Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:07, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть содержание политической деятельности и выявить акмеологические аспекты данного вида профессиональной деятельности.
Объект исследования - политическая деятельность.
Предмет исследования - акмеологические аспекты политической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ особенностей политической деятельности.
Введение .3
1. Теоретический анализ политической деятельности ..5
1.1. Особенности политической деятельности ………5
1.2. Профессионализм как базовая характеристика политической деятельности ……………………………………………………………………..13
1.3. Психологическая готовность к политической деятельности ………….…20
2. Формирование и достижение «акме» в политической деятельности ……30
2.1. Геннадий Андреевич Зюганов ……………………………………………..30
2.2. Владимир Вольфович Жириновский ………………………………….…..33
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы ……………..…………….43
Психологическими
механизмами становления
Ориентируясь изучение процессов становления профессионализма была введена упрощенная трехкомпонентная психологическая модель профессии, которая включает в себя следующие составляющие (субмодели) [3].
Модель профессиональной среды. Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, профессиональные задачи, условия труда. Мы считаем, что в состав профессиональной среды входят и сами трудящиеся, с которыми взаимодействует специалист. Система представлений человека об указанных компонентах составляет внутреннюю, психическую модель професреды.
Модель профессиональной
деятельности. Здесь имеется в
виду концептуальная модель профессиональной
деятельности (КМПД), рассматриваемая
как образно-понятийно-
Модель самого человека-профессионала. Становление личности профессионала неизбежно связано с формированием профессионального самосознания, которое включает в себя представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. На основе этих представлений человек строит свои отношения с людьми, с которыми он взаимодействует в процессе труда. Система этих представлений, как и Я-концепция в целом, являющаяся личностным образованием, формируется, изменяется и уточняется в ходе профессионализации человека.
Категория готовности в целом отражает соотнесенность качеств субъекта деятельности с ее требованиями. Учитывая многомерность деятельности, готовность необходимо рассматривать как сложное, многостороннее и многоуровневое образование.
Так, можно говорить как о готовности к политической деятельности в широком смысле, так и о готовности к работе в конкретной политической роли (депутата, лидера партии, президента и т.п.). Важность такого уточнения обусловлена тем, что, по всей вероятности, ни один человек не участвует в политике «вообще», а исполняет конкретные роли. При этом высокая готовность к одной из них отнюдь не предполагает готовности к другим.
В научной литературе
широкое распространение
- успешность и эффективность деятельности;
- относительно быстрое освоение деятельности;
- ее оптимальное осуществление
в сложных, динамично
Ученые-психологи, на наш взгляд, вполне правомерно предложили рассматривать готовность не только в качестве основы осуществления деятельности, но и достижения ее высокого уровня, вплоть до профессионального мастерства. «Так как уровень готовности определяет оптимальную работоспособность человека и высокую продуктивность его труда, – пишет А.А. Деркач, то повышение уровня готовности можно рассматривать как основу совершенствования деятельности» [11].
Отличительными чертами психологической готовности к деятельности являются [9]:
- интегративность, целостное
отражение в ней ряда сторон
личности: мировоззренческой,
- активность, поскольку о
настоящей готовности к
С активностью тесно связано
и такое качество, как творческое
отношение к деятельности. Данная
сторона психологической
Психологическая готовность к деятельности может существовать в длительной и кратковременной форме. Длительная готовность соотносится с деятельностью, а кратковременная – с ее отдельными элементами. Политическая деятельность реализуется через большое разнообразие взаимосвязанных политических действий, поступков, акций, направленных на достижение того или иного результата. Поэтому можно говорить как о готовности к деятельности политика в целом, так и о готовности к конкретному мероприятию (например, к принятию решения о тактике голосования или к проведению пресс-конференции и т. д.).
Состояние кратковременной готовности, если использовать типологию известного психолога А.Ц. Пун и, может носить характер «боевой готовности» или же «стартовой лихорадки» (излишнего волнения) с соответствующим ему поведением. В данном контексте можно использовать понятие «мобилизационная готовность», отражающее степень соответствия политика ситуациям, требующим от него наивысшего, «пикового» проявления своих возможностей. Можно сказать, что как длительная, так и временная готовность политика к деятельности представляют собой ее два взаимообусловленных измерения. С одной стороны, временная готовность не может появиться вне готовности длительной, но наличие последней не гарантирует автоматического появления ситуативной готовности. С другой стороны, отсутствие или изменение одного из них влияет на успешность деятельности как целого [17].
Психологическая готовность к политической деятельности по своей природе является системным психологическим конструктом. В его структуре можно выделять такие основные компоненты [9]:
- интеллектуальный (включающий необходимые для политической деятельности политические, экономические, юридические и др. знания и интеллектуальные качества, в частности, творческое мышление);
- операциональный (требуемые при решении профессиональных политических задач умения и навыки);
- эмоционально-волевой (
- мотивационный.
Здесь можно говорить о «двухуровневой» структуре психологической готовности. Первый «уровень» составляют такие показатели, как профессионально важные знания, опыт, навыки и умения (т.е. включает интеллектуальный и операциональный компоненты). Он создает основу реализации деятельности. Этот уровень по-иному можно назвать – «потенциальной готовностью» к деятельности. Второй уровень – это «актуальная» готовность. Она на основе первого «слоя» обеспечивает возможность реализации деятельности. Здесь главными выступают мотивационный и эмоционально-волевой компоненты деятельности.
Каждый вид деятельности имеет свои «приоритеты» готовности. В политической деятельности ведущим компонентом готовности является мотивационный компонент, характеризующий соответствие имеющихся у личности профессионально-значимых побуждений к деятельности задачам выполняемой политической роли. Именно мотивация способствует реализации психологической готовности на практике, определяя как способ, так и направление использования личностного потенциала политика. Кроме того, стремление к наиболее эффективному выполнению политических обязанностей во многом способствует мобилизации сил, использованию волевых качеств и навыков эмоциональной саморегуляции и, таким образом, преодолению неблагоприятных внешних условий реализации деятельности. Таким образом, функции мотивационного компонента заключаются в обеспечении формирования психологической готовности и ее практического воплощения.
Любая деятельность, тем более такой ее сложный вид, как политическая деятельность, является полимотивированной. Создать исчерпывающий перечень таких мотивов достаточно трудно. Однако, обобщая существующие точки зрения в этом вопросе и систематизируя их, можно выделить несколько групп мотивов, наиболее значимых в политической деятельности [9]:
1) мотив власти;
2) социально-статусные мотивы;
3) идеологические мотивы;
4) мотив достижения;
5) мотивы самореализации;
6) социально-ориентированные мотивы;
7) утилитарно-прагматические мотивы;
8) мотивы, общения и т.п.
Далее рассматриваются некоторые из этих мотивационных групп. Существует точка зрения, что политика относится к тем видам профессиональной деятельности, в которых мотивация власти является ключевым профессионально важным качеством личности, а ее слабая выраженность может снизить эффективность. Однако, как следует из ряда исследований, приближение выраженности мотивации власти к крайней отметке сказывается на продуктивности деятельности так же негативно, как и ее недостаток. Оно мешает налаживанию равных межличностных отношений, отталкивает последователей от лидера. С другой стороны, затрудняется объективное восприятие реальности (проявляющееся в стремлении «всегда быть правым»). Это часто ведет к экстремизму, враждебности, негибкости и упрямству, непредсказуемости в поведении.
Мотивация достижения
также одна из важнейших мотивационных
характеристик успешного
В современной ситуации в России значимым также является «идеологический» мотив. Власть и участие в политике могут быть использованы индивидом для отстаивания своей точки зрения (имеющей, по его мнению, общественную значимость) на ту или иную проблему. Поэтому к группе «идеологических» мотивов можно отнести такие психологические феномены, как стремление выразить свои ценности, убеждения, чувство долга, протеста, ответственности.
Логически связанным с названными мотивами является также желание политика на деле воплотить свои идеи. Если это сопровождается стремлением приносить пользу значительному числу граждан, выражать и отстаивать их интересы, решать общественно значимые проблемы, то мы имеем дело с «социально ориентированной мотивацией».
Конечно, стремление к достижению в профессиональной деятельности может сопровождаться проявлениями как соперничества, так и сотрудничества ее субъектов. Первое неизбежно в условиях становящегося политического плюрализма при отстаивании интересов «своих» избирателей, той или иной общественно-политической организации, выдвинувшей политика. Однако они не имеют права забывать об объединяющей их задаче – обеспечении прогрессивного развития общества. Для того чтобы не уподобиться «лебедю, раку и щуке», политики должны обладать готовностью к эффективной совместной деятельности. Этот мотив справедливо, на наш взгляд, назвать мотивом общения. Его стержнем является стремление к сотрудничеству, побуждающее политиков к согласованной работе [9].
Решающее значение имеет и то, какой именно мотив в иерархии мотивов будет занимать ведущее место и задаст тот или иной вектор активности политического деятеля. Доказано, что доминирующий мотив детерминирует смысловую окраску всей личности. Неадекватность мотивации и соответственно недостаточная степень мотивационной готовности может проявляться в ограниченности, узости, недостаточной глубине смыслового отражения действительности и негативно влиять на деятельность [11].
Каждый вид деятельности имеет специфику, отражающуюся в требованиях, предъявляемых к людям, выполняющим ее. Это касается психологических особенностей и, прежде всего, мотивационной сферы субъектов деятельности. Само по себе желание участвовать в политике еще не свидетельствует о мотивационной готовности. Согласно сложившемуся этическому представлению, политик (в подлинном смысле) и священник воспринимаются как люди, обязанные подчинять свою деятельность служению высшей идее, общественному благу, а не личной выгоде.
Такое представление
о политиках находится в остром
противоречии с реальной действительностью,
когда, согласно ряду социологических
опросов, по мнению населения, ведущее
место среди качеств