Понятие и социально-психологические функции конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Конфликты любого уровня и вида в обществе - комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. Поэтому и методы их изучения многообразные и комплексные. Таким образом, конфликтология - междисциплинарная область научного исследования конфликта. Объектом ее являются конфликты различного уровня: внутриличностные, социальные конфликты (межличностные, межгрупповые, межгосударственные), предметом - общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т.е. управление конфликтом.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие конфликта 5
2. Типы конфликтов 8
3. Виды конфликтов 10
4. Социально-психологические функции конфликтов 14
5. Заключение 18
6. Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Конфликтология контрольная.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

По  направлению воздействия выделяют

    • вертикальные 
    • горизонтальные конфликты.

 При вертикальных конфликтах объем власти уменьшается по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник — подчиненный, вышестоящая организация — предприятие, учредитель — малое предприятие.

При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня, специалисты — между собой, поставщики — потребители.

По  степени выраженности конфликтного противостояния различают

    • открытые
    • скрытые конфликты.

Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми, социальными, этическими.

При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

В зависимости  от затронутых потребностей выделяют

    • когнитивные конфликты
    • конфликты интересов.

Когнитивный — конфликт взглядов, точек зрения, знаний, т.е. когнитивных структур. В таком конфликте целью каждого субъекта является переубедить оппонента, доказать правоту своей точки зрения, своей позиции.

Конфликты интересов — это достаточно условное выделение группы конфликтов, поскольку каждый конфликт развивается из-за затронутых интересов. Однако данный вид представлен как противовес конфликту когнитивному и обозначает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций).

В зависимости  от преследуемых целей конфликты делятся на

    • реалистические
    • нереалистические

Конфликт является реалистическим, когда он связан с преследованием участниками определенных целей. В нереалистических конфликтах целью участников ситуации становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности. Реалистические конфликты протекают мягче и легче поддаются урегулированию. Нереалистические конфликты, напротив, острее и труднее разрешимы. Начавшись как реалистический, конфликт, однако, может перейти в нереалистический, если участники ситуации не могут справиться с возникшей у них проблемой, их антагонизм растет, и процесс противоборства с нанесением ударов по оппоненту отодвигает на второй план начальную проблему конфликта. Накопившиеся обиды и эмоции мешают осуществить обратный переход и превратить нереалистический конфликт в реалистический.

 

 

 

 

 

4. Социально-психологические функции конфликтов 

Функции конфликта имеют  двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон. Он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к  участникам конфликта, он может выполнять  конструктивные и деструктивные  функции.

Конструктивные функции:

  • Конфликт частично или полностью устраняет противоречия, возникающие в силу несовершенства деятельности организации, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.
  • Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке.
    • Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.
    • Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими.
    • Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается.
    • При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.
    • Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

  • Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.
  • Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.
  • Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
  • Конфликт формирует негативный образ другого - «образ врага» - который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.
  • Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.
  • Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково влияние конфликта  на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени  связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.

Конструктивные функции:

  • Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).
  • Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.
  • Конфликт проявляет общественное мнение.
  • Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.
  • Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).
  • В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (в споре рождается истина).
  • Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Деструктивные функции:

  • Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе
  • Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.
  • Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.
  • Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Можно сделать вывод: конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.

Хотя конфликты  легко порождаются и подпитываются  социальными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые  не менее могущественные силы, такие  как контакт, сотрудничество, коммуникация и примирение, могут превратить вражду в гармонию.

Полное разрешение конфликта будет осуществлено в  том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно  устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной  из сторон, то такое состояние окажется временным, и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

Бесконфликтное общество не является целью конфликтологии как науки. Если конфликт уже произошел, за ним должны следовать действия, решающие проблему порождения конфликта. Развитие в конфликте конструктивного потенциала – проблема, которая стоит перед конфликтологией в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Морозов А.В. Деловая психология, курс лекций. – СПб.: Союз, 2000;
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. - СПб.: Питер, 2006;
  3. Громова О.Н. Конфликтология. – М: Эксмо, 2000;
  4. Дмитриев А. В. Конфликтология.- М.: Гардарики, 2000
  5. Кузьмина Т.Н. Шпаргалка по конфликтологии. Справочник. – М.: IPR Media,  2011;
  6. Михайлова С.И. Проблемы педагогического общения. - М., 1988
  7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: учеб.пособие для студентов вузов / А.Г. Здравомыслов. – 2-е изд., доп. – М.: АО «Аспект – пресс», 1995
  8. Статьи «Конфликтология как наука» и «Функции конфликта», http://ckct.org.ru/study/confl/confl.shtml
  9. Статья «Как реагировать на конфликты в организации», http://bealpha.com/content/view/825/149/

 


Информация о работе Понятие и социально-психологические функции конфликта