Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 01:55, контрольная работа

Описание работы

Любые добрачные отношения начинаются с выбора партнера. Поэтому начальные этапы развития отношений обладают одинаковыми чертами и когда добрачные отношения переходят затем в брачные, и когда они по какой-либо причине распались, не достигнув той стадии, на которой принимается решение о вступлении в брак, и даже в тех случаях, когда возможный брак вообще не является осознанной причиной гетеросексуальных отношений [5] .

Файлы: 1 файл

контр. работа семейн консульт..doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)
  1. Нарушение супружеских отношений рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов.
  2. Актуальные семейные конфликты анализируются с учетом повторения прошлых конфликтов, а также примеров поведения, полученных в предыдущих эмоционально окрашенных отношениях.
  3. Большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение каждого из супругов.
  4. Источником перемен являются способности устанавливать связи между прошлым и настоящим и контролировать свое поведение.

В свою очередь, бихевиористическое направление опирается на положение о том, что человек является продуктом среды и ее творцом одновременно. Поведение детерминируется в процессе научения. В связи с этим, консультирование по поводу нарушений в семейных отношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов обусловливания и научения.

Принципы системного подхода к консультированию семьи подробно описаны в работе А. Варги:

1. Циркулярностъ. Все происходящие в семье события подчиняются круговой причинности, а не линейной. Поведение членов семьи взаимосвязано — невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи.

2. Гипотетичность. Работая с семьей во время консультации, системный консультант проверяет свою первичную гипотезу относительно смысла и цели возникновения семейной дисфункции. Для того чтобы сформулировать еще до начала работы с семьей системную гипотезу, Варга А. предлагает задать человеку, обратившемуся за консультацией, следующие вопросы: «На что жалуется обратившейся за помощью? (Это супружеская проблема или детско-родительская?)», «Кто является инициатором обращения?», «Каков состав семьи?», «Сколько лет детям и другим членам семьи?» .

3. Нейтральность. Это характеристика внутренней позиции консультанта. Ему необходимо уметь слушать внимательно и участливо всех членов семьи, понимать переживание каждого человека и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону [3].

Психолог Карабанова О. А. в своей работе основными принципами семейного консультирования, как и любого вида психологического консультирования, считает следующие:

Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим этическим принципом семейного консультирования. Никто не может быть принужден к психологическому диагностическому освидетельствованию или подвергнут психологическому воздействию без добровольного согласия.

Принцип конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования.

Принцип личной ответственности клиента означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы и одновременно ответственности за реализацию принятого решения, его последствия и риски. Обратной стороной медали указанного принципа является готовность клиента к саморазвитию, рефлексии своих семейных отношений, действий и их причин, «сильных» и «слабых» сторон своей личности.

Принцип профессиональной компетентности и  ответственности консультанта. От профессиональной компетентности психолога зависит благополучие семьи и ее будущее развитие. Соответственно, требования к профессиональной подготовке и квалификации консультанта должны обеспечить необходимый уровень компетентности в решении проблем развития и функционирования семьи.

Принцип стереоскопичности диагноза определяет требование исследования психологических особенностей семьи с позиций всех ее членов, «глазами» всех участников семейного процесса. Стереоскопичность диагноза означает построение объемной картины семьи, в которой соотнесены образы семьи у каждого ее члена и объективная ситуация семейного взаимодействия.

Принцип реконструкции истории семьи требует воссоздания генезиса семьи и развития истории семейных отношений. Как правило, реконструкция истории семьи сочетается в семейном консультировании с направленностью на установление причинно-следственных зависимостей. Реализация указанного принципа стимулирует развитие рефлексивности партнеров, раскрывает возможности для совместного анализа проблемной ситуации, ее интерпретации и принятия решений.

Принцип совместной выработки решений является логическим продолжением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Решения и рекомендации нельзя давать клиенту в готовом виде — это основной постулат психологического консультирования.

Принцип привлечения широкого социального  окружения предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи семье в решении возникающих проблем.

Принцип комплексности в работе с семьей. Очевидно, что специалисты по семейной психологии и семейному консультированию, как правило, работают в тесном контакте с возрастными и детскими психологами, социальными работниками, педагогами и воспитателями, врачами, семейными психотерапевтами, юристами, сексологами.

Принцип единства диагностики и коррекции означает, что любая диагностическая процедура имеет несомненное коррекционное значение, представляет собой вид психологического воздействия, обладающего определенным эффектом для личности и семьи.

Принцип структурирования позиций в процессе консультирования. Позиционирование консультанта и клиента осуществляется в начале установления контакта и выполняет функцию организации совместной деятельности по анализу проблемы и поиску ее решения.

Принцип выявления подтекста обращения  клиента. При определении подтекста жалобы следует обратить внимание на характер мотивационной направленности клиента и его отношения с консультантом. Выявление подтекста обращения — необходимое условие для грамотного построения стратегии и тактики проведения консультации [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Айгумова З.И. Мотивация выбора супруга [Текст] / Айгумова З.И., Айгунов В.Р. — М.: «Прометей» МПГУ, 2010. – 216 с.
  2. Буренкова Е.В. Влияние идеального образа партнёра на межличностные отношения в парах [Текст] / Буренкова Е.В, Хомиченко Е.Н. // Семейная психология. – 2007 г. –№. – С. 43-55.
  3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс [Текст]/Варга А. Я., Драбкина Т. С. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст]/А. Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. — М.: Когито-Центр, 2000. — С. 180—224.
  5. Выбор брачного партнера и развитие добрачных отношений: [Электронный документ]. (http://psyfactor.org/lib/loveplus2.htm). Проверено 26.08.2012.
  6. Выбор брачного партнера: [Электронный документ]. (http://www.psycholog-consultant.ru/situation/134/index.php). Проверено 26.08.2012.
  7. Гаврилова Е. А. Психологическая характеристика выбора брачного партнера – основа для развития гармоничных отношений в браке [Текст] / Е. А. Гаврилова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 17-22.
  8. Зритнева Е.И. Социально – психологические основы и педагогические условия формирования готовности молодёжи к браку и семейной жизни [Текст] // Семейная психология. – 2005 г. – №3. – С. 13-28.
  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие/О. А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  10. Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. – М.: ЭКСМО, 2005. – 992 с.
  11. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи [Текст] / А.М. Швец, Е.А. Могилевских, Е.Ю. Каргаполова // Вопросыпсихологии. – 2006. – № 2.– С. 89, 93, 96
  12. Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст]: учеб. пособие/ А.А. Осипова. – М.: СФЕРА, 2002 г. – 510 с.
  13. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие/ Н.Н. Посысоев. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  14. Психология предбрачного ухаживания: [Электронный документ]. (http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/146-psixologiya-semejnyx-otnoshenij/948-psixologiya-predbrachnogo-uxazhivaniya). Проверено 26.08.2012.
  15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие для ВУЗов / Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.
  16. Ценность информации в ситуации выбора брачного партнера [Текст] /Т.С. Чистякова// Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. – №2.– С. 137-142.
  17. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. [Текст]/Л.Б. Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

 


Информация о работе Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака