Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Цель работы: изучить развитие интеллекта и умственное развитие школьников, обучаемость, обученность.
Задачи работы:
1. Дать определение понятия «умственное развитие», показатели умственного развития;
2. Дать определение понятию «обучаемость», рассмотреть показатели обучаемости; соотношение обучаемости и обученности;
3. Рассмотреть основные компоненты обучаемости.
Введение………………………………………………………………3
Глава1. Общая характеристика мышления………………………...4
1.1.Понятие и показатели умственного развития……….. ………...7
1.2 Развитие интеллекта и умственное развитие школьников……12
Глава 2. Обучаемость: понятие, показатели. Обученность………15
2.1. Основные компоненты обучаемости школьников…………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………
На каждом возрастном этапе различают два уровня умственного развития: актуальный и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Под актуальным понимают тот уровень сформированности психических процессов, который сложился в результате определенных, завершившихся циклов развития. Его диагностируют с помощью тестов интеллекта и тестов умственного развития. То, что ребенок пока еще оказывается в состоянии сделать только с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития. Этот показатель умственного развития определяется с помощью диалогических и обучающих методов диагностики. Одно из перспективных направлений современной диагностики - критериально-ориентированное тестирование - позволяет оценить уровень умственного развития в его специфических проявлениях, соотносимых с нормативными требованиями. Это позволяет указать направления коррекционной работы, ведущей к исправлению обнаруженных пробелов и дефектов умственного развития. [1, c. 393].
Прежде считалось незыблемым, что для уровня умственного развития ребенка показательна только его самостоятельная деятельность, но никак не подражание. Это нашло выражение во всех современных системах тестовых исследований. При оценке умственного развития только те решения принимаются во внимание, которые ребенок совершил самостоятельно, без помощи других, без показа, без наводящих вопросов.
Однако это положение,
как показывает исследование, несостоятельно.
Уже опыты над животными
Существенное отличие
подражания ребенка заключается
в том, что он может подражать
действиям, которые выходят далеко
за пределы его собственных
Приведем пример. Перед нами два ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи, рассчитанные на 9 лет, другой -- на 7,5. Одинаково ли умственное развитие обоих детей? С точки зрения их самостоятельной деятельности -- одинаково, но с точки зрения ближайших возможностей развития оно резко расходится. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону его ближайшего развития. Следовательно, с помощью этого метода мы можем учесть не только законченный на сегодняшний день процесс развития, уже завершенные его циклы, пройденные процессы созревания, но и находящиеся сейчас в состоянии становления, созревания, развития.
То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания. Двое детей в нашем примере показывают одинаковый умственный возраст с точки зрения уже завершенных циклов развития, но динамика развития у них совершенно разная. Состояние умственного развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух его уровней -- актуального развития и зоны ближайшего развития. [2, c. 331].
Влияние обучения на умственное (интеллектуальное) развитие учащихся.
Интеллектуальное развитие идет по двум линиям:
1) функциональное развитие интеллекта, которое заключается в обогащении его содержания новыми умственными действиями, новыми понятиями;
2) стадиальное (возрастное)
развитие, которое характеризует
качественные изменения в
С другой стороны, стадиальное развитие оказывает влияние на функциональное. Так, если ребенок находится на стадии наглядно-действенного интеллекта, то при усвоении каждого нового действия ему необходимо начинать усвоение с материальной (или материализованной) формы. Но если интеллект учащегося характеризуется как наглядно-образный, материальная (материализованная) форма может быть пропущена, тогда ребенку с самого начала будет доступна перцептивная форма.
Итак, умственное развитие имеет как количественные, так и качественные изменения. Количественная (функциональная) линия развития прямым образом зависит от деятельности учения: она пополняется через усвоение новых действий. Качественные (стадиальные) изменения опосредованы функциональным развитием. Решающим при этом является не количество усвоенных действий, а их содержание и особенности.
Одна из центральных проблем педагогической психологии - выявление условий, реализация которых в учебной деятельности приводит к высоким показателям развития учащихся. [9, c. 267].
Развитие интеллекта и умственное развитие школьников
Ранее считалось, что развитие интеллекта и умственное развитие детей зависит только от их собственных умений, которые можно назвать природными. То есть, если практически с младенческого возраста, ребёнок не показывал задатков высокого интеллекта, то, он не сможет научиться большему и в школе. Но со временем развитию интеллекта и умственному развитию школьников стали уделять внимание психологи и педагоги. Вследствие этого был определён тот факт, что ребёнка необходимо обучать сознательно и целенаправленно, тогда развитие его мышления улучшается и ускоряется.
Проще говоря, при индивидуальном подходе во время обучения школьников, мышление становится более продуктивным. Но с другой стороны, у ребёнка должно быть соответствующее умственное развитие для повышения уровня обучаемости. Кстати, стоит сразу же отметить, что многие педагоги считают, что обучаемость зависит от уровня интеллекта ребёнка. То есть, проще говоря, если уровень низок, то сколько ребёнка не учи, он всё равно ничему не научится. Это утверждение является абсолютно неверным. Уровень интеллекта, прежде всего, зависит именно от способов обучения, а также, что немаловажно, от личностных качеств педагога. Для того чтобы обучить школьников и повысить их уровень мышления, необходимо чтобы учитель умел всегда находить особенный подход к каждому ребёнку. Ни для кого не секрет, что у каждого человека определённое мышление, ведь недаром людей условно делят на гуманитариев и техников. Поэтому, для того чтобы научить лучше думать, нужно выбирать ту сферу, которая даётся ребёнку проще, а уже через неё находить способы обучить сложным предметам.
Методики развития
Стоит отметить, что обучать школьников легче и проще именно в младшем школьном возрасте. В этом нет ничего удивительного, поскольку младшеклассники зачастую очень хотят познавать новое и искренне расстраиваются, если им это не удаётся. А вот ученики средней и старшей школы имеют уже несколько другие приоритеты.
Обучение и познание перестают быть для них главной целью. Их умственное развитие намного сложнее улучшить и мотивировать детей обучаться чему-то новому, особенно если для них это сложно.
Если говорить о конкретных методах для улучшения мышления и повышения интеллекта, то конечно же, сразу же стоит делать упор на развитие памяти. Чем больше информации человек может запомнить, тем выше становится его интеллект. Но при условии, что полученную информацию он может не только накоплять, но и обрабатывать. В ином случае, быстрое запоминание больших количеств информации, без последующей их обработки, может являться признаком невысокого интеллекта, а наоборот, различных психических и психических заболеваний.
Для того чтобы улучшить умственное развитие и память, педагогам необходимо помнить о том, что работа с младшеклассниками должна проводиться в игровой форме. Ребёнка нельзя просто заставить выучить стих. Его необходимо заинтересовать этим стихотворением. Поэтому современные методики обучения предлагаютразнообразные формы проведения уроков в виде игры.
Тесты
Для того чтобы правильно
определить методы обучения того или
иного школьника, нужно точно
знать уровень его интеллекта
и мышления. Именно для этого существуют
специальные психологические
Для того чтобы деты были достаточно развиты и имел большой запас знаний и умений, ими необходимо заниматься с раннего детства, улучшая их память и постоянно предлагая новую информацию. Но даже в случае, когда ребёнок не получил достаточно до поступления в школу, этот пробел всегда можно заполнить в младших классах. Просто необходим правильный подход, терпение и желание педагога.
Показатели умственного развития
Разговор о развивающем обучении будет беспредметным, «если учителю недостаточно ясны те стороны умственного развития, которые желательно сформировать у учеников данного класса, на уроках данного учебного цикла, если не определены те формы учебной работы, которые приводят к нужным сдвигам в развитии». Для успешного их развития учителю важно знать основные показатели, критерии умственного развития.
До сих пор сохранили полную силу положения Л.С. Выготского относительно основных показателей мыслительной деятельности в процессе обучения. Такими показателями он считал степень обобщенности, абстрагированности понятий и степень включения их в систему. Высший уровень умственного развития -- установление взаимосвязи между различными понятиями. Очень значимым показателем умственного развития школьников является пользование рациональными приемами умственной деятельности, например, приемами абстрагирования, установления разных соотношений в заданном материале (пространственных, причинных и т.п.), рассмотрения предмета с различных точек зрения, воображения, запоминания и т.д. Правильно сформированный прием умственной деятельности предполагает умение применять его на практике. [4, c. 293].
Д.Б. Эльконин основным критерием умственного развития считает наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с такими компонентами, как постановка задачи, выбор средств решения, самоконтроль и самопроверка; правильное соотношение предметных и символических планов в учебной деятельности.
В центре внимания Л.В. Занкова было общее развитие детей. Выделяются три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Ученик должен овладеть приемами выполнения каждой из них. Прогресс общего развития проявляется в том, насколько учащиеся могут объединить все эти приемы в единую систему.
Важнейшими показателями
умственного развития школьников являются
качества умственной деятельности: глубина,
гибкость, доказательность, критичность
и др. Дети с низким уровнем умственного
развития слабо используют информацию,
заложенную в условиях задач, часто
решают их на основе слепых проб. Путь
к решению оказывается
Процессы развития не совпадают с процессами обучения, процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зоны ближайшего развития. [10, c. 382].
Мысли, высказанные Выготским о «зоне ближайшего развития» ребенка, имеют огромное значение для учителя и в наши дни, если он думает об умственном его развитии в процессе обучения. [4, c. 295].
2. Обучаемость: понятие, показатели. Обученность
Обучаемость - способность человека к научению.
Научение - процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков. [7, c. 593].
Информация о работе Понимание и содержание текста как показатель умственного развития школьников