Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 22:08, курсовая работа
Актуальность исследования. Актуальность нашего исследования связана с тем, что проблема психического развития детей, становление человеческой личности является одной из самых сложных и крайне важных в психологии.
Ю.М. Жуков пишет, что понятие
ценности применяется при характеристике
отношения человека к миру, взятого
не столько с интеллектуальной, сколько
с аффективной стороны в
А. В. Битуева предлагает определение, отражающее внеситуативность и обобщенность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации – широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительное отношение к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей [1] .
Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова пишут, что личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился, т.е. произошло принятие данных смыслов как значимых для собственного Я. Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития смысловых образований личности [5].
В социальной психологии проблема ценностей
рассматривается в контексте
исследования социализации индивида,
его адаптации к групповым
нормам и требованиям. Ценности рассматриваются
как абстрактные цели, которые
нужны человеку для того, чтобы
иметь некоторую «точку отсчета»,
для конкретного оценивания тех
или иных событий. Ценности выступают
как регуляторы социального поведения
личности и группы. Понимание ценностей
в социальной психологии тесно связано
с проблемой установки (установка
– предрасположенность к
С точки зрения Д.А. Леонтьева, понятие
ценности относится к структуре
мотивации. Ценности являются источниками
смыслов, определяющими, что для
человека значимо, а что нет, и
почему, какое место те или иные
объекты или явления занимают
в его жизни, являются потребности
и личностные ценности человека. По
функциональному месту и роли
в структуре мотивации
Б. И. Додонов [8] определяет ценность как то, в чем можно оценить (необходимость, значимость, потребность, нравственность и т.п.) и то, что оценивают, тем самым, выделяя две позиции по отношению к ним:
•Когда не отделяют ценность от оценок, и тогда ценность выступает как шкала “внутри” (субъективна);
•Когда ценность рассматривают как объективно существующую в мире, “вовне”.
Далее, говорит Б. И. Додонов, ценности можно разделить с помощью критерия статусности на два вида: фактические и признаваемые. Признаваемые ценности – это те предметы или явления, которые “возводятся” в ценности самими людьми, обществом или всем человечеством. Такие ценности выполняют функции ориентиров при формировании человеком своего поведения. Только признанная ценность может выступать в качестве мотива поведения. Под мотивом в данном случае следует понимать “ценность, по отношению к которой деятельность направлена на утверждение этой ценности или на овладение ею.
Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь считают, что для личности «основная плоскость движения – нравственно-ценностная» [41]. Область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть язык этого взаимодействия. Они также отмечали ведущую роль ценностей для формирования личности. В. Франкл вводит представление о ценностях как “смысловых универсалиях, возникших в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории» [21].
И.С. Кон подразделяет ценностные аспекты на общественные (осознание социальной ценности) и личные (система личных ценностей, то, чего индивид хочет для себя). Психическая жизнь человека крайне подвижна. Поэтому «ценности непостоянны: они изменяются во времени в результате творческой деятельности людей, как изменяются и сами люди» [11].
М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как “…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее личной или социальной точек зрения, чем противоположный способ поведения, либо конечная цель существования” [11].
По Дж. Равенну [11], ценности являются
предпочитаемыми стилями
К.Клакхон характеризует ценности как "аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией" [15]. Соответственно побудительная сила потребностей постоянно меняется, их система характеризуется "динамической иерархией" [15]. Иерархия личностных ценностей неизменна. Изменение иерархии личностных ценностей - это кризис в развитии личности.
Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Бияски [10] выделяют следующие основные их характеристики:
1.Ценности — это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.
2.Ценности — желаемые
3.Ценности не ограничены
4.Ценности выступают как
5.Ценности упорядочены по
В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как о ее ценностных ориентациях.
В контексте данной работы под ценностями или ценностными ориентациями будут пониматься те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.
2.2 Роль ценностей в
структуре функционирования
В структуре личности Д.А.Леонтьев [14] отводит ценностям следующее место. Он выделяет три иерархических уровня структуры личности.
Высший уровень – это уровень ядерных структур личности, психологический скелет, на который наслаивается все остальное. Сюда, по Д. А. Леонтьеву, относятся свобода, ответственность и духовность.
Второй уровень – это
Третий, нижний уровень – это типичные для личности формы и способы внешнего проявления, «внешняя оболочка» личности. К этому уровню он относит характер, способности и роли.
Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения.
Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь считают, ценности играют ведущую роль в формировании личности. Обретение ценности есть обретение личностью самой себя. Ценность закрепляет единство и самотождество личности, определяет главные характеристики личности, ее стержень, мораль нравственность [41].
Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для человека своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.
Социальные институты, в рамках которых живут люди, выражают определенные ценностные приоритеты в отношении целей и способов действия. Например, в обществах, где индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся, экономическая и правовая системы, вероятно, будут соревновательными (например, сформируются капиталистический рынок и состязательная процедура судопроизводства). По контрасту, культурный акцент на групповое благополучие, скорее всего, будет выражаться в кооперативных системах (например, социализм и посредничество). Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является приемлемым и затем обосновать свой выбор другим.
Е. И. Головаха [7] считает, что, планируя свое будущее, намечая планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те их них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Если намеченные цели достигнуты, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. При недостаточно сформированной иерархии ценностных ориентаций равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека. Конкуренция ценностных ориентаций порождает, в первую очередь, ситуацию неопределенности жизненного выбора. Следует добавить, что не всегда равнозначные ценности порождают неопределенность жизненного выбора, а только в том случае, когда они противоречивы.
В соответствии с усвоенной ценностной ориентацией личность осуществляет выбор определенных социальных установок: в качестве целей и мотивов конкретной деятельности в связи с особенностями конкретных ситуаций. Таким образом, психологическое содержание ценностных ориентаций тесно связано с мотивационно - потребностной сферой личности. Следовательно, можно сказать, что ценностные ориентации являются очень важным регулятором поведения, одним из факторов, определяющих поведение личности в ситуациях риска, проб или ситуациях принятия решения. Человек в различных жизненных ситуациях, так или иначе, опирается на систему ценностных ориентаций, благодаря которой способен взвешивать ситуации, для того чтобы впоследствии принять решение - действовать или нет. Поэтому процесс формирования ценностей является очень важным для успешной жизнедеятельности личности.
2.3 Формирование жизненных ценностей и приоритетов
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.
Особенности становления
личности зависят от
Развитие личности
и формирование шкалы
За долгую историю
существования человеческого
В современном
обществе основными
Для подростка
жизненные ценности