Понятие "деятельности" в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Понятие «деятельности» в психологии…………………………. 4
Глава 2. Структура деятельности………………………………………….. 7
Заключение ……………………………………………………………………....21
Список использованной литературы………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

Реферат - Понятие деятельности.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Умения в отличие  от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно  включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне Центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся  на несколько типов:

- двигательные;

- познавательные;

- теоретические;

- практические.

Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков.

Познавательные умения включают способности, связанные с  поиском, восприятием, запоминанием и  переработкой информации. Они соотносятся  с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.

Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют  упражнения, благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Привычка – подчеркнуто индивидуализированное психологическое единство направленности личности и ее деятельности, закрепленных форм и способов поведения. Это устоявшиеся, традиционные для личности устремления, принятые и удобные образцы поведения (5).

От умения и навыков привычка отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

Таким образом, деятельность складывается из множества последовательно осуществляемых ее элементов, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных. От рациональности сочетания и взаимосвязей элементов зависят сложность, успешность и плодотворность деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Деятельность психологически означает не только и не просто активное материальное действование.

Итак, главные черты деятельности человека сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности.

Деятельность человека – это всегда процесс развития самого человека. Прежде всего – производительных сил человека, которые необходимо исследовать в реальном контексте конкретного бытия конкретного человека.

Средства и орудия деятельности, ее операционный фонд, являются ее важнейшими и ведущими психологическими характеристиками, потому что в них объективно выражается и через них объективно реализуется созидающая, предметно-преобразующая суть любой деятельности человека и его психологии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.
  2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии/Отв. ред.Е.В. Шорохова. М.,1966.
  3. Гоноболин Ф. Н.,  «Психология», Изд-во "Просвещение", М., 1973.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
  5. Общая психологи и психология личности / под ред. А.А. Реана.- М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д., 1996.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989.

 




Информация о работе Понятие "деятельности" в психологии