Понятие и виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называют деятельностью, второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью

Файлы: 1 файл

1психология общения.docx

— 25.45 Кб (Скачать файл)

3) побудительная,  цель коей - стимуляция активности  партнера для направления его  на выполнение определенных действий;

4) координационная,  цель коей - взаимное ориентирование  и согласование действий при  организации деятельности совместной;

5) функция понимания,  цель коей - не только адекватное  восприятие и понимание смысла  сообщения, но и взаимное понимание  - намерений, установок, переживаний,  состояний и пр.;

6) амотивная, цель  коей - возбуждение в партнере  нужных эмоциональных переживаний  (обмен эмоциями), а также изменение  с его помощью своих переживаний  и состояний;

7) функция установления  отношений, цель коей - осознание  и фиксация своего места в  системе ролевых, статусных, деловых,  межличностных и прочих связей  сообщества, в коем действует  индивид;

8) функция оказания  влияния, цель коей - изменение  состояния, поведения, личностно-смысловых  образований партнера, в том числе  его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Коммуникативная сторона  общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими  обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные  системы знаковые:

1) прежде всего  - речь;

2) оптико-кинетическая  система знаков - жесты, мимика, пантомимика;

3) системы паралингвистическая  и экстралингвистическая - интонация,  неречевые вкрапления в речь (например  паузы);

4) система организации  пространства и времени коммуникации;

5) наконец, система  "контакта глазами".

Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение  его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые  условия для этого не просто использование  единого языка, но и одинаковое понимание  ситуации общения.

Интерактивная сторона  общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или  конфликта приводит к формальному  описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий  поведения партнера с применением  элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых  стратегий и то обстоятельство, что  анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его  как определенного способа объединения  индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.

Перцептивная сторона  общения включает в себя процесс  формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств  и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.

В ходе восприятия и познания межличностного возникает  ряд "эффектов" - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую  роль играют и явления стереотипизации  и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое  содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь  общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и  при эмоциональной регуляции  перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).

Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений. Одна из задач психологии социальной - разработка средств корректировки и оптимизации  общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр. Среди различных  форм обучения искусству общения  значительное место занимает тренинг  социально-психологический - овладение  разными формами общения с  помощью специальных систем заданий (программ).

Общение межличностное  значительно изменилось с развитием  радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении  письма и книг, граммофона и радио. Телевидение представляет на экране как бы картину естественного  общения; такое общение оказало  значительное влияние на культуру общества и развитие психическое людей - в  частности; через учебное телевидение  и видеофильмы. Новая область  общения открывается и в связи  с компьютеризацией.


Информация о работе Понятие и виды общения