Понятие деятельности в психологии: виды, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:27, реферат

Описание работы

Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

     4.Подберите  и кратко опишите  диагностирующие  возможности 1-2 методик по определению самооценки. 
 
            Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) 
           
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция. Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

1. Самые  здоровые 
       2. Очень здоровые 
      3. Здоровые 
     4. Более или менее здоровые. 
    5. Среднего здоровья 
   6. Более или менее больные  
  7. Больные  
 8. Очень больные 
9. Самые больные
.        1. Самые умные 
        2. Очень умные         
       3. Умные          
      4. Более, менее умные         
     5. Среднего ума                              
    6. Более, менее неумные          
   7. Неумные  
  8. Глупые                             
 9. Самые глупые   

 
1. С  прекрасным характером  
       2. С хорошим характером 
      3. С более или менее хорошим 
       характером                               
     4. С неплохим характером 
    5. С обычным характером  
   6. С неважным характером 
  7. С плохим характером 
 8. С очень плохим характером 
9. С тяжелым характером
1. Чрезмерно  счастливы 
         2. Очень счастливы 
        3. Счастливы 
  
      4. Более или менее счастливы 
     5. Не очень счастливы 
    6. Мало счастливы 
   7. Несчастливы 
 8. Очень несчастливы 
9. Самые несчастные

 
            После  разметки испытуемым шкал начинается  следующий этап опыта - экспериментально  спроецированная беседа, начиная  со шкалы "счастье". Ее последовательность  и план примерно таковы:  
1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части. 
2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым? 
3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния? 
4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему? 
5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?   
            Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый. Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.  
            Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности. 
1. Выяснение содержания актуальной оценки. 
2. Выяснение полюсов шкалы. 
3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения. 
            Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка). 
 
           Методика «Определение самооценки»Инструкция: Для каждого суждения выберите 1 из 5 возможных вариантов ответа, каждый из которых кодируется баллами по схеме:  
4 балла — очень часто;  
3 балла — часто;  
2 балла — иногда;  
1 балл — редко;  
0 баллов — никогда. 

1. Мне  хочется, чтобы мои друзья подбадривали  меня.  
2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.  
3. Я беспокоюсь о своём будущем.  
4. Многие меня ненавидят или я их раздражаю.  
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.  
6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.  
7. Я боюсь выглядеть глупцом.  
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.  
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.  
10. Я часто допускаю ошибки.  
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.  
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.  
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.  
14. Я слишком скромен.  
15. Моя жизнь бесполезна.  
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не  с кем поделиться своими мыслями.  
18. Люди ждут от меня очень многого.  
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.  
20. Я слегка смущаюсь.  
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.  
22. Я не чувствую себя в безопасности.  
23. Я часто волнуюсь, и понапрасну.  
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.  
25. Я чувствую себя скованным.  
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.  
27. Я уверен, что люди почти всё принимают легче, чем я.  
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.  
29. Меня волнует мысль о том, как люди ко мне относятся.  
30. Как жаль, что я не так общителен.  
31. В спорах я высказываюсь только тогда,когда уверен в своей правоте.  
32. Я думаю о том, что ждёт от меня общественнось.

     Посчитайте  количество баллов.  
0-25 баллов говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощённым «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.  
26-45 баллов свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь иногда старается подладиться под мнение других.  
46-128 баллов указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнением других и часто страдает от этого.[5]

     5. Группа студентов должна была охарактеризовать своего товарища используя лишь наречия. В результате был получен такой ряд слов: сдержанный, серьезный,  уравновешенный, творческий, активный. Какие из этих слов описивают характер, а какие темперамент. Как это можно определить?  
           
Темперамент- это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент. 
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. 
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. 
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости ). 
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности ( восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

     В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. 
            Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. 
          Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность 
            Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. 
           Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. 
            По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. 
           Следовательно, можно определить,что уравновешенный,сдержанный и активный описывают темперамент, а серьезный и творческий—характер.[6]
 
 

                

     Литература

1. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133.

2.Педагогика  и психология высшей школы./под.  ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с

3.Кочан.В.Р.: Культура  рiдноi мови / В.Р. Кочан, А.С.Токарська.—Л.: Свiт, 1996.—323с.

4.Глущик С.В.  та iн. : Сучаснi дiловi папери :Навч. Посiбник для виших та середнiх навч. Закладiв ./ С.В. Глущик, О.В. Дияк—К.:А.С.К.,1998—174с.

5.Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.). 

6. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,  
"Наука", 1984.


Информация о работе Понятие деятельности в психологии: виды, структура