Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:15, реферат
Исходным для объяснения источников активности поведения человека является понятие “нужды” и “потребности”. Потребность определяется, как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и уже с момента своего рождения имеет потребности и нужды, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Однако “потребность” и “нужда” – неодинаковые понятия.
Интерес - форма
проявления познавательной потребности
субъекта, сосредоточенность на определенном
содержании, вызывающем стремление понять
его. С. Л. Рубинштейн определяет интерес,
как сосредоточенность помыслов субъекта
на определенном предмете. Под помыслами
при этом понимается сложное и неразложимое
образование - направленная мысль, мысль-забота,
мысль-приобщение, внутри себя содержащая
и специфический эмоциональный заряд.
Интерес сказывается на направленности
внимания и мыслей. Интерес - это мотив,
который действует в силу своей осознанной
значимости и эмоциональной привлекательности.
Мечта, как мотив
поведения, есть созданный в представлении
образ желаемого. Мечта выражает потребность
человека в таких предметах или условиях
существования, которые не представлены
в наличной ситуации, но которые могут
быть созданы в результате его деятельности.
Мечта - это своего рода отсроченное желание.
Мечта всегда направлена на будущее, на
перспективы жизни и деятельности человека.
Если бы у человека не было образа желаемого
будущего, то он не мог бы активно трудиться
и преодолевать препятствия. Мечта позволяет
человеку наметить будущее и организовать
свое поведение для его осуществления.
Идеалы представляют
собой совокупность норм поведения, воплощающих
наиболее ценные и привлекательные человеческие
черты. В идеале человек особенно ценит
то, чего ему, как правило, недостает. Идеал
выражает не то, чем на самом деле человек
является, а то, каким он желал бы быть.
Это лучшие тенденции, которые, воплотившись
в соответствующем образе, становятся
стимулом и регулятором развития человека.
Убеждения - осознанная
потребность личности, побуждающая ее
действовать в соответствии со своими
ценностными ориентациями и идеалами.
Совокупность убеждений выступает как
мировоззрение человека. Помимо осознанности,
убеждения характеризуются связью с миром
чувств. Убеждения есть система осознанных
и проникнутых чувством жизненных принципов.
Убеждения выступают как сильнейшие побудители,
как жизненно значимые мотивы поведения
человека.
В своей совокупности потребности, интересы,
желания, мечты, идеалы, убеждения составляют
направленность личности, выступающую
в качестве интегративного внутреннего
фактора мотивации поведения и деятельности
человека. Между различными побуждениями
человеческой деятельности устанавливается
определенная иерархия - одни мотивы занимают
ведущее место, другие - подчиненное. Иерархия
мотивов, или направленность личности,
выступает важнейшим ее параметром и механизмом
ее развития. Иерархия мотивов определяет
последовательность вступления в действие
того или иного побуждения и регулирует
направление наших мыслей и поступков.
Осознание своих мотивов приводит человека
к постановке задачи или к выявлению цели.
Цель - это представляемый результат деятельности.
Процесс определения и постановки цели
есть процесс целеполагания.
В реальных соотношениях мотива и целей
возникает особая функция мотива - смыслообразующая.
Один и тот же мотив может реализоваться
в различных действиях, явиться основанием
для постановки различных целей. Отражение
в сознании субъекта отношения мотива
деятельности к цели действия образует
личностный смысл деятельности.
Деятельность человека является, как правило,
полимотивированной, т.е...отвечающей одновременно
двум или нескольким мотивам. По мысли
А. Н. Леонтьева, это происходит потому,
что "действия человека объективно
всегда реализуют некоторую совокупность
отношений: к предметному миру, к окружающим
людям, к обществу, к самому себе". При
этом одни мотивы, побуждая деятельность,
придают ей личностный смысл; другие, сосуществующие
со смыслообразующими мотивами, выполняют
роль побудительных стимулов.
Смыслообразующие мотивы выступают как
главная причина побуждения деятельности,
основа постановки цели, выбора средств
и способов ее достижения. Психолог В.
А. Иванников высказывает предположение
о том, что "в условиях актуально переживаемой
потребности побуждающая сила исходит
не от нее самой, а от создаваемого ею биологического
или личностного смысла предмета и действия
по отношению к этому предмету. Но это
означает, что между мотивами как основанием
действия и побуждением к активности находится
смысл действия и побудительная функция
мотива реализуется только через смысл".
Поэтому необходимо специально различать
не только причинную (побудительную) детерминацию
поведения и деятельности субъекта, идущую
со стороны потребностей и мотивов, но
и целевую (притягательную) детерминацию,
идущую из будущего - от смыслов, целей,
идеалов и убеждений.
Регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами субъекта составляют основную функцию воли человека.
Направленность личности – одна из ее подструктур, являющаяся ее высшим уровнем. Направленность личности рассматривается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и характеризуется: уровнем развитости, широтой развитости, интенсивностью и действенностью.
Каждый человек, каждая личность имеет свой уровень сформированности направленности. Эти уровни различаются не только по содержанию, но и по огромному разнообразию личностных черт, выполняемым функциям, группировке и субординации признаков, компонентов. Это обусловливает личное многообразие разных людей, уникальность каждого человека.
Формами направленности личности являются: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, порывы, убеждения, ценности, ценностные ориентации.
Эти формы направленности личности можно классифицировать на воззренческие и побудительные. Основание классификации – два атрибута психики: сознательность (воззренческие формы) и активность (побудительные) – см. рис. 1.
Воззренческие формы – это мировоззрение и его компоненты: ценности, идеалы, жизненные принципы, ценностные ориентации. Мы их рассмотри ниже, поскольку это требует более подробного обсуждения.
Побудительные формы направленности личности. К ним относятся:
· влечения – наиболее примитивная форма направленности личности, переживание смутной потребности. Выступает как неоформленное, недифференцированное, недостаточно осмысленное побуждение;
· желания – более высокая форма направленности личности, чем влечение, но более низкая, чем интерес. Осмысленное побуждение и удовлетворение конкретной потребности осознанными действиями, деятельностью;
· интересы – форма побуждения к мотивированной деятельности, отличающаяся проявлением познавательных потребностей и сосредоточением внимания на определенном предмете, явлении;
· склонности – форма, включающая интересы, волевые усилия и побуждения удовлетворить их в своей деятельности.
· порывы – сильные, мгновенные проявления каких-либо чувств, сопровождающиеся побуждением сделать что-либо;
· стремления – побуждения, хорошо осознанные по своей цели, с которыми стойко связаны, и выраженными стойкими усилиями для ее достижения.
Качественные характеристики побудительных форм направленности личности приведены в таблице 1.
Рис. 1. Формы направленности личности
Таблица
1. Качественные характеристики
побудительных форм направленности личности
Побудительные формы направленности личности |
Качественные характеристики |
Влечения |
Неопределенные |
Желания |
Непостоянные, интуитивные |
Интересы |
Ценностные, избирательные |
Склонности |
Интересы плюс побуждения к действию, деятельности |
Порывы |
Эмоционально сильно окрашенные, кратковременные, интенсивно выраженные |
Стремления |
Длительные, четко осознанные
по цели с выраженными волевыми усилиям
и стойким эмоциональным |
Интегративной формой направленности личности, объединяющей мировоззрение и стремления к его реализации являются убеждения личности (см. ниже).
Мировоззрение личности. Мировоззрение личности (индивидуальное мировоззрение) – система имеющихся у нее понятий и представлений о мире: природе, человеке, обществе и о самой себе, своем месте, своей роли в этом мире. Мировоззрение имеет огромный жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения человека, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы и т.д.
Различают три типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение; религиозное мировоззрение; научное (философское) мировоззрение. Все эти типы мировоззрения образуют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов: как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество и т.д.
На житейском, обыденном уровне мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и передающимися из поколения в поколение житейским, бытовым опытом людей.
Религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение дает человеку фантастическую картину мира и связано с признанием сверхъестественного мирового начала.
Научное мировоззрение. Научное (философское) мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе, человеке и обществе и обладает логической доказательностью.
Научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы, человека и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков. Оно вооружает совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций.
Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения личности являются:
– системность научного знания, объясняющего сущность и законы развития природы, человека и общества;
– развитая способность диалектического осмысления действительности, дальнейшего развития мировоззрения, умелого анализа новых явлений, событий.
Компонентами мировоззрения человека являются ценности.
Ценности. Ценности соотносятся с мировоззрением как часть и целое (рис. 1.). Ценности определяются как явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т.е. способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности), социальных групп, классов, общества (социальные ценности), служить их интересам и целям. Люди не только познают свойства явлений и предметов, но и оценивают их с точки зрения их полезности или вредности для своей жизни, для общества, для природы и т.д.
Там, где нет человека, бессмысленно говорить о ценности чего-либо, ценности самой по себе. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества можно говорить о ценности атмосферы для жизни людей, о недопустимости ее загрязнения. Ценности подразделяются на природные: необходимые естественные условия существования человека (солнечное тепло, воздух, влага и т.п.); жизненные (здоровье, любовь к близким людям и т.д.); экономические: предметы труда, орудия производства, материальные блага; социальные, включающие как материальные, так и идеологические отношения (свобода, равенство, справедливость и т.п.); этические (добро, честность, верность долгу и др.); эстетические (красота); научные (истина).
Компонентами ценностей человека (и, соответственно, его мировоззрения) являются идеалы (рис. 1.).
Идеалы. Идеалы соотносятся с ценностями как часть и целое. Идеал – образ совершенства чего-либо, кого-либо или в чем-либо. Например, идеальный продукт, идеальный костюм, идеальный друг и т.д.
В том числе идеалом является высшая цель, определяющая стремления, поведение, деятельность человека, группы, класса или всего общества в целом. Это может быть образ совершенного общественного строя (общественно-политический идеал), совершенные моральные качества личности и отношения между людьми (нравственный, этический идеал), прекрасный, гармонично развитый человек (эстетический идеал) и т.д.
Функция идеала заключается
в том, что он, будучи формой осознания
несовершенства предметов, явлений, несовершенства
общества и личных недостатков, вдохновляет
людей на изменение, развитие самих
себя, условий жизни, на изменение
общества и т.д. Идеал задает цель
личностного
Личностные идеалы строятся зачастую на основе образов конкретных людей. У маленького ребенка это чаще всего образы его матери и отца – он стремится им подражать. В более старшем возрасте ребенок, юноша, девушка стремятся подражать образам литературных героев, киногероев, конкретных исторических личностей и т.д., которые для них являются идеалами.
Ценностные ориентации. Ценностная ориентация определяется как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, выраженное в его поведении, деятельности. Ценностные ориентации отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Система ценностных ориентаций личности образует своего рода ось сознания, обеспечивающую ее устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности.
В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором мотивации действий и деятельности.
Ценностные ориентации соотносятся с ценностями как часть и целое (рис. 1.). Но отличие их в том, что человек может рассматривать тот или иной предмет, явление как ценность, но не использовать, не реализовать их в действительности. Так, например, здоровье, безусловно, является важнейшей ценностью для любого человека – ведь вряд ли найдется кто-то, кто хочет болеть. Но человек, к примеру, курит, что вредит его здоровью.
То же самое с идеалами.
К примеру, у того или иного
мужчины есть идеал женщины. Но идеал
ему не встретился, и он женился
на более или менее ему
Ценностные же ориентации являются факторами, непосредственно вызывающими побуждение человека к действию.
У каждого человека существует своя собственная система ценностей и ценностных ориентаций (уникальность личности). Зрелая личность отличается широтой ценностных ориентаций и четко выстроенной иерархией ценностей.
Компонентом ценностных ориентаций выступает жизненная позиция личности – наиболее выраженные ценностные ориентации, определяющие самые стойкие мотивы деятельности. В том числе, жизненная позиция личности включает в себя жизненные принципы личности – систему норм поведения, деятельности – нравственных, эстетических и т.д.