Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:12, реферат
Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.
Введение
1. Понятие о способностях и их природе
2. Способности, задатки и индивидуальные различия
Заключение
Список используемых источников
Концепция наследования способностей нашла отражение во взглядах, связывающих способности человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Взвешивание мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так масса мозга И.С.Тургенева - 2012г., мозга Д. Байрона - несколько меньше - 1800 г, аналогичные результаты дало взвешивание мозга ряда выдающихся людей. Однако можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса - 1017. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг - более 3000 г - оказался у умственно отсталого человека. Однако в обыденном сознании эта связь оказалась очень стойкой: индивида с высоким лбом заведомо наделяют умом и ожидают от него разумных предложений, а умственные способности человека с низким лбом оцениваются крайне невысоко, без всякой на то научной основы.
Особенно впечатляет история семьи
немецких музыкантов Бахов. Впервые
большие музыкальные
Установлено также, что прабабушка Л.Н. Толстого - Ольга Трубецкая и прабабушка А.С. Пушкина - Евдокия Трубецкая были родными сестрами. 5 крупнейших представителей немецкой культуры - поэты Шиллер и Гельдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок - Иоганн Кант, живший в XV в.
В пользу наследственности способностей
свидетельствуют также
Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о случаях социальной, изоляции, ведущих к дефициту общения, в особенностях о так, называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уровне, даже невозможности собственно человеческого развития вне социума. Доказательства представляют также факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Пример такого развития был обнаружен в исследовании звуковысотного слуха, которое проводилось О.Н. Овчинниковой и Ю.Б. Гиппенрейтер под руководством А.Н. Леонтьева.
Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту перцептивную способность с помощью специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне не музыкальны. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звукочастотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые, обнаружили также 100% музыкальности. Эти удивительные различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к тембровым, второй - к тональным языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в русском языке такой функции у высоты речевых звуков нет. В русском, как и во всех европейских языках, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Пример этот поучителен, так как показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой "классической" способности, какой всегда считался музыкальный слух.
Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие - только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры "выращивания" своих одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по умственному развитию детей начинают с 4-5 лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя давать отдыхать. Представители института внушают родителям, что умственный потенциал их детей не уступает умственному потенциалу Леонардо да Винчи, Шекспира, Моцарта и Эйнштейна.
Однако жизненные наблюдения и
специальные исследования свидетельствуют,
что нельзя отрицать природных предпосылок
способностей. Не признавая врожденности
способностей, психология не отрицает
врожденность особенностей строения мозга,
которые могут оказаться
По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности. Развиваясь на основе задатков, способности являются все, же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое сами задатки входят лишь как предпосылка.
Например, задатки интеллектуальных, способностей проявляются, прежде всего в функциональной деятельности мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и пр., - т.е. в том, что И.П. Павлов назвал генотипом (врожденными особенностями нервной системы). Развитие интеллектуальных способностей связано также с кровоснабжением мозга. Обильное снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости, а в целом - большей интеллектуальной работоспособности. В тех случаях, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается раннее утомление при напряженной умственной работе, а соответственно - и меньшая ее продуктивность.
Врожденные особенности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П. Павлов выделял 2 типологии людей:
· в зависимости от типа высшей нервной деятельности
· в зависимости от соотношения сигнальных систем.
Тип высшей нервной деятельности (сила,
уравновешенность, подвижность и
пр.) оказывает существенное влияние
на развитие способностей человека. Так,
сила нервных процессов в сочетании
с уравновешенностью и
Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы, с присущим им отражением деятельности позволяет выделить 3 типа, обозначенные И.П. Павловым, как художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (равное представительство).
Основные отличия
Значение задатков для различных
способностей неодинаково. Так, оно
отчетливо обнаруживается в музыкальных
способностях, существенной предпосылкой
которых является тонкий слух. Но строение
периферического (слухового) и центрального
нервного аппарата - это именно задатки
для развития музыкальных способностей,
предпосылки их развития. Сами же музыкальные
способности в подлинном смысле
слова - это свойства и данные, необходимые
для музыкальной деятельности. Строение
мозга не предусматривает, какие
профессии, специальности, связанные
с музыкальным слухом, сложатся в
человеческом обществе. Не предусмотрено
и то, какую область деятельности
изберет для себя человек и
какие возможности будут
Развитие задатков - социально обусловленный
процесс, и если в обществе возникла
потребность в таких
Задатки неспецифичны по отношению
к конкретному содержанию и конкретным
формам деятельности, они многозначны;
на основе одних и тех же задатков
могут развиваться различные
способности в зависимости от
характера требований, предъявляемых
деятельностью. Так, человек, обладающий
хорошим слухом и чувством ритма,
может стать музыкальным
В настоящее время сущность продуктивных
проявлений задатков исследовала недостаточно,
здесь наука идет как бы от противного,
изучая их дефекты. Так, например, при
некоторых врожденных или приобретенных
в раннем возрасте аномалиях мозга
(олигофрения) задатки способностей
к любому виду деятельности утрачиваются.
Любая человеческая деятельность имеет
сложную структуру и для ее
успешного выполнения недостаточно
одного какого-либо качества, даже если
оно достигло очень высокого уровня
развития. Способности человека к
определенной деятельности представляют
собой совокупность психических
качеств, также имеющих сложную
структуру. Она определяется требованиями
конкретной деятельности и является
различной для разных ее видов. Так,
в результате своих исследований
Б.М. Теплов пришел к выводу, что для
занятия любым видом
Структура литературных способностей
включает в себя высокий уровень
развития эстетических чувств, наличие
ярких наглядных образов