Понимание и содержание текста как показатель умственного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить развитие интеллекта и умственное развитие школьников, обучаемость, обученность.
Задачи работы:
1. Дать определение понятия «умственное развитие», показатели умственного развития;
2. Дать определение понятию «обучаемость», рассмотреть показатели обучаемости; соотношение обучаемости и обученности;
3. Рассмотреть основные компоненты обучаемости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава1. Общая характеристика мышления………………………...4
1.1.Понятие и показатели умственного развития……….. ………...7
1.2 Развитие интеллекта и умственное развитие школьников……12
Глава 2. Обучаемость: понятие, показатели. Обученность………15
2.1. Основные компоненты обучаемости школьников…………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (10).docx

— 60.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайская государственная  академия образования имени В.М. Шукшина»

 

Факультет иностранных языков

Кафедра восточных языков и МПИЯ

 

Понимание и содержание текста как показатель умственного развития школьников

 

Курсовая работа

по дисциплине «Психология»

 

                                         Выполнила студентка

Группы                            Я-ЯК091

 

Шеповалова Татьяна

Александровна

 

                                                     Научный руководитель

                                                                     канд. психол. наук, доцент

Варшавская Н.Е.                                                                                                                  

                                                           Оценка ______________________

                                                            «______»_____________20____г.

                                                     

                                                             подпись________________

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

Глава1.  Общая характеристика мышления………………………...4

1.1.Понятие и показатели умственного развития……….. ………...7

1.2 Развитие интеллекта и умственное развитие школьников……12

Глава 2. Обучаемость: понятие, показатели. Обученность………15

2.1. Основные компоненты обучаемости школьников…………………………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значительный вклад в  понимание обучаемости и умственного развития школьника внесли работы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. В них подчеркивается необходимость развивать теоретическое мышление как основу для умственного развития школьников. Например, Д.Б. Эльконин выделил в структуре учебной деятельности учебно-познавательные мотивы, учебные задачи (и операции), контроль, оценку. И если в младшем школьном возрасте формируются отдельные компоненты учебной деятельности, то подросток ставит задачу усвоения общей ее структуры. Появляется у него и саморегуляция - осознанная постановка целей и задач, связанных с предстоящими видами деятельности и подчинение им способов своей учебной работы.

Умственное развитие находится  в теснейшей взаимосвязи с  овладением знаниями, поскольку умственная деятельность, ее творческий характер обусловлен богатством содержания ума, тем не менее, уровень умственного  развития нельзя однозначно определять объемом усвоенных знаний. Огромное значение имеет проявление учащимися  познавательной активности в обучении, переработка в сознании приобретаемых  знаний, превращение знаний в убеждения, овладение умением творчески  применять их на практике. Только таким  путем умственные способности детей  будут развиваться и совершенствоваться.

Цель работы: изучить развитие интеллекта и умственное развитие школьников, обучаемость, обученность.

Задачи работы:

1. Дать определение понятия  «умственное развитие», показатели  умственного развития;

2. Дать определение понятию  «обучаемость», рассмотреть показатели обучаемости; соотношение обучаемости и обученности;

3. Рассмотреть основные  компоненты обучаемости.

Структура работы состоит  из введения, одной главы, трех параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

Глава I. Общая  характеристика мышления

Стадии развития. Для Пиаже  мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую – к социализированной. Выготский соглашается с общей периодизацией Пиаже, но отвергает генетическую предопределенность этой последовательности. Коротко говоря, Пиаже считал, что развитие предшествует научению, а Выготский – что научение предшествует развитию. Другим пунктом расхождений между этими теоретиками была природа и функция речи. Для Пиаже эгоцентрическая речь ребенка, обращенная к самому себе во время “мышления вслух”, открывает путь к социальной речи, проходя каждый ребенок познает закономерности опыта и начинает использовать речь для общения. Для Выготского разум ребенка от рождения имеет социальную природу, и эгоцентричная речь также имеет социальное происхождение и социальные цели: дети научаются эгоцентрической речи от других и используют ее для общения с другими. Это положение есть основной пункт теории Выготского и основной пункт расхождения между позициями этих двух теоретиков.

Развитие речи ребенка  связано с развитием его мышления и идет в этом направлении. Прежде всего, главной целью речи (не только у детей, но и у взрослых) является общение, которое мотивируется базовой  потребностью к социальным контактам. Поэтому ранняя речь ребенка социальна  по своей сути. Речь становится “эгоцентрической” (здесь Выготский соглашается с этапами развития, предложенными Пиаже, но объясняет их иначе), когда ребенок “переносит направленные на сотрудничество формы социального поведения в сферу внутриличностных психических функций” (Выготский, 1934/1962). Следовательно, развитие мышления идет не от индивида к социуму, но от социума к индивиду.

Феномен интериоризации.

 Интериоризация– это процесс преобразования внешних действий (грубо говоря, “поведения”) во внутренние психические функции (грубо говоря, “процессы”).

Развитие мышления у ребенка  наиболее заметно проявляется в  развитии его языка. В одной из работ (1934/1962) Выготский писал: “Язык есть соединение внешней речи, которую ребенок слышит, с внутренней речью, с помощью которой он мыслит”. Легко заключить, что язык и мышление являются, таким образом, двумя сторонами одного явления. Если рассуждения развести до логического завершения, можно прийти к выводу, что без языка не может быть мышления, что мышление зависит от языка. Некоторые представители психологии развития соглашаются с этой идеей, но не Выготский. Для него, если ребенок на доязыковом уровне развития мыслит, – а тому есть достаточно свидетельств, – тогда речь и мышление должны иметь различные корни. Фундаментальный принцип психологии Выготского утверждает, что мышление и речь должны иметь различные генетические корни и что они развиваются в различном темпе. “Кривые роста” мышления и речи могут “пересекаться и пересекаться снова”, но всегда расходятся. Источник мысли заключен в биологическом развитии ребенка, а источник языка – в его социальном окружении. Но несмотря на то, что язык и мышление имеют разное происхождение, они тесно переплетаются в тот момент, когда ребенок приходит к пониманию, что у каждого предмета есть название. Когда такое понимание возникло, язык и мысль уже неразделимы. Так интериоризация языка ведет к выражению мысли во внутренней речи.

Генетические  корни мышления и речи.

Основной факт, с которым  мы сталкиваемся при генетическом рассмотрении мышления и речи, состоит в том, что отношение между этими  процессами является не постоянной, неизменной на всем протяжении развития величиной, а величиной переменной. Отношение  между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем  количественном и в качественном значении. Иначе говоря, развитие речи и мышления совершается непараллельно и неравномерно. Кривые их развития многократно сходятся и расходятся, пересекаются, выравниваются в отдельные периоды и идут параллельно, даже сливаются в отдельных своих частях, затем снова разветвляются.

В онтогенезе отношение обеих  линий развития– мышления и речи–гораздо более смутно и спутано. Однако и здесь, совершенно оставляя в стороне всякий вопрос о параллельности онто– и филогенеза или об ином, более сложном отношении между ними, мы можем установить и различные генетические корни, и различные линии в развитии мышления и речи.

Но самое важное, что  мы знаем о развитии мышления и  речи у ребенка, заключается в  том, что в известный момент, приходящийся на ранний возраст (около двух лет), линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем  развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь  характерной для человека.

Этот переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление–речевым.

Однако в этой стадии ребенок  знает столько слов, сколько ему  дано окружающими его людьми.

Сейчас положение становится принципиально совершенно иным. Ребенок, видя новый предмет, спрашивает, как  это называется. Ребенок сам нуждается в слове и активно стремится овладеть знаком, принадлежащим предмету, знаком, который служит для называния и сообщения. Если первая стадия в развитии детской речи, как справедливо показал Мейман, является по своему психологическому значению аффективно–волевой, то, начиная с этого момента, речь вступает в интеллектуальную фазу своего развития. Ребенок как бы открывает символическую функцию речи. Для того чтобы “открыть” речь, надо мыслить.

Выводы:

    1. В онтогенетическом развитии мышления и речи мы также находим различные корни того и другого процесса.
    2. В развитии речи ребенка мы с несомненностью можем констатировать “доинтеллектуальную стадию”, так же как и в развитии мышления–”доречевую стадию”.
    3. До известного момента то и другое развитие идет по различным линиям, независимо одно от другого.
    4. В известном пункте обе линии пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь становится интеллектуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Умственное развитие: понятие, показатели

Умственное развитие - количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Умственное развитие представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы. Созревание органических структур, с одной стороны, создает необходимые предпосылки для развития, а с другой стороны, само зависит от функционирования соответствующих органических систем в процессе осуществления деятельности. Умственное развитие ребенка носит стадиальный характер. На каждой возрастной ступени возникают специфические предпосылки для усвоения нового социального опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Умственное развитие протекает весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном развитии его уровень снижен, несет на себе отпечаток неполноценного функционирования психических процессов.

 

В отечественной психологии умственное развитие человека понимается как качественно своеобразный тип  его функционирования, характеризующийся  возникновением качественно новых  психологических образований и  переходом психологической системы  на новый уровень функционирования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Многие психологи в поисках конкретных показателей умственного развития обращаются к анализу умственной деятельности учащихся, осуществляемой в процессе школьного обучения, к характеристике целостной учебной деятельности.

В качестве показателей умственного  развития рассматриваются:

Интериоризация , т.е. преобразование практических (внешних) предметных действий в умственные действия (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); обучаемость , т.е. способность усваивать знания, приемы работы, характеризуемая темпом продвижения (Б.Г. Ананьев, З.И. Калмыкова); способность к обобщенному переносу мыслительных операций на новый материал, в новые условия (Е.Н. Кабанова-Меллер).

Выделяют и другие показатели целостной учебной деятельности, которые могут служить характеристиками уровня умственного развития. Многие исследователи ищут показатели умственного  развития в особенностях познавательных психических процессов, преимущественно  в характеристиках мышления и памяти. Это связано с тем, что именно отмеченные психические функции обеспечивают усвоение поступающей информации и адаптацию индивида к окружающей среде, рассматриваемую как конечную цель функционирования когнитивной сферы человека. Так, в качестве показателей уровня умственного развития выдвигаются: знания и мыслительные операции (Д.Н. Богоявленский, Н.И. Менчинская, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев); оперирование абстрактными отношениями, содержательными обобщениями, теоретическое мышление (В.В. Давыдов, А.З. Зак); категориальное обобщение, отношения замещения, использование символического плана (Н.Г. Салмина и др.); логическое мышление, анализирующее наблюдение (Л.В. Занков); внутренний план действий, т. е. способность действовать "в уме" (Я.А. Пономарев). Особо следует выделить показатели творческого мышления, также характеризующие умственное развитие: творческое преобразование материала в проблемной ситуации (О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин); интеллектуальная инициатива как продолжение поиска новых знаний за пределами требований конкретной задачи (Д.Б. Богоявленская); гибкость мышления, умение находить новые способы решения (Я.А. Пономарев); прогнозирование, целеполагание (А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров). Ни один из выделяемых показателей умственного развития не является исчерпывающим, полностью отражающим особенности когнитивной сферы индивида на отдельных этапах развития. Вряд ли возможно найти универсальную характеристику умственного развития, которую с одинаковой успешностью можно было бы измерять у представителей любого возраста независимо от их образования, опыта основной деятельности и условий жизни. Как отмечал Л.С. Выготский, "не может существовать равных единиц для измерения всех ступеней в развитии интеллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры".

Информация о работе Понимание и содержание текста как показатель умственного развития школьников