воздействия,
и обычные условия и функции общения получают
здесь дополнительную «нагрузку», так
как из аспектов общечеловеческих перерастают
в компоненты профессионально-творческие.
Педагогическое общение – система ограниченного
социально-психологического взаимодействия
педагога и воспитуемых, содержанием которого
является обмен информацией, оказание
воспитательного воздействия, организация
взаимоотношений с помощью коммутативных
средств. Педагог является инициатором
этого процесса, организуя его и управляя
им.
Правильное использование средств и техники
поможет педагогу избежать многих трудностей
при общении. Можно узнать о том, как сделать
свою речь более выразительной, как правильно
планировать и готовиться к педагогическому
общению, о том, как управлять мимикой
и жестами.
Педагогическое общение должно быть эмоционально
комфортным и личностно развивающим. Профессионализм
общения состоит в том, чтобы преодолеть
естественные трудности общения из-за
различий в уровне подготовки, способности
помогать детям обрести уверенность в
общении в качестве полноправных партнеров.
Для воспитателя важно помнить, что оптимальное
общение – не умение держать дисциплину,
а обмен с учдетьми духовными ценностями. Литература. 1. Большой психологический словарь. Под
ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. –СПб.,2003. 2. Бодалев А. А. Психология общения. М.: Изд-во
«Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 213 с.
3. Василькова Ю. В. Социальная педагогика.
М., 2000г.
4. Волкова Е. Трудные дети или трудные
родители. М., 1992г. 5. Золотнякова А. С. Личность в структуре
педагогического общения. - Ростов н/Д:
РГПИ, 1979. – 323 с.
6. История социальной педагогики. Под
ред. Галагузовой М. А. М., 2000г. 7. Кан-Калик В. А., Ковалев
Г. А. Педагогическое общение как предмет
теоретического исследования // Вопросы
психологии. – 1985. – №4. С.9-16.
8. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987г. 9. Столяренко Л. Д. Педагогическое
общение // Л. Д. Столяренко Педагогическая
психология для студентов вузов. - Ростов
н/Д: «Феникс», 2004. - C. 238-247.
10. Умом и сердцем. Сост. Монахов Н. И. М.,
1980г.
11. Хрестоматия по психологии. Под ред.
А. В. Петровского, М., 1987.