Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:44, реферат
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Понятие «деятельности» в психологии…………………………. 4
Глава 2. Структура деятельности………………………………………….. 7
Заключение ……………………………………………………………………....21
Список использованной литературы………………………………………….. 22
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне Центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.
Умения и навыки делятся на несколько типов:
- двигательные;
- познавательные;
- теоретические;
- практические.
Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков.
Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.
Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения, благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Привычка – подчеркнуто индивидуализированное психологическое единство направленности личности и ее деятельности, закрепленных форм и способов поведения. Это устоявшиеся, традиционные для личности устремления, принятые и удобные образцы поведения (5).
От умения и навыков привычка отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.
Таким образом, деятельность складывается из множества последовательно осуществляемых ее элементов, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных. От рациональности сочетания и взаимосвязей элементов зависят сложность, успешность и плодотворность деятельности.
Деятельность психологически означает не только и не просто активное материальное действование.
Итак, главные черты деятельности человека сводятся к следующему:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности.
Деятельность человека – это всегда процесс развития самого человека. Прежде всего – производительных сил человека, которые необходимо исследовать в реальном контексте конкретного бытия конкретного человека.
Средства и орудия деятельности, ее операционный фонд, являются ее важнейшими и ведущими психологическими характеристиками, потому что в них объективно выражается и через них объективно реализуется созидающая, предметно-преобразующая суть любой деятельности человека и его психологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ