Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:12, реферат
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называют деятельностью, второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью
3) побудительная,
цель коей - стимуляция активности
партнера для направления его
на выполнение определенных
4) координационная,
цель коей - взаимное ориентирование
и согласование действий при
организации деятельности
5) функция понимания,
цель коей - не только адекватное
восприятие и понимание смысла
сообщения, но и взаимное
6) амотивная, цель
коей - возбуждение в партнере
нужных эмоциональных
7) функция установления
отношений, цель коей - осознание
и фиксация своего места в
системе ролевых, статусных,
8) функция оказания
влияния, цель коей - изменение
состояния, поведения,
Коммуникативная сторона
общения связана с выявлением
специфики информационного
1) прежде всего - речь;
2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);
4) система организации
пространства и времени
5) наконец, система "контакта глазами".
Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Интерактивная сторона
общения представляет собой построение
общей стратегии
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.
В ходе восприятия
и познания межличностного возникает
ряд "эффектов" - эффекты первичности,
недавности (новизны) и ореола. Большую
роль играют и явления стереотипизации
и атрибуции каузальной. Знание этих
механизмов позволяет выявить
Рассмотрение трех
сторон общения в единстве - важное
условие оптимизации
Общение межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио. Телевидение представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и развитие психическое людей - в частности; через учебное телевидение и видеофильмы. Новая область общения открывается и в связи с компьютеризацией.