Политическая акмеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть содержание политической деятельности и выявить акмеологические аспекты данного вида профессиональной деятельности.
Объект исследования - политическая деятельность.
Предмет исследования - акмеологические аспекты политической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ особенностей политической деятельности.

Содержание работы

Введение .3
1. Теоретический анализ политической деятельности ..5
1.1. Особенности политической деятельности ………5
1.2. Профессионализм как базовая характеристика политической деятельности ……………………………………………………………………..13
1.3. Психологическая готовность к политической деятельности ………….…20
2. Формирование и достижение «акме» в политической деятельности ……30
2.1. Геннадий Андреевич Зюганов ……………………………………………..30
2.2. Владимир Вольфович Жириновский ………………………………….…..33
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы ……………..…………….43

Файлы: 1 файл

Политика как психологический феномен.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Психологическими  механизмами становления профессионализма является интериоризация человеком принятой в обществе (нормативной) модели профессии, построение концептуальной модели профессиональной деятельности и формирование профессионального самосознания. Условием успешной профессионализации человека является психологическая профессиональная адаптация и становления личности профессионала.

Ориентируясь  изучение процессов становления  профессионализма была введена упрощенная трехкомпонентная психологическая  модель профессии, которая включает в себя следующие составляющие (субмодели) [3].

Модель профессиональной среды. Профессиональная среда  включает в себя объект и предмет труда, средства труда, профессиональные задачи, условия труда. Мы считаем, что в состав профессиональной среды входят и сами трудящиеся, с которыми взаимодействует специалист. Система представлений человека об указанных компонентах составляет внутреннюю, психическую модель професреды.

Модель профессиональной деятельности. Здесь имеется в  виду концептуальная модель профессиональной деятельности (КМПД), рассматриваемая  как образно-понятийно-действенная психическая модель. Е.А. Климов (1998 г.), рассматривая КМПД как основное внутреннее средство деятельности, включает в нее жизненный опыт человека и знания, полученные при специальном обучении, а также сведения, поступающие в процессе самой деятельности. КМПД формируется индивидуально. Не существует двух одинаковых концептуальных моделей: каждый профессионал обладает своей, уникальной, личностно обусловленной КМПД, дающей ему возможность реализовать индивидуальный стиль деятельности. В процессе профессионализации первоначальные индивидные, личностные и субъектные свойства человека развиваются и адаптируются к содержательно-предметной и процессуально-технологической сторонам профессии путем формирования и уточнения КМПД [16].

Модель самого человека-профессионала. Становление личности профессионала неизбежно связано с формированием профессионального самосознания, которое включает в себя представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. На основе этих представлений человек строит свои отношения с людьми, с которыми он взаимодействует в процессе труда. Система этих представлений, как и Я-концепция в целом, являющаяся личностным образованием, формируется, изменяется и уточняется в ходе профессионализации человека.

1.3. Психологическая  готовность к политической деятельности

 

Категория готовности в целом отражает соотнесенность качеств субъекта деятельности с  ее требованиями. Учитывая многомерность деятельности, готовность необходимо рассматривать как сложное, многостороннее и многоуровневое образование.

Так, можно говорить как о готовности к политической деятельности в широком смысле, так  и о готовности к работе в конкретной политической роли (депутата, лидера партии, президента и т.п.). Важность такого уточнения обусловлена тем, что, по всей вероятности, ни один человек не участвует в политике «вообще», а исполняет конкретные роли. При этом высокая готовность к одной из них отнюдь не предполагает готовности к другим.

В научной литературе широкое распространение получило понимание готовности как психологической  характеристики, обеспечивающей [9]:

- успешность  и эффективность деятельности;

- относительно  быстрое освоение деятельности;

- ее оптимальное осуществление  в сложных, динамично меняющихся  ситуациях с наименьшими психологическими  и социальными потерями.

Ученые-психологи, на наш  взгляд, вполне правомерно предложили рассматривать готовность не только в качестве основы осуществления деятельности, но и достижения ее высокого уровня, вплоть до профессионального мастерства. «Так как уровень готовности определяет оптимальную работоспособность человека и высокую продуктивность его труда, – пишет А.А. Деркач, то повышение уровня готовности можно рассматривать как основу совершенствования деятельности» [11].

Отличительными чертами  психологической готовности к деятельности являются [9]:

- интегративность, целостное  отражение в ней ряда сторон  личности: мировоззренческой, нравственной, мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой;

- активность, поскольку о  настоящей готовности к политической  деятельности можно говорить  лишь тогда, когда она не  ограничивается наличием знаний  и навыков, необходимых черт  характера, а подразумевает стремление реализовать потенциал на практике.

С активностью тесно связано  и такое качество, как творческое отношение к деятельности. Данная сторона психологической готовности проявляется в способности в  случае необходимости изменять наличные условия в интересах достижения принятой цели, в противостоянии «логике» сложившихся норм и отношений, которые мешают полноценно работать. Для обозначения двух названных черт готовности отечественным исследователем О.С. Анисимовым было введено понятие «субъектная готовность», отражающее «меру внутренней детерминации активности в профессиональной деятельности» [4].

Психологическая готовность к деятельности может существовать в длительной и кратковременной  форме. Длительная готовность соотносится  с деятельностью, а кратковременная – с ее отдельными элементами. Политическая деятельность реализуется через большое разнообразие взаимосвязанных политических действий, поступков, акций, направленных на достижение того или иного результата. Поэтому можно говорить как о готовности к деятельности политика в целом, так и о готовности к конкретному мероприятию (например, к принятию решения о тактике голосования или к проведению пресс-конференции и т. д.).

Состояние кратковременной  готовности, если использовать типологию  известного психолога А.Ц. Пун и, может носить характер «боевой готовности» или же «стартовой лихорадки» (излишнего волнения) с соответствующим ему поведением. В данном контексте можно использовать понятие «мобилизационная готовность», отражающее степень соответствия политика ситуациям, требующим от него наивысшего, «пикового» проявления своих возможностей. Можно сказать, что как длительная, так и временная готовность политика к деятельности представляют собой ее два взаимообусловленных измерения. С одной стороны, временная готовность не может появиться вне готовности длительной, но наличие последней не гарантирует автоматического появления ситуативной готовности. С другой стороны, отсутствие или изменение одного из них влияет на успешность деятельности как целого [17].

Психологическая готовность к политической деятельности по своей  природе является системным психологическим  конструктом. В его структуре  можно выделять такие основные компоненты [9]:

- интеллектуальный (включающий  необходимые для политической  деятельности политические, экономические, юридические и др. знания и интеллектуальные качества, в частности, творческое мышление);

- операциональный (требуемые  при решении профессиональных  политических задач умения и  навыки);

- эмоционально-волевой (способность к оптимальной саморегуляции, стрессоустойчивость, адаптивность);

- мотивационный.

Здесь можно говорить о «двухуровневой» структуре психологической готовности. Первый «уровень» составляют такие показатели, как профессионально важные знания, опыт, навыки и умения (т.е. включает интеллектуальный и операциональный компоненты). Он создает основу реализации деятельности. Этот уровень по-иному можно назвать – «потенциальной готовностью» к деятельности. Второй уровень – это «актуальная» готовность. Она на основе первого «слоя» обеспечивает возможность реализации деятельности. Здесь главными выступают мотивационный и эмоционально-волевой компоненты деятельности.

Каждый вид  деятельности имеет свои «приоритеты» готовности. В политической деятельности ведущим компонентом готовности является мотивационный компонент, характеризующий соответствие имеющихся у личности профессионально-значимых побуждений к деятельности задачам выполняемой политической роли. Именно мотивация способствует реализации психологической готовности на практике, определяя как способ, так и направление использования личностного потенциала политика. Кроме того, стремление к наиболее эффективному выполнению политических обязанностей во многом способствует мобилизации сил, использованию волевых качеств и навыков эмоциональной саморегуляции и, таким образом, преодолению неблагоприятных внешних условий реализации деятельности. Таким образом, функции мотивационного компонента заключаются в обеспечении формирования психологической готовности и ее практического воплощения.

Любая деятельность, тем более такой ее сложный  вид, как политическая деятельность, является полимотивированной. Создать  исчерпывающий перечень таких мотивов  достаточно трудно. Однако, обобщая  существующие точки зрения в этом вопросе и систематизируя их, можно выделить несколько групп мотивов, наиболее значимых в политической деятельности [9]:

1) мотив власти;

2) социально-статусные  мотивы;

3) идеологические  мотивы;

4) мотив достижения;

5) мотивы самореализации;

6) социально-ориентированные  мотивы;

7) утилитарно-прагматические мотивы;

8) мотивы, общения  и т.п.

Далее рассматриваются некоторые из этих мотивационных групп. Существует точка зрения, что политика относится к тем видам профессиональной деятельности, в которых мотивация власти является ключевым профессионально важным качеством личности, а ее слабая выраженность может снизить эффективность. Однако, как следует из ряда исследований, приближение выраженности мотивации власти к крайней отметке сказывается на продуктивности деятельности так же негативно, как и ее недостаток. Оно мешает налаживанию равных межличностных отношений, отталкивает последователей от лидера. С другой стороны, затрудняется объективное восприятие реальности (проявляющееся в стремлении «всегда быть правым»). Это часто ведет к экстремизму, враждебности, негибкости и упрямству, непредсказуемости в поведении.

Мотивация достижения также одна из важнейших мотивационных  характеристик успешного политического  деятеля, поскольку люди с присущим им развитым мотивом достижения отличаются уверенностью, настойчивостью, реалистичностью, инициативностью, устойчивостью к неудачам. Данное качество создает предпосылки для оптимизации отношения «должность – человек» и процесса профессионального становления в целом. Нацеленность на высокие стандарты в деятельности является, по мнению А.А. Бодалева, необходимым компонентом профессионализма [5].

В современной  ситуации в России значимым также  является «идеологический» мотив. Власть и участие в политике могут быть использованы индивидом для отстаивания своей точки зрения (имеющей, по его мнению, общественную значимость) на ту или иную проблему. Поэтому к группе «идеологических» мотивов можно отнести такие психологические феномены, как стремление выразить свои ценности, убеждения, чувство долга, протеста, ответственности.

Логически связанным  с названными мотивами является также  желание политика на деле воплотить  свои идеи. Если это сопровождается стремлением приносить пользу значительному  числу граждан, выражать и отстаивать их интересы, решать общественно значимые проблемы, то мы имеем дело с «социально ориентированной мотивацией».

Конечно, стремление к достижению в профессиональной деятельности может сопровождаться проявлениями как соперничества, так  и сотрудничества ее субъектов. Первое неизбежно в условиях становящегося политического плюрализма при отстаивании интересов «своих» избирателей, той или иной общественно-политической организации, выдвинувшей политика. Однако они не имеют права забывать об объединяющей их задаче – обеспечении прогрессивного развития общества. Для того чтобы не уподобиться «лебедю, раку и щуке», политики должны обладать готовностью к эффективной совместной деятельности. Этот мотив справедливо, на наш взгляд, назвать мотивом общения. Его стержнем является стремление к сотрудничеству, побуждающее политиков к согласованной работе [9].

Решающее значение имеет и то, какой именно мотив  в иерархии мотивов будет занимать ведущее место и задаст тот  или иной вектор активности политического  деятеля. Доказано, что доминирующий мотив детерминирует смысловую окраску всей личности. Неадекватность мотивации и соответственно недостаточная степень мотивационной готовности может проявляться в ограниченности, узости, недостаточной глубине смыслового отражения действительности и негативно влиять на деятельность [11].

Каждый вид  деятельности имеет специфику, отражающуюся в требованиях, предъявляемых к  людям, выполняющим ее. Это касается психологических особенностей и, прежде всего, мотивационной сферы субъектов  деятельности. Само по себе желание  участвовать в политике еще не свидетельствует о мотивационной готовности. Согласно сложившемуся этическому представлению, политик (в подлинном смысле) и священник воспринимаются как люди, обязанные подчинять свою деятельность служению высшей идее, общественному благу, а не личной выгоде.

Такое представление  о политиках находится в остром противоречии с реальной действительностью, когда, согласно ряду социологических  опросов, по мнению населения, ведущее  место среди качеств современных  политических деятелей занимают «неуважение к рядовым гражданам», «стремление к власти, не гнушаясь самыми грязными средствами», «пренебрежение к законам», «корыстолюбие».

Информация о работе Политическая акмеология