Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:27, реферат
Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
У
современного человека имеется множество
различных видов деятельности, число
которых примерно соответствует
количеству имеющихся потребностей
(с учетом полимотивированности деятельности)
Для того чтобы представить и описать
все эти виды деятельности, необходимо
перечислить наиболее важные для данного
человека потребности. Но такая задача
на практике представляется непростой,
так как число разнообразных потребностей
велико и они индивидуально варьируют.
Проще определить основные параметры,
в соответствии с которыми можно описывать
систему человеческих потребностей, и
далее, пользуясь ими, давать характеристики
видов деятельности, присущих конкретному
человеку. Таких параметров три: сила,
количество и качество потребностей.
Под
силой потребности имеется в виду значение
соответствующей потребности для человека,
ее актуальность, частота возникновения
и побудительный потенциал. Более сильная
потребность является более значимой,
возникает чаще, доминирует над другими
потребностями и заставляет человека
вести себя таким образом, чтобы в первую
очередь была удовлетворена именно данная
потребность.
Количество
- это число разнообразных потребностей,
имеющихся у человека и время от времени
становящихся для него актуальными.
Под
своеобразием потребности имеются в
виду предметы и объекты, с помощью которых
та или иная потребность может быть достаточно
полно удовлетворена у данного человека,
а также предпочитаемый способ удовлетворения
этой и других потребностей.
В соответствии
с описанными параметрами, характеризующими
систему человеческих потребностей, можно
индивидуально представить и описать
совокупность деятельностей, характерных
для отдельно взятого человека и для групп
людей. В этом случае по каждому из названных
параметров и по разнообразию их сочетаний
можно составить и предложить классификации
видов человеческой деятельности.
Но есть
и другой путь: обобщить и выделить основные
виды деятельности, свойственные всем
людям. Они будут соответствовать общим
потребностям, которые можно обнаружить
практически у всех без исключения людей,
а точнее - видам социальной человеческой
активности, в которые неизбежно включается
каждый человек в процессе своего индивидуального
развития. Это - общение,
игра, учение и
труд. Их следует рассматривать в
качестве основных
видов деятельности людей.
Общение
- первый вид деятельности, возникающий
в процессе индивидуального развития
человека, за ним следуют игра, учение
и труд. Все эти виды деятельности носят
развивающий характер, т.е. при включении
и активном участии в них ребенка происходит
его интеллектуальное и личностное развитие.Общение
рассматривается как вид деятельности,
направленной на обмен информацией между
общающимися людьми. Оно также преследует
цели установления взаимопонимания, добрых
личных и деловых отношений, оказания
взаимопомощи и учебно-воспитательного
влияния людей друг на друга. Общение может
быть непосредственным и опосредствованным,
вербальным и невербальным. При непосредственном
общении люди находятся в прямых контактах
друг с другом, знают и видят друг друга,
прямо обмениваются вербальной или невербальной
информацией, не пользуясь для этого никакими
вспомогательными средствами. При опосредствованном
общении прямых контактов между людьми
нет. Они осуществляют обмен информацией
или через других людей, или через средства
записи и воспроизведения информации
(книги, газеты, радио, телевидение, телефон,
факс и т.п.).
Игра - это такой вид деятельности, результатом
которого не становится производство
какого-либо материального или идеального
продукта (за исключением деловых и конструкторских
игр взрослых людей и детей). Игры часто
имеют характер развлечения, преследуют
цель получения отдыха. Иногда игры служат
средством символической разрядки напряженностей,
возникших под влиянием актуальных потребностей
человека, которые он не в состоянии ослабить
иным путем.
Существует
несколько типов игр: индивидуальные и
групповые, предметные и сюжетные, ролевые
и игры с правилами. Индивидуальные игры
представляют собой род деятельности,
когда игрой занят один человек, групповые
- включают несколько индивидов. Предметные
игры связаны с включением в игровую деятельность
человека каких-либо предметов. Сюжетные
игры разворачиваются по определенному
сценарию, воспроизводя его в основных
деталях. Ролевые игры допускают поведение
человека, ограниченное определенной
ролью, которую в игре он берет на себя.
Наконец, игры с правилами регулируются
определенной системой правил поведения
их участников. Нередко в жизни встречаются
смешанные типы игр: предметно-ролевые,
сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами
и т.п. Отношения, складывающиеся между
людьми в игре, как правило, носят искусственный
характер в том смысле этого слова, что
окружающими они не принимаются всерьез
и не являются основаниями для выводов
о человеке. Игровое поведение и игровые
отношения мало влияют на реальные взаимоотношения
людей, по крайней мере среди взрослых.
Тем не менее игры имеют большое значение
в жизни людей. Для детей игры имеют по
преимуществу развивающее значение, а
у взрослых служат средством общения,
разрядки. Некоторые формы игровой деятельности
приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных
занятий, спортивных увлечений.
Учение
выступает как вид деятельности, целью
которого является приобретение человеком
знаний, умений и навыков. Учение может
быть организованным и осуществляться
в специальных образовательных учреждениях.
Оно может быть неорганизованным и происходить
попутно, в других видах деятельности
как их побочный, дополнительный результат.
У взрослых людей учение может приобретать
характер самообразования. Особенности
учебной деятельности состоят в том, что
она прямо служит средством психологического
развития индивида.
Особое
место в системе человеческой деятельности
занимает труд. Именно благодаря труду
человек построил современное общество,
создал предметы материальной и духовной
культуры, преобразовал условия своей
жизни таким образом, что открыл для себя
перспективы дальнейшего, практически
неограниченного развития. С трудом прежде
всего связано создание и совершенствование
орудий труда. Они в свою очередь явились
фактором повышения производительности
труда, развития науки, промышленного
производства, технического и художественного
творчества[1]
2.
Способности, их
качественная и
количественная характеристика.
Способности —
это индивидуальные свойства личности,
являющиеся субъективными условиями успешного
осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся
к имеющимся у индивида знаниям, умениям,
навыкам. Они обнаруживаются в быстроте,
глубине и прочности овладения способами
и приёмами некоторой деятельности и являются
внутренними психическими регулятивами,
обусловливающими возможность их приобретения.
Способности
были охарактеризованы как индивидуально-психологические
особенности, т. е. такие качества, которыми
отличается один человек от другого. "От
каждого по его способностям..." - и в
социалистическом и в коммунистическом
обществе этой формулой определяется
то, что ждет страна от каждого гражданина.
Вместе с тем эта же формула говорит о
том, что от каждого нельзя ждать одинаковых
результатов, что люди различаются по
своим способностям.(1)
Способности могут быть и качественными
и количественными. Педагогу нужны как
качественная характеристика способностей
(к чему обнаруживает способности студент),
так и количественная их характеристика
(насколько быстро данная личность овладевает
умениями, навыками, знаниями).
Качественная характеристика способностей
позволяет ответить на вопрос, в какой
сфере деятельности человеку легче себя
найти, добиться успехов, достижений. Качественные
способности могут выступать как набор
переменных величин, позволяющих идти
к цели разными путями. Идя к цели, человек
может компенсировать одни способности
другими. Зная качественный набор способностей
для той или иной деятельности, можно выяснить,
в какой мере тот или иной человек ими
обладает.
Количественная характеристика. Существуют
специальные тесты умственной одаренности,
которые представляют собой ряд вопросов
и задач. Успешность их решения (с учетом
затраченного времени) исчисляется в сумме
баллов и очков, что дает возможность определить
коэффициент "умственной одаренности"
(IQ) - "ай кью". В США классы А, В, С (эй,
би, си) формируются по умственной одаренности.
Этот тест на самом деле выявляет наличие
у испытуемого умений, навыков, уровень
подготовки.
Отечественные психологи оспаривают валидность
этого теста, но рациональное зерно в количественных
замерах есть. Задача выявления уровня
способностей остается актуальной. Время
изменило отношение к количественным
измерениям способностей в России.
Известный
психолог Л. С. Выготский разработал метод
определения зоны ближайшего развития.
Это путь выявления способностей у ребенка.
Он предлагает проводить исследование
способностей ребенка дважды. Первый раз
решает поставленную задачу сам ребенок,
второй раз - с помощью взрослого. Расхождение
между двумя результатами становится
важной составной частью общей оценки
способностей ребенка. Если ребенок не
может решить задачу ни сам, ни со взрослым,
есть основание говорить о недостаточном
уровне его способностей.
Способности
не существуют сами по себе. Их формирование
происходит в процессе обучения и воспитания.
Самый верный путь - выявление динамики
успехов учащихся в процессе обучения.
Психологические тесты, составленные
в соответствии со строгими научными правилами,
являются радикальным инструментом для
того, чтобы проследить динамику приобретения
знаний и умений, измерить и выразить их
количественный уровень. Система многоуровневого
образования не будет давать сбоя, если
при отборе контингента на каждый уровень
будут учитываться результаты педагогического
измерения способностей. [2]
3. Правила деловой переписки. Виды деловой корреспонденции.
Современные
формы деловой переписки, принятые
теперь в международном общении,
сложились около 150 лет тому назад.
Родина их - Англия. Именно оттуда ведут
свое начало основные правила этикета
составления корреспонденции. За рубежом
формальным сторонам деловой и личной
корреспонденции уделяется больше внимания,
чем у нас. И поэтому, чтобы не испортить
по неведению хороших взаимоотношений
с партнерами за рубежом, этикет переписки
должен строго соблюдаться.
В
принципе, все официальные письма составляются
по единому международному стандарту.
В соответствии с ним письмо пишется не
от конкретного лица, а от лица коллективного
– юридического, и подписывается оно,
как правило, официальным лицом - директором
предприятия, учреждения, председателем
комиссии, секретарем оргкомитета (или
просто оргкомитетом, что не совсем верно).
Организации,
занимающиеся бизнесом, как правило, используют
для деловой переписки фирменные бланки,
напечатанные типографским способом.
Личные деловые письма печатаются на обычной
бумаге. Бумага для письма должна быть
чистой, аккуратно обрезанной.
Служебные письма пишутся только по одному
вопросу, при этом информация должна быть
исчерпывающей, а письмо по возможности
кратким. В служебных письмах не должно
быть сложных предложений, не рекомендуется
использовать сложные способы мотивировки.
Объем служебного письма не должен превышать
полутора страниц машинописного текста.
В тех случаях, когда необходимо изложить
более пространные сведения, справки,
заключения и т. п., фактически деловым
письмом будет письмо, сопровождающее
эти документы (они будут приложением
к письму). Объем приложений к письму и
их количество не ограничены. Следует
отвечать на полученные письма незамедлительно,
в течение 10 дней. Если невозможно дать
подробный ответ в такой срок, необходимо
по крайней мере сообщить о получении
письма и объяснить, почему произошла
задержка с ответом. Все участники деловой
переписки должны быть поставлены в известность
о том, что предпринято по получении письма.Следует
письменно поблагодарить того, кто дал
рекомендательное письмо. В этом письме
следует сообщить или уведомить о результатах
делового знакомства.
Важно
письменно благодарить за письменные
поздравления и добрые пожелания. Письма
благодарности за подарки, оказанные услуги
и за все, что имеет отношение к вашему
бизнесу, могут быть напечатаны на бланке
фирмы. Следует писать на обычной бумаге
лишь тогда, когда не выступают от имени
фирмы или от себя как члена этой фирмы.
Вот
несколько советов, необходимых для того,
чтобы деловое письмо получилось привлекательным
и правильно оформленным.
-- Для деловой
переписки необходимо пользоваться бумагой
лучшего качества.
-- Конверт должен
соответствовать бланку по качеству и
плотности бумаги. Все, что напечатано
на конверте на машинке или типографским
способом, должно соответствовать напечатанному
на бумаге.
-- Канцелярские
принадлежности должны отличаться хорошим
качеством и благородным вкусом. Никогда
нельзя пользоваться нестандартными конвертами
и бумагой, используемой для ежедневной
деловой переписки.
-- Все деловые
письма следует печатать на машинке по
крайней мере в двух экземплярах. Копия
должна храниться в папке для корреспонденции.
В
правом верхнем углу под адресом организации,
отправляющей письмо, ставится дата отправления
письма.
Если
это не первое письмо к партнеру, его следует
начинать с вежливой ссылки на последнее
полученное от него письмо. Это не столько
дань уважения, сколько уведомление о
том, что письмо получено и дальнейший
диалог строится на его основе.
Заканчивается
письмо словами благодарности за
сотрудничество и выражением надежд
на его продолжение. И непременно:
"Искренне Ваш", "С уважением"
и т. п.
Подпись
ставится на правой стороне листа, под
заключительной формулой вежливости.
Фамилия подписывающегося печатается
на машинке под его рукописной подписью.
Текст печатается на машинке или компьютере,
подписывается от руки. Каждую страницу,
начиная со второй, лучше нумеровать -
будет легче сориентироваться, если сообщение
не прошло с первого раза и его приходится
повторять. Печать на послании, если это
не документ, ставить не надо. Если направляете
ответное послание, вначале поблагодарите
адресата - достаточно одной фразы. Если
не ответили на предыдущий факс, следует
подождать, но ни в коем случае не надо
настойчиво повторять в следующем, мол,
"жду ответа с нетерпением".
Как
уже говорилось, юридически никто не заставит
следовать протоколу, но этого требует
честь бизнесмена, которая может очень
сильно пострадать при нарушении договоренности.
И в заключение - всегда отвечайте на письма
или факс, даже в том случае, если затрудняетесь
ответить на поставленные вопросы. В деловом
мире тот, кто не отвечает на корреспонденцию,
считается безответственным, и ему не
доверяют. [3]
Виды
деловых писем:
Письмо-просьба. В письме-просьбе излагается
какая-либо просьба, при этом в ней
подчеркивается заинтересованность организации
в ее исполнении. Просьба может
излагаться от первого лица единственного
числа, от первого лица множественного
числа; от третьего лица единственного
числа и от третьего лица множественного
числа.
Сопроводительное
письмо. Сопроводительное письмо
составляется при отправке адресату
документов или материальных
ценностей. Подобного рода письмо
оправдывает себя в тех случаях,
когда содержит дополнительные
разъяснения к приложенному документу.
Письмо-сообщение. В данном виде
делового письма дается какая-либо
информация, не требующая ответа
или подтверждения со стороны,
которой высылается данное письмо.
Письмо-подтверждение. Содержит
сообщение о получении какого-либо
отправления или о том, что ранее составленный
документ остается в силе.Также
можно подтверждать факт либо действие.
Письмо-напоминание.
Направляется в тех случаях, когда
не удается получить ответ с помощью
телефонных переговоров или
личных встреч. Оно состоит из двух
элементов: напоминание о выполнении действия;
меры, которые будут приняты
в случае невыполнения ранее
заключенного договора или соглашения.
Пометка «Вторично» отправляется тогда,
когда отправитель допускает возможность,
что адресат не получил письма, отправленного
ранее.
Письмо-приглашение. Пишется в том
случае, когда организация хочет пригласить
другую организацию на какое- либо торжество
или мероприятие. В данном деловом
письме указывается время,
место и дата проведения
мероприятия.
Письмо-благодарность.
В данном виде письма выражается благодарность
за выполнение какого-либо рода деятельности.
Гарантийное письмо. Составляется
с целью подтверждения определенных
обязательств и адресуется организации,
либо отдельному лицу.
Запрос
и ответ на него. Данные
виды коммерческой корреспонденции
являются в письменной речи реализацией
двусторонней связи. Запрос представляет
собой обращение лица, желающего заключить
сделку. В запросе обязательно указывается
наименование товара (услуг), условия,
на которых желательно получить товар,
условия платежа, количество и
качество товара. Написание этого вида
писем требует соблюдения следующих принципов:
1) ссылка на первичное письмо и его тему;
2) соблюдение одинаковых языковых средств
в обоих письмах;
3) соблюдение последовательности в изложении
аспектов содержания.
Оферта
и ответ на нее. В данном виде письма
обычно указывается, на каких
условиях должен произойти обмен
товарами (услугами). В ответе
выражается согласие либо несогласие
с выдвинутыми условиями.
Письмо-претензия (рекламация), ответ
на него. Рекламация содержит
претензии к стороне, нарушившей принятые
на себя по договору обязательства
и требования возмещения убытков. Она
может быть предъявлена в
отношении качества, количества товаров,
сроки поставки и т.п. Рекламация
представляется в письменном
виде, с приложением всех необходимых
документов. Если она не может быть урегулирована
сторонами, то она переноситься в арбитраж.
В ответе на рекламацию сообщается,
что: информация принята
к рассмотрению; она рассматривается
полностью, частично либо отклоняется;
денежная оплата произведена.
Рекламация
содержит:
1) основания для предъявления претензий;
2) доказательства произошедшего ущерба;
3) конкретные требования стороны, предъявляющей
претензию[4]
Информация о работе Понятие деятельности в психологии: виды, структура