Понятие "деятельности" в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Понятие «деятельности» в психологии…………………………. 4
Глава 2. Структура деятельности………………………………………….. 7
Заключение ……………………………………………………………………....21
Список использованной литературы………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

Реферат - Понятие деятельности.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение ..................................................................................................................3

Глава 1. Понятие «деятельности» в психологии…………………………. 4

Глава 2. Структура деятельности………………………………………….. 7

Заключение ……………………………………………………………………....21

Список использованной литературы………………………………………….. 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие деятельности является одним из базовых, широко используемых и принципиально-значимых для отечественной психологии. Сама трактовка психики невозможна вне категории деятельности, которая задействованна в методологии научного исследования, в понимании проблем возникновения и развития психики, в трактовке понятия личности, в анализе всех составляющих ее психического облика.

Разработка этой научной  категории в России связана с работами таких выдающихся отечественных психологов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.

Наиболее целостная психологическиая концепция (теория) деятельности принадлежит Леонтьеву А.Н., который разрабатывал ее с середины 1940-х. гг., последовательно дополняя и преобразовывая.

Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей  целью и которые выполняют  конкретную общественную функцию.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Цель данной работы – рассмотреть психологическое понятие «деятельности».

Задачи работы – изучить различные подходы к определению психологического понятия «деятельности» и структуры деятельности.

 

ГЛАВА 1. Понятие «деятельности» в психологии

 

Использование категории  деятельности – отличительная черта  отечественной психологии.

Для отечественной психологии характерны два момента:

1) положение о единстве  психики и деятельности, противопоставляющее  отечественную психологию как  различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (например, такие как: интроспективная психология; гештальтпсихология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (такие как: бихевиоризм; необихевиоризм);

2) введение принципов  развития и историзма, воплощение  которых в конкретных исследованиях  обязательно предполагает обращение  к деятельности как движущей  силе развития психического отражения.

Деятельность – система активных процессов, которые отвечают определенной потребности, подчиняются мотиву и реализуют самостоятельное отношение человека к миру.

Это не всякая, не любая  человеческая активность, а только целенаправленная активность. Деятельность существует только в психологическом единстве с сознанием и личностью, в соотношениях и связях с потребностями, мотивами, целями и задачами.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного  продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична (5).

Основные характеристики деятельности – предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности – в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов – ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах (1).

Хотя деятельность —  это функции человека в целом: и как личности, и как организма, — ее целенаправленность и мотивация  определяются личностью. Поэтому у  животных, у новорожденных и у  «невменяемых», психически больных, деятельности нет, а есть только поведение — как объективизация их психики. Деятельность же — это объективизация сознания.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности, а в личностном смысле – «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям (6).

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

1) генетический – в  нем исходной формой любой  человеческой деятельности является  совместная социальная деятельность, а как механизм развития психики  выступает интериоризация, в ходе  которой происходит переход внешней  по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный  – в основе такого рассмотрения  строения деятельности лежит  принцип анализа «по единицам»:  разложение реальности на «единицы»,  содержащие в себе основные  свойства, присущие ей как целому;

3) динамический –  здесь при рассмотрении деятельности  изучаются механизмы, обеспечивающие  движение самой деятельности: надситуативная  активность, определяющая саморазвитие  деятельности и возникновение  ее новых форм; установка, обусловливающая  устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.

Трактовка деятельности как особой системы, в недрах которой  формируются психические процессы, была разработана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они – мотив и предмет – должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта – акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы (4).

 

ГЛАВА 2. Структура деятельности

 

Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и более или менее определённую структурную и функциональную организацию. Её состав многокомпонентен. В её осуществление вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разного уровня сложности. В зависимости от целей, эта деятельность может длиться годами или даже всю жизнь. Однако какой бы сложной она ни была, как бы долго она ни длилась, её можно описать, используя универсальные единицы, в которых отражается не содержательный, а именно структурно-уровневый подход к её описанию.

Деятельность по исходной дефиниции, трехчленна, т.е. существует, реализуется, проявляется одновременно в трех плоскостях возможного рассмотрения:

- личность (субъект деятельности);

- объект (предмет деятельности - то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт);

- внешний праксис (разные  виды активных, преобразующих процессов) (5).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних  компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический  переход внешних компонентов  во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией  и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

А.Н. Леонтьев выделял  следующую структуру деятельности:

- потребность;

- активность;

- мотив;

- цель;

- действие;

- задача и операция;

- навык;

- умение;

- привычка (4).

Человек существует, развивается  и формируется как личность благодаря  взаимодействию со средой, осуществляемому  посредством его деятельности. Бездеятельная  личность немыслима, потому что у  нее есть потребности, которые надо удовлетворять.

Потребность – это субъективное состояние, которое соответствует объективной нужде в чем-то, что человеку не принадлежит. Потребность – это нужда, отраженная, переведенная в сферу психики, субъективизированная.  Человек, есть существо всегда нуждающееся.

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности). Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека — сознания, называемого переживанием). Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.

Активность. Предполагается, что присутствие у человека неудовлетворенной потребности приводит к возникновению активности. Это общее, недостаточно дифференцированное возбуждение, активизация ориентировки на поиск предмета насущной, актуализированной потребности. Это психологическая, субъективная некая предварительная готовность, предрасположенность к какой-то возможной деятельности. Наличие активности так или иначе влияет и на уже существующую потребность, видоизменяя ее качественно и количественно. Активность может быть и сугубо внутренней, не выражаемой внешними средствами (5).

Активность — это  энергия, используемая в специфической  реакции, выражающаяся у человека в  стремлении и осуществлении деятельности, с целью удовлетворения данной потребности.

Мотив. Далее происходит общеизвестное психологическое, даже личностное событие – «чрезвычайный акт» опредметчивания потребности. Потребность запечатлевает, находит свой конкретный предмет, то есть то, на что она направлена, приобретение чего может привести к удовлетворению потребности. Предмет потребности называется мотивом. Это то реальное, в чем проявляется потребность и что побуждает и направляет соответствующую деятельность.

В результате появления  мотива исходная поисковая, ориентировочная  активность психологически преобразуется в конкретно предметную, отдельную деятельность, которая только и может привести к удовлетворению существующей потребности.

Мотивы — это психические  явления, ставшие побуждениями к выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив — это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности. Стимул — это объективное явление, действующее на человека, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив — отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы.

Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных  мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему  мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.

Осознание потребности  в форме мотива как побуждения к деятельности связано с формированием общей стратегической цели деятельности или её результата – удовлетворения данного мотива, а следовательно, и потребности (в итоге – восстановление нарушенных внутренних условий).

Информация о работе Понятие "деятельности" в психологии