Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:12, реферат
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называют деятельностью, второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью
Понятие и виды общения
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называют деятельностью, второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
Общение - сложный,
многоплановый процесс
Общение - реализуемое
знаковыми средствами взаимодействие
двух или более субъектов, вызванное
потребностями деятельности совместной
и направленное на значимое изменение
в состоянии, поведении и личностно-
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.
В общении выделяются
следующие аспекты: содержание, цель
и средства. Содержание - это информация,
которая в межиндивидуальных
контактах передается от одного живого
существа к другому. Содержанием
общения могут быть сведения о
внутреннем мотивационном или
Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.
У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения - это
то, ради чего у человека возникает
данный вид активности. У животных
целью общения может быть побуждение
другого живого существа к определенным
действиям, предупреждение о том, что
необходимо воздержаться от какого-либо
действия. Мать, например, голосом или
движением предупреждает
Не менее существенны отличия средств общения. Их можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
ОБЩЕНИЕ
По содержанию |
По целям |
По средствам |
материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) |
Биологическое |
Непосредственное |
когнитивное (обмен знаниями) |
Социальное |
Опосредствованное |
кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) |
Прямое | |
мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) |
Косвенное общение | |
деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) |
Рассмотрим подробнее каждый из видов.
При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете - оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.
Мотивационное общение
имеет своим содержанием
Иллюстрацией когнитивного
и деятельностного общения
Биологическое - это
общение, необходимое для поддержания,
сохранения и развития организма. Оно
связано с удовлетворением
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.
Опосредствованное
общение связано с
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.
Личностное общение
сосредоточено в основном вокруг
психологических проблем
Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
Вербальное общение
присуще только человеку и в качестве
обязательного условия
Характеристики общения
Общение характеризуется по следующим параметрам: структура общения, уровень общения, функции общения, стороны общения.
Структура общения - с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения:
1) сторона коммуникативная
- выражается в обмене
2) сторона интерактивная
- выражается во взаимодействии
партнеров при организации и
выполнении совместной
3) сторона перцептивная - выражается в восприятии одним партнером по общению другого.
Уровни общения - согласно одному из подходов, выделяются:
1) макроуровень - выражается
в том, что человек общается
с другими людьми согласно
сложившимся общественным
2) мезоуровень -
общение в пределах
3) микроуровень - акт
контакта, несущий элемент содержания
и выражаемый в определенных
внешних показателях - простейшие
элементы, лежащие в основе других
уровней: вопрос - ответ, рукопожатие,
акт мимический и
Общение полифункционально,
что отражается во множестве существующих
классификаций его функций. Чаще
всего в них описываются
В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны:
1) информационно-коммуникативную,
2) регуляционно-коммуникативную,
связанную со взаимной
3) аффективно-коммуникативную,
относящуюся к сфере
Другая классификация выделяет:
1) как основную
рабочую - инструментальную функцию
общения, надобную для обмена
информацией в процессе
2) синдикативную
функцию, выражаемую в
3) трансляционную
функцию, надобную для
4) функцию самовыражения,
ориентированную на поиск и
достижение взаимного
По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:
1) контактная, цель
коей - установление контакта как
состояния обоюдной готовности
к приему и передаче сообщений
и к поддержанию взаимосвязи
в виде постоянной
2) информационная,
цель коей - обмен сообщениями
(прием-передача сведений в