Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:12, реферат
Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.
Введение
1. Понятие о способностях и их природе
2. Способности, задатки и индивидуальные различия
Заключение
Список используемых источников
При этом первые 4 категории перечисленных свойств следует рассматривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности, а не считать их компонентами способностей, так как иначе компонентами способностей должны считаться интересы, склонности, умения и навыки.
Последняя группа качеств является специфической, проявляющей успешность только в математической деятельности. Это объясняется тем, что они, во-первых, проявляются в специфической сфере и не связаны с проявлением способностей в других областях. Так, например, судя по биографическим данным, А.С. Пушкин много слез пролил в лицее над математикой, но заметных успехов не показал; Д.И. Менделеев в школе отличался большими успехами в области математики и физики, а по языковым предметам имел твердую "единицу". С другой стороны, известный математик С. Ковалевская была талантливой писательницей, как и английский профессор математики Ч.Л. Доджсон, написавший под псевдонимом Льюиса Кэррола известную книгу "Алиса в стране чудес". Во-вторых, целый ряд специальных исследований не выявил связей между показателями общего интеллекта и математическими способностями. В-третьих, в школьной практике, как указывают многие учителя, проявление математических способностей не связано с успехами в изучении других предметов.
К специальным способностям относятся также музыкальные, литературные, сценические, и т.п. Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.
Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого 2-З-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек, как минимум, должен обладать соответствующими знаниями и умениями.
Специфические различия в одаренности
обнаруживаются главным образом
в направленности интересов. Одни останавливаются
на математике, другие - на истории, третьи
- общественной работе. Дальнейшее развитие
способностей происходит в конкретной
деятельности. В структуре способности
к определенной деятельности можно
выделить качества, которые занимают
ведущее положение, те, что являются
вспомогательными. Так, в структуре
изобразительных способностей ведущими
свойствами будут высокая природная
чувствительность зрительного анализатора:
чувство линии, пропорции, формы, светотени,
колорита, ритма; сенсомоторные качества
руки художника; высокоразвитая образная
память и т.д. К вспомогательным
же качествам можно отнести
Заключение
Первичный этап в развитии любой
такой способности связан с созреванием
необходимых для нее
Важным моментом в развитии способностей
у детей выступает
Список используемых источников
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2003.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2001.
3. Бернс Р. Развитие «Я-
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
5. Ильин Е.П. Психология
6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Москва-Воронеж. 1996.
7. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. - М., 2002.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.
9. Симонов П.В., Ершов П.М., Темперамент, характер, личность. - М., 1984.