Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:15, реферат
Исходным для объяснения источников активности поведения человека является понятие “нужды” и “потребности”. Потребность определяется, как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и уже с момента своего рождения имеет потребности и нужды, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Однако “потребность” и “нужда” – неодинаковые понятия.
Побудительные мотивы поведения
В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия “нужда”, “потребность”, “желание”, “мотив”.
Нужда и потребность
Исходным для объяснения источников активности поведения человека является понятие “нужды” и “потребности”. Потребность определяется, как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и уже с момента своего рождения имеет потребности и нужды, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Однако “потребность” и “нужда” – неодинаковые понятия.
Так, например, несколько человек нуждаются в пище и одновременно заходят в столовую. Предположим, что чувство голода у них примерно одинаковое, а ассортимент предлагаемых блюд очень разнообразен. И тогда мы будем наблюдать, как по – разному посетители удовлетворяют свой голод (т.е. нужду в пище), в зависимости от привычек, вкусов, традиций, уровня дохода и индивидуальных пристрастий. Из примера видно, что потребность – это индивидуальная форма одинаковой для всех людей нужды.
И так, потребность – это нужда, принявшая определённую, специфическую форму в соответствии с уровнем развития отдельного, конкретного человека и общества в котором он живёт.
Индивидуальные вкусы, особенности и предпочтения человека
Потребность
Нужда
+ =
Рис.1 – Взаимосвязь нужды и потребности
Святитель Феофан так описывает побудительную сторону поведения человека: "Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские - семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать их удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена: потому с пробуждением ее рождаются и разные желания - то того, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями и не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя".
Потребности
Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо - это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить. Но одно дело - испытывать стремление, а другое - осознавать его.
В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения. Влечение неосознанно и беспредметно. Пока человек лишь испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен направить свое действие.
Опредмеченная потребность есть желание. Психолог А. Н. Леонтьев писал: “... в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность “не знает” своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом”.
ПОТРЕБНОСТЬ
Желание
Осознанное и предметное переживание потребности
Влечение
Неосознанное переживание потребности
Рис.2 – Потребность в качестве влечения и желания
Субъектное переживание потребности должно стать осознанным и предметным - влечение должно перейти в желание. По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Опредмечивание и осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению.
Цель и есть осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено желание человека.
Влечение
Осознание
потребности
Желание
Постановка цели, разработка плана
Рис. 3 – Алгоритм организации поведения человека
Осознанная связь между потребностями и предметами устанавливается в реально - практическом опыте удовлетворения этих потребностей. Включаясь в процесс осознания субъектом своих потребностей, предметы становятся объектами желаний и возможных целей его действий.
Происхождение потребностей
История развития человека связана с историей развития его потребностей. Потребности человека в пище, в жилье, одежде, отдыхе побуждают его к деятельности. Труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения первоначальных потребностей человека, порождает все новые и новые потребности. Развитие потребностей включено как необходимый момент в производство.
ПОТРЕБНОСТИ
(ВЛЕЧЕНИЯ)
ПРОИЗВОДСТВО
ПРЕДМЕТЫ
(продукты производства)
Предметы 1
ПОТРЕБНОСТИ
(желания)
Предметы 2
Предметы N
Предметы 3
ПОТРЕБНОСТИ N
(желания)
ПОТРЕБНОСТИ 1
(желания)
Рис. 4 - Формирование новых потребностей в процессе производства
Становление многообразных
форм культуры, человеческая деятельность
порождает и соответствующие потребности,
выходящие за рамки его органической жизни,
отражающие в себе все многообразие и
богатство исторически развивающейся
деятельности, все богатство создаваемой
культуры.
В соответствии с этим потребности
человека разделяют на материальные (в
пище, в жилье, в одежде, предметах обихода
и т.п.) и духовные (в общении, в занятиях
наукой, искусством и т.п.). В психологии
существуют различные классификации потребностей
человека.
Самая популярная классификация была разработана основателем гуманистической психологии А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей человека:
При этом первые две группы составляют класс первичных потребностей. Остальные три – класс вторичных. И если мы говорим о первичных потребностях, то они по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными. Вторичные – по природе своей психологические. То есть первичные потребности заложены генетически, а вторичные осознаются с опытом.
Зачастую предлагаемые
классификации потребностей человека
являются эмпирическими, основанными
на здравом смысле. Это объясняется отсутствием
обоснованной теории происхождения человеческих
потребностей. Ниже приводится гипотеза
природы человеческих потребностей, излагаемая
в контексте содержательно - генетической
логики.
Изначально потребности
новорожденного абстрактны и бессодержательны,
так как они еще неопредмечены. Потребность
определяется через свой предмет, и вне
его она всегда формальна. Можно говорить
только о ее интенсивности, напряженности,
как динамической интенции.
Но и по своему
истоку (как нужда) ее идеальным способом
выражения, по замечательной мысли Г. Гегеля,
может быть только крик - абстрактное,
всеобщее, “никакое требование”. Вот
это “никакое требование” зачастую и
определяется в психологии в качестве
потребности. При этом потребность понимается
либо как развивающаяся “изнутри”, как
требование к своему окружению, как навязывание
ему своего состояния, как замена действительности
реальной - нужной, требуемой для себя.
Либо потребность трактуется как формирующаяся
“извне”, как вынужденная удовлетворенность,
как состояние принужденности, которое
может стать порабощающей силой, внутренним
насилием над субъектом.
Однако данная альтернатива
неправомерна; потребность возникает
(и она все-таки действительно возникает)
не извне и не изнутри, а “между”. Изначально
(в младенчестве) есть совместное бытие
(со=бытие) взрослого и ребенка, исключающее
какие бы то ни было требования, а соответственно,
и потребное поведение. У ребенка нет никаких
требований к взрослому (он “не знает”,
чего требовать), а взрослый не может ничего
потребовать от ребенка (еще не к кому
предъявлять требования). Существует единственное
обстоятельство, порождающее “потребность”
- это случай, когда взрослый отказывается
от события с ребенком, когда он подменяет
себя, подставляет на свое место какой-либо
предметный заместитель. Заместитель
предметен лишь по форме, его содержанием
всегда является другой человек.
Вот этой-то подменой,
отчуждением взрослого и формируется
впервые специфический функциональный
орган – “потребность”, которая впоследствии
начинает жить своей собственной “жизнью”:
определяет, требует, принуждает человека
к осуществлению определенной деятельности
или поведения. Г. Гегель писал, что “...
мы скорее служим нашим чувствам, влечениям,
страстям, интересам и тем более привычкам,
чем обладаем ими”.
Частичное отсутствие взрослого
в жизнедеятельности ребенка обусловливает
и многопредметность “потребности”,
понимаемой в психологии как система мотивов.
По сути же, любая “потребность” - это превращенная форма требования о полном присутствии другого.
Понятно, что обнаружение
принудительного характера собственных
потребностей и попытки освобождения
от них требуют от человека их глубокого
осознания и сугубо практического преодоления.
Однако преодоление причинной (потребностной)
детерминации поведения человека
предполагает высокий уровень его духовного
развития.
Мотивы
На уровне субъектности
доминирующей формой проявления потребности,
побуждающей и определяющей выбор направления
деятельности, ее предмета, ради которого
она осуществляется, является мотив. Совокупность
внешних и внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих ее,
представляет собой процесс мотивации
его поведения.
Существуют различные формы
мотивов, одни из которых носят побудительный
характер, а другие - притягательный.
К побудительным относят установки, влечения, желания; к притягательным - интересы, мечты, идеалы, убеждения.
МОТИВЫ
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ |
ПРИТЯГАТЕЛЬНЫЕ |
Установки, влечения, желания |
Интересы, мечты, идеалы, убеждения |
Таблица 1 – Побудительные и притягательные мотивы поведения
Установка - это
механизм неосознаваемой регуляции поведения;
предрасположенность субъекта, возникающая
при предвосхищении им появления определенного
объекта и выражающаяся в готовности его
к деятельности. Всякая установка представляет
собой отношение потребностей субъекта
к ситуации действия.
Влечение представляет
собой психическое состояние, выражающее
недифференцированную, неосознанную или
недостаточно осознанную потребность
субъекта. Влечение является преходящим
состоянием: по мере того как оно осознается
или находится предмет удовлетворения
потребности, на который направляется
влечение, оно необходимо переходит в
желание.
Желание есть
переживание и осознание возможности
чем-либо обладать или что-либо осуществить.
Желание как мотив деятельности характеризуется
отчетливой осознанностью предмета потребности
и возможных путей ее удовлетворения.
Будучи эмоционально окрашенным, желание
обостряет осознание цели будущего действия
и построение его плана. Желание, таким
образом, в отличие от влечения, является
объективированным, опредмеченным переживанием.