Подростковый ребенок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Актуальность нашего исследования связана с тем, что проблема психического развития детей, становление человеческой личности является одной из самых сложных и крайне важных в психологии.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.94 Кб (Скачать файл)

1. Стремление проявлять волевые  усилия в самовоспитании и  в то же время не всегда  положительное отношение к конкретным  приёмам самовоспитания, которые  рекомендуют взрослые;

2. Чуткость, восприимчивость к нравственной  оценке своей личности со стороны  коллектива и стремление показать  равнодушие к этой оценке, действовать  по-своему;

3. Стремление к идеалу и принципиальность  в больших, ответственных делах  и беспринципность в малом,  незначительном;

4. Желание формировать стойкость,  выдержку, самообладание и в то  же время проявление детской  непосредственности, импульсивности  в поведении, речи, тенденции к  преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

Из всех периодов развития ребенка  этот является самым головоломным, трудным и даже опасным. Этот самый  период, что породил понятия «проблема  отцов и детей» и «конфликт  поколений».

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию, переходным и  критическим, знаменует собой переход  к взрослой жизни и особенности  его протекания, несомненно, откладывают  отпечаток на всю последующую  жизнь.

Выделение подросткового периода  в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало  причиной специальных исследований с целью выявления специфических  психических особенностей, присущих этому возрасту.

Классические исследования подросткового  возраста касаются развития личности в период первой трети 20 века, и психологические  изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи  связывали, прежде всего, с процессом  полового созревания.

Во второй половине века исследователи  углубили понимание роли среды в  развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший  подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая  напряженность, которая сопутствует  формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы  общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Согласно концепции Ж. Пиаже, в  этом возрасте окончательно формируется  личность, строится программа жизни. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости  от подобной цели. С такими планами  и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать  его. Испытывая препятствия со стороны  общества и оставаясь зависимым  от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса  адаптации и указывает на окончательный  переход к взрослому состоянию.

Л.С. Выготский, подробно рассматривая проблему интересов в переходном возрасте, назвал ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал  Выготский, имеет место период разрушения, отмирания старых интересов и  период созревания новой биологической  основы, на которой впоследствии развиваются  новые интересы.

В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как и всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Это появляется в следующих симптомах:

1) трудности в отношениях со взрослыми;

2) детские компании (поиски того, кто может тебя понять);

3) ребенок начинает вести дневник;

Центральное новообразование этого  возраста – возникновение представления  о себе, как не «о ребенке». Это  стремление вызывает сопротивление  со стороны действительности.

Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную «взрослую» позицию в жизни. Однако для этого нет еще возможностей. Это образно объяснил Л.С. Выготский. Указывая, что все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания – социально-культурного, общеорганического и полового, он писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного воздействия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». [3, с. 167].

Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта  проявляется в неожиданной смене  веселости – унынием, уверенности  в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности  – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма  – консерватизмом и т. д. Главная  же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые  можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка. [6. 121]

Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление  нового «Я». Развитие ребенка по второму  типу предполагает главные, медленные  и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов  в собственной личности. Третий тип  развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и  кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Главными психологическими новообразованиями  этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата. Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделила психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.

Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду психической пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11–12 лет, когда подростки необузданы, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия» сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и легко возбудимое состояние», «физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир.

Можно видеть одновременное присутствие  у подростка ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим  и непонятным окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к агрессивной  самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает  с завершением телесного созревания.

Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив  к позитивным аспектам окружения. Перед  ним открываются источники радости, среди которых на первое место  Ш. Бюлер ставит «переживание природы» – сознательное переживание прекрасного. При благоприятных условиях развития такими источниками радости могут стать искусство и наука. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению».

Ключевой проблемой этого периода  Выготский называл проблему интересов  подростка, когда имеет место  разрушение и отмирание прежних  групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому). [8. 75]

Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению  новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования  подросткового возраста. Поэтому  внутри подросткового возраста принято  выделять младший подростковый (10–13 лет), или 5–6 классы, и старший подростковый возраст (13–15 лет), или 7–8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9–10 классов (15–17 лет).

Чтобы полноценно проанализировать старший  подростковый возраст (13–15 лет), затронем все эти периоды, чтобы понять от чего он отталкивается и к чему должен придти.

Психологические новообразования  младшего возраста изменяют возможности  ребенка, а, следовательно, и сферу  его интересов и мотивов поведения. Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его  потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.

Новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление  новой ведущей деятельности, которая  могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями  с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут  быть удовлетворены в рамках прежней  ведущей деятельности – учебной. [9. 122–123]

Наиболее характерные черты  подросткового поведения и психологические  состояния, наиболее часто переживаемые подростками:

Первое – это резкое ухудшение  поведения. Это проявляется в  негативизме (т.е. в желании поступать  вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и  взрослым и т.п.

Другой чертой подросткового поведения  является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический  дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под  опеки и контроля со стороны родителей  и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму  оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится  не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической  и социальной зависимости.

Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой выделяют реакцию группирования  со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся  для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.

Наконец, важно иметь в виду и  особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций  характера.

Причины столь серьезных изменений  в поведении и личности подростка  обусловлены так называемыми  «задачами развития», наиболее четко  сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся:

1) приспособление подростка к  изменениям своего физического  состояния, приятие и эффективное  использование своего тела;

2) достижение социально приемлемой  взрослой сексуальной роли;

3) достижение зрелых отношений  с лицами противоположного пола;

4) развитие интеллектуальных способностей;

5) выработка комплекса ценностей,  в соответствии, с которыми строится  поведение;

6) достижение социально ответственного  поведения. [21. 125–126]

Главным новообразованием этого периода, по Шпрангеру, – открытие «Я», возникновение рефлексии. Э. Шпангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков.

Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности – потребности в дополнении.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст, как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст, характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Э. Штерн  описывает его как промежуточный  этап между детской игрой и  серьезной ответственной деятельностью  взрослого и подбирает для  него новое понятие – «серьезная игра». О ней можно говорить в  том случае, когда налицо имеется  объективная серьезность, которой  еще не соответствует объективно-серьезное  содержание деятельности. Серьезная  игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток  учиться «умерять свои цели, закалить свои силы, устанавливать отношение  к различным видам интересов, которые в нем бродят и в  которых он должен разобраться».

 

Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности

 2.1 Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах

У понятия "ценность" в гуманитарных науках странная, во многом парадоксальная судьба. Оно не имеет своего четко  определенного места. Психологи  до сих пор не могут прийти к  согласию относительно того, что такое  ценность и нужно ли психологии вообще это понятие.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б. Е. Ананьев, Л. Э. Пробст, С.Л. Рубенштейн и др.) [10].

Информация о работе Подростковый ребенок