Понятие и особенности межличностного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово “конфликт” - латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. (Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные - с позитивным знаком и деструктивные - с негативным знаком.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие межличностного конфликта 6
2. Особенности межличностного конфликта 7
3. Типология межличностных конфликтов 14
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Конфликтология ГОТОВО.docx

— 37.06 Кб (Скачать файл)

1) Противоборство — характерно  настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2) Уклонение — связано  с попыткой уйти от конфликта,  не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3) Приспособление — предполагает  готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

4) Компромисс — требует  уступок с обеих сторон до  той степени, когда путем взаимных  уступок находится приемлемое  решение для противостоящих сторон.

5) Сотрудничество — предполагает  совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6) Ассертивное поведение  (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Следует также различать  типы людей, которые также действуют  на характер межличностных конфликтов, а также на их разрешение.

Особенности личности проявляются  в ее темпераменте, характере и уровне личностного развития.

Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и  ритм психических процессов и  состояний человека.

Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в  межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.

Уровень личностного развития — еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта.

Личность развивается  и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент и черты характера, а личность не участвует в этом процессе, или не в состоянии «совладать с собой».

При адекватной самооценке и адекватных притязаниях у людей  больше удач и меньше конфликтных  ситуаций при взаимодействии с другими  людьми. При завышенной самооценке у человека, намеренно подчеркивающего свое превосходство над другими, как правило, постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны, особенно в ситуациях различного рода поощрений и вознаграждений, У людей с заниженной самооценкой и заниженных притязаниях много неудач, а, следовательно, и переживаний неудач. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него «комплекс неполноценности», несамостоятельности, зависимости от других.

В межличностных столкновениях  люди выражают свои претензии друг к другу в основном словами, в вербальной форме. Поэтому важную роль здесь играет то, как слова произносятся — в доброжелательной или в агрессивной форме. Давно известно – слово лечит, но слово и калечит. Необходимо очень бережное отношение друг к другу в любой ситуации, бесконфликтное взаимодействие формирует у людей положительные эмоции.

Универсальным средством  разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные  конфликты, но даже международные войны.

3. Типология межличностных конфликтов

Межличностные конфликты  типологизируются, в зависимости  от характера отношений между  субъектами, на следующие виды:

• взаимно положительные;

• взаимно отрицательные;

• односторонне положительно-отрицательные;

• односторонне противоречиво-положительные;

• взаимно противоречивые;

• обезличенные или взаимно  безразличные.

Взаимно положительные отношения  при разрешении возникших между  субъектами противоречий направлены к  поиску и достижению взаимно приемлемого  результата, согласованному его принятию. В процессе достижения данного результата, несмотря на позитивную позицию и  заинтересованность субъектов, возможно возникновение разногласий, эмоциональных  напряжений.

Взаимно отрицательные отношения  предполагают определенность и однозначность  позиций, негативных по своему содержанию. Все признаки межличностного конфликта  явно выражены, эмоциональный фон  деструктивен, субъекты относятся друг к другу враждебно, дают отрицательные характеристики своему оппоненту.

Односторонне положительно-отрицательные  отношения возникают, когда один из субъектов занял негативную позицию  по отношению к другому, в то время  как другая сторона настроена  положительно, дружелюбно, пытается наладить контакт. Данная ситуация характеризуется  относительной стабильностью, хотя негативно настроенный субъект  в процессе отношений может нанести  такие оскорбления и выдвинуть  такого рода обвинения, которые приведут к тому, что другая сторона откажется  от положительной позиции и займет также отрицательную. В таком  случае возникает открытый межличностный  конфликт.

Односторонние противоречиво-положительные  отношения возникают при условии, если один относится однозначно положительно, а другой субъект колеблется между  положительными и отрицательными оценками первого. Второй субъект испытывает амбивалентный внутриличност-ный  конфликт, который является предпосылкой к межличностному. Он осторожен, неустойчив в своем поведении, много внутренних личностных сил расходует на преодоление  сложного внутриличностного состояния. В сложившейся ситуации могут  утвердиться окончательно либо положительные  отношения, либо произойдет разрыв отношений  между субъектами. Решающим будет  поведение наиболее инициативного  и активного субъекта в поисках  либо сближения, либо разрыва.

Односторонние противоречиво-отрицательные  отношения характеризуются тем, что один субъект однозначно отрицательно относится к другому, в то время  как этот другой относится к своему оппоненту противоречиво, колеблется от симпатии к антипатии. Субъект, занявший противоречивую позицию, находится  в состоянии внутриличностного  конфликта. Неуверенная, колеблющаяся позиция, которую занял субъект, будет восприниматься другим как  свидетельство слабости, непринципиальности. Межличностный конфликт в данных условиях наиболее вероятен.

Взаимно противоречивые отношения  характеризуются неустойчивостью, совместная деятельность неэффективна. Оба субъекта испытывают внутренний амбивалентный конфликт. Так как  взаимоотношения не несут в себе положительного содержания, комфорта, удовлетворения, излишне неустойчивы  и ориентированы на ожидание негативной реакции со стороны другого, то контакты сведены до минимума и осуществляются в официальных нормах и формах.

Обезличенные или взаимно  безразличные отношения устанавливаются  при восприятии субъектами друг друга  не как личностей, а как субъектов, выполняющих определенные функции (продавец-покупатель, водитель-пассажир и т. д.).

Для участников межличностного конфликта любого вида характерно наличие  у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя  позиция — это открыто предъявляемые  оппоненту требования, установки, описание ситуации. Внешняя позиция может  совпадать, а может и не совпадать  с внутренней позицией. Внутренняя позиция содержит те мотивы, ценности, потребности, которые заставили  индивида  вступить в конфликт. Внутренняя позиция может быть скрытой не только от оппонентов, но и от самого индивида, так как он может не осознавать ее. В ряде случаев осознание  индивидом внутренних мотивов помогает успешному разрешению конфликта.

Внутренняя и внешняя  позиция личности в конфликте  отнюдь не исчерпывает всех моделей  поведения, последние во многом определяются социально-психологической активностью  личности, на которую влияют познавательные, эмоциональные, волевые потенциалы человека, осознаваемые или неосознаваемые им. Межличностный конфликт является производным от психического состояния индивидов, их поведения, самой ситуации.

Ситуация представляет собой  комплекс переменных, в которые включен  вид деятельности субъектов, их взаимосвязи  и тип отношений, а также место, время, формы общения, наличие ресурсов для деятельности и удовлетворения потребностей, влияние окружающих, наличие выбора вариантов решения  либо их отсутствие.

Развитие межличностных  конфликтов тесно взаимосвязано  с ценностными ори-ентациями, с  характером принятых ролей, динамическим состоянием личности, содержанием мотиваций  деятельности, которые и определяют характер и направленность поведения  личности в конфликте. Наиболее напряженными являются конфликты, затрагивающие  основные ценности личности. В процессе развития такого рода межличностных  конфликтов обнаруживаются сущностные установки индивида.

Межличностный конфликт может  иметь открытую и латентную формы  проявления. Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов  друг против друга. В условиях латентной  формы конфликт осуществляется не путем  прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами, посредством  создания препятствий для оппонента  косвенным путем.

Решающее влияние на выбор  модели поведения в межличностном  конфликте оказывает сама личность — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, ее прошлый опыт решения проблем  и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и ее внутренние духовные противоречия, поиски и «метания».

 

 

Заключение

Подводя итог исследованию межличностных конфликтов, можно  сделать следующие выводы.

Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона  пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать  то же самое. Конфликт может иметь  место между индивидуумами и  группами и между группами.

В межличностном конфликте  каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

В разрешении межличностных конфликтов важное значение имеет способность  субъектов правильно оценивать  и учитывать личностно-психологические  особенности своего контрагента. Однако недостаточно просто классифицировать конфликтных личностей, главное  знать какой стратегией и тактикой пользоваться, когда приходиться  вступать с ними в контакт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Дэна Д. Преодоление  разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994, –  С. 30 – 35.

2. Гришина Н.В. Психология  конфликта, СПб., 2004г.

3. Ворожейкин И.Е., Кибанов  А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. Учебник. М., 2001.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2002.

5. Основы конфликтологии. Учебное пособие / Дмитриев А., Казимирчук В., Кудрявцев В. и др. М., 1997.

6. Растов Ю.Е. Трофимова Р.А. Конфликтология. Уч.-метод.пособие. Барнаул, 1995.

7. Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. М., 1995.

8. Собчик Л.H. Диагностика  межличностных отношений. М.: МКЦ  , 1990. - 47 с.

9. Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ,1999.

10. Шанибов Ю.М. Введение  в конфликтологию: теория и практика. Нальчик, 

11. Громова О.Н. Конфликтология. М., 1999.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и особенности межличностного конфликта