Понятие и виды социальных общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Понятие и виды социальных общностей Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….1
Понятие социальной общности, общества и социума…………….2
Поведение людей в социально неорганизованной общности……...5
Классификация социальных общностей……………………………….8
Виды социальных общностей………………………………………..9
Массовые социальные общности…………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………...15
Список используемой литературы………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа №1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….1

  1. Понятие социальной общности, общества и социума…………….2
  2. Поведение людей в социально неорганизованной общности……...5
  3. Классификация социальных общностей……………………………….8
    1. Виды социальных общностей………………………………………..9
    2. Массовые социальные общности…………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………...15

    Список используемой литературы………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Объектом   социологической   познания   является    общество.    Термин «социология» происходит от латинского «societas»  -  общество  и  греческого «logos» - учение,  означая  в  буквальном  переводе  «учение  об  обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или  опосредованно является объектом многих наук (истории,  философии,  экономики,  психологии, юриспруденции  и  др.),  каждая  из  которых  имеет  свой  ракурс   изучения общества, т.е. свой предмет.

         Предмет социологии -  это  социальная  жизнь  общества,  т.е.  комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей.  Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей  в  процессе  их взаимоотношений. Жизнедеятельность  людей  реализуется  в  обществе  в  трех традиционных  сферах  (экономической,  политической,   духовной)   и   одной нетрадиционной  -  социальной.  Три  первые  дают   горизонтальное   сечение общества, четвертая - вертикальное,  подразумевающее  деление  по  субъектам общественных отношений (этносам, семьям и  др.).  Эти  элементы  социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах  и  составляют основу социальной жизни, которая  во  всем  своем  многообразии  существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

         Люди взаимодействуют,  объединяясь  в  различные  общности,  социальные группы.  Их  деятельность  носит  преимущественно  организованный  характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих  и  взаимосвязанных общностей и  институтов,  форм  и  методов  социального  контроля.  Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов,  которые  она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При  этом  под статусом понимается положение человека в  обществе,  определяющее  доступ  к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить  как  ожидаемое от  человека  поведение,  обусловленное   его   статусом.   Таким   образом, социология изучает  социальную  жизнь,  то  есть  взаимодействие  социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  социальной общности, общества и  социума.

 

  Социальная общность – совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия – социального, политического, производственного, культурного или этнического (нации, партии, общественные и производственные организации, культурные общества и т. п.).             

 Все социальные общности интегрированы в социум. Социум (от лат. socium – общее, совместное) – устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.      Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этос – культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами. На отдельные ситуативные социально значимые обстоятельства индивид реагирует как существо социально детерминированное.        Общество – социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой.                В составе общества различаются групповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью.  Массовые общности не имеют четких границ, их функционирование ситуативно обусловлено, а состав – разнороден, структурно не организован. Это участники широких движений, аудитории средств массовой информации, потребители так называемой массовой культуры, массовых товаров и услуг, разнообразные любительские объединения (поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд и т. п.).      Различаются большие и малые, устойчивые и импульсивные, сгруппированные и несгруппированные, контактные и дисперсные социальные общности.             Социальные общности являются носителями различных ценностных представлений и норм поведения, выступают как субъекты социокультурной деятельности. В каждой социальной общности наряду с общечеловеческими ценностями существуют устойчивые представления о нормах группового поведения, свои обычаи и нравы. Существуют определенные пределы выхода за рамки общепринятого поведения, охраняемые социальным контролем.  Социальный контроль – система способов воздействия социальных групп и общества на личность с целью регуляции ее социально значимого поведения на основе социальных норм. Социальный контроль обеспечивает стабильность социальной системы. С этой целью создаются соответствующие институты социального контроля – общественные, административные и правовые.  Как элемент социального управления, социальный контроль функционирует по принципу обратной связи, реагируя наиболее остро на возрастание социального отклонения. В зависимости от интенсивности социального отклонения общество или социальная группа принимают положительные или отрицательные социальные санкции. Эффективность санкций зависит от их адекватности и дифференцированности. Чем менее развита социальная группа, тем больший удельный вес приобретают в ней отрицательные санкции-наказания. Высокий уровень социального развития группы характеризуется сформированностью у членов группы механизма самоконтроля, их интегрированностью в данной группе и в социуме.          Наряду с широким применением механизма власти социальный контроль осуществляется и по неформальным каналам – через формирование соответствующего общественного мнения, возвышение тех или иных социальных ценностей с помощью средств массовой коммуникации.      Социальные группы, в которые входит формирующаяся личность, выступают в качестве одного из решающих условий формирования социального типа личности. Требования среды становятся требованиями личности к себе. Однако требования социума могут быть для личности лишь внешними требованиями. Личность выходит из-под социального контроля, если контроль не взаимодействует с ее самосознанием. Социальная группа не только налагает санкции социального контроля, но и формирует соответствующее самосознание личности. Каждая из референтных (значимых для личности) групп так или иначе влияет на формирование личности. Положительное влияние группы на личность возникает в том случае, если группа функционирует на основе позитивных социальных норм и ценностей, а отдельные члены группы являются носителями духовных ценностей, если вся жизнедеятельность группы стимулирует проявление положительных качеств личности, если адекватные реакции группы позволяют личности давать правильную самооценку.

У социализированной  личности происходит интериоризация (от лат. interior – внутренний; переход извне внутрь) социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от своей социальной самореализации.        Тоталитарные режимы стремятся к унификации человеческого поведения, его шаблонизации. В этих условиях социальный контроль становится крайне жестким, осуществляется репрессивными методами. Длительное пребывание людей в этих условиях ведет к их психическим деформациям. Люди привыкают жить в условиях жесткой регламентации сверху, у них резко снижается способность к независимому мышлению, принятию самостоятельных решений. Человек, перестав быть хозяином самому себе, утрачивает технику свободного поведения. Люди привыкают к "пайковому" образу жизни. Их адаптация к новым социально-экономическим условиям затрудняется, а ломка старых идеологических стереотипов порождает острые эмоционально-негативные состояния.             Внезапно возникающий идейно-нормативный вакуум в обществе вызывает всплеск массовой аномии – резко снижается способность личности к саморегуляции в новых условиях жизнедеятельности. Но со временем в обновленном обществе неизбежно формируется новый социотип личности. Жизнь вновь входит в естественное русло саморегуляции.       Социально упорядоченная среда организует человеческое поведение. В неорганизованной же социальной общности поведение индивида дезорганизуется.

 

2. Поведение  людей в социально неорганизованной  общности

 

  Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности – толпа.          Толпа – временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения.             Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция; резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность своих действий, снижается их критическая оценка, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению.    Толпа не говорит и не плачет, а галдит и мычит. Она страшна даже воодушевленная добром. Она задавит, даже встречая святыню!     Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди с определенными этнокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями – маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. (Примером поведения такого рода толпы может быть и поведение болельщиков на стадионе.) Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.           Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией – слухами. Слухи охватывают события, не освоенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам.     Регулятивный механизм поведения толпы – коллективная бессознательность – особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Густава Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, "коллективные рефлексы", по терминологии В. М. Бехтерева. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения.         Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками.             Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на "мы" и "они", примитивизацию социальных отношений.           По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы: 1) случайная (оказиональная); 2) экспрессивная (совместно выражающая общие аффективные чувства – ликования, страха, негодования, протеста); 3) конвенциональная (основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях); 4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую – возмущающуюся действиями властей.    Любая толпа характеризуется общностью эмоционального состояния и спонтанно возникающей направленностью поведения. Ее поведение характеризуется нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением – распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал.            Одним из видов дезорганизованного поведения толпы является паника – групповое конфликтное эмоциональное состояние, возникающее на основе психического заражения в ситуации действительной или мнимой опасности, при дефиците информации, необходимой для разумного принятия решений*.

* Термин "паника" происходит  от имени греческого бога Пана  – покровителя пастухов и стад. По-древнегреческому поверью, гнев  бога Пана вызывает безумие  в стаде: животные начинают  метаться, бросаться в пропасть, огонь или воду.                  Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий (пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения), в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. (Ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан.)          Вывести толпу из панического состояния можно лишь очень сильным противодействующим раздражителем, целенаправленными, категорическими командами авторитетных лидеров, предъявлением краткой успокоительной информации и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации.               Паника – это крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения массы людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности.                На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению уровня поведения людей. Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация  социальных общностей

Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей?

Систематизация взглядов современных социологов по этому  вопросу позволяет выделить ряд  потенциальных и реальных, необходимых  и достаточных оснований выделения общности:

  • сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
  • общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
  • наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);
  • формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;
  • укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;
  • социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Социальная  общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Как возникают социальные общности?

Существуют различные  концепции создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, который считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.       Рассматривая коллективное поведение с точки зрения предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей, т. е. единства оценок, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.            Известный американский социолог Нейл Смелзер в своей книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Он достаточно однозначно связал свою объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

Теория рационального  ценностно-ориентированного поведения  Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии этого процесса:

  1. формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;
  2. нагнетание на основе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;
  3. взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);
  4. обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);
  5. мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;
  6. введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;
  7. вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Информация о работе Понятие и виды социальных общностей