Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:51, контрольная работа
Актуальность темы исследования: Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово “конфликт” - латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. (Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные - с позитивным знаком и деструктивные - с негативным знаком.
Введение 3
1. Понятие межличностного конфликта 6
2. Особенности межличностного конфликта 7
3. Типология межличностных конфликтов 14
Заключение 18
Список литературы 20
1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление — предполагает
готовность субъекта
4) Компромисс — требует
уступок с обеих сторон до
той степени, когда путем
5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.
Следует также различать типы людей, которые также действуют на характер межличностных конфликтов, а также на их разрешение.
Особенности личности проявляются в ее темпераменте, характере и уровне личностного развития.
Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических процессов и состояний человека.
Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.
Уровень личностного развития — еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта.
Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент и черты характера, а личность не участвует в этом процессе, или не в состоянии «совладать с собой».
При адекватной самооценке и адекватных притязаниях у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций при взаимодействии с другими людьми. При завышенной самооценке у человека, намеренно подчеркивающего свое превосходство над другими, как правило, постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны, особенно в ситуациях различного рода поощрений и вознаграждений, У людей с заниженной самооценкой и заниженных притязаниях много неудач, а, следовательно, и переживаний неудач. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него «комплекс неполноценности», несамостоятельности, зависимости от других.
В межличностных столкновениях люди выражают свои претензии друг к другу в основном словами, в вербальной форме. Поэтому важную роль здесь играет то, как слова произносятся — в доброжелательной или в агрессивной форме. Давно известно – слово лечит, но слово и калечит. Необходимо очень бережное отношение друг к другу в любой ситуации, бесконфликтное взаимодействие формирует у людей положительные эмоции.
Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конфликты, но даже международные войны.
3. Типология межличностных конфликтов
Межличностные конфликты типологизируются, в зависимости от характера отношений между субъектами, на следующие виды:
• взаимно положительные;
• взаимно отрицательные;
• односторонне положительно-отрицательные;
• односторонне противоречиво-положительные;
• взаимно противоречивые;
• обезличенные или взаимно безразличные.
Взаимно положительные отношения при разрешении возникших между субъектами противоречий направлены к поиску и достижению взаимно приемлемого результата, согласованному его принятию. В процессе достижения данного результата, несмотря на позитивную позицию и заинтересованность субъектов, возможно возникновение разногласий, эмоциональных напряжений.
Взаимно отрицательные отношения предполагают определенность и однозначность позиций, негативных по своему содержанию. Все признаки межличностного конфликта явно выражены, эмоциональный фон деструктивен, субъекты относятся друг к другу враждебно, дают отрицательные характеристики своему оппоненту.
Односторонне положительно-
Односторонние противоречиво-положительные
отношения возникают при
Односторонние противоречиво-отрицательные отношения характеризуются тем, что один субъект однозначно отрицательно относится к другому, в то время как этот другой относится к своему оппоненту противоречиво, колеблется от симпатии к антипатии. Субъект, занявший противоречивую позицию, находится в состоянии внутриличностного конфликта. Неуверенная, колеблющаяся позиция, которую занял субъект, будет восприниматься другим как свидетельство слабости, непринципиальности. Межличностный конфликт в данных условиях наиболее вероятен.
Взаимно противоречивые отношения
характеризуются
Обезличенные или взаимно безразличные отношения устанавливаются при восприятии субъектами друг друга не как личностей, а как субъектов, выполняющих определенные функции (продавец-покупатель, водитель-пассажир и т. д.).
Для участников межличностного
конфликта любого вида характерно наличие
у них внешней и внутренней
позиции в конфликте. Внешняя
позиция — это открыто
Внутренняя и внешняя
позиция личности в конфликте
отнюдь не исчерпывает всех моделей
поведения, последние во многом определяются
социально-психологической
Ситуация представляет собой комплекс переменных, в которые включен вид деятельности субъектов, их взаимосвязи и тип отношений, а также место, время, формы общения, наличие ресурсов для деятельности и удовлетворения потребностей, влияние окружающих, наличие выбора вариантов решения либо их отсутствие.
Развитие межличностных конфликтов тесно взаимосвязано с ценностными ори-ентациями, с характером принятых ролей, динамическим состоянием личности, содержанием мотиваций деятельности, которые и определяют характер и направленность поведения личности в конфликте. Наиболее напряженными являются конфликты, затрагивающие основные ценности личности. В процессе развития такого рода межличностных конфликтов обнаруживаются сущностные установки индивида.
Межличностный конфликт может иметь открытую и латентную формы проявления. Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга. В условиях латентной формы конфликт осуществляется не путем прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами, посредством создания препятствий для оппонента косвенным путем.
Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, ее прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и ее внутренние духовные противоречия, поиски и «метания».
Заключение
Подводя итог исследованию межличностных конфликтов, можно сделать следующие выводы.
Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами и группами и между группами.
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
В разрешении межличностных конфликтов
важное значение имеет способность
субъектов правильно оценивать
и учитывать личностно-
Список литературы
1. Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994, – С. 30 – 35.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта, СПб., 2004г.
3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. Учебник. М., 2001.
4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2002.
5. Основы конфликтологии. Учебное пособие / Дмитриев А., Казимирчук В., Кудрявцев В. и др. М., 1997.
6. Растов Ю.Е. Трофимова Р.А. Конфликтология. Уч.-метод.пособие. Барнаул, 1995.
7. Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. М., 1995.
8. Собчик Л.H. Диагностика межличностных отношений. М.: МКЦ , 1990. - 47 с.
9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ,1999.
10. Шанибов Ю.М. Введение в конфликтологию: теория и практика. Нальчик,
11. Громова О.Н. Конфликтология. М., 1999.
Информация о работе Понятие и особенности межличностного конфликта