Последний этап знаменует вpaстание новой общности в
систему сложившихся общественных связей
— образование общественной или юридически
фиксированной организации, институционализация,
продвижение “своих” во властные элиты
и т. д.
3.1. Виды социальных
общностей
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических
и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух
людей (диад) до многочисленных международных
политических и экономических движений. По времени продолжительности
существования — от длящихся минут
и часов (аудитория конкретного зрелищного
мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия
этносов, наций. По плотности связи между индивидами
— от тесно сплоченных коллективов и организаций
до весьма расплывчатых, аморфных образований
(например, болельщики какой-либо футбольной
команды) и т. д. Сложная совокупность признаков
позволяет делить все общности на два
наиболее широких подкласса, вида: массовые
и групповые общности, которые подразделяются
на большие и малые социальные группы.
3.2. Массовые социальные
общности
Наша жизнь всесторонне
пронизана понятиями, которые составляют
основное содержание такой социологической
категории, как “массовая социальная
общность”.
Массовые
общности характеризуются следующими
признаками:
- представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;
- для таких общностей характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;
- им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые и иные границы;
- вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.
Типичным образцом массовых
общностей являются участники широких
политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против
загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных
звезд, болельщики спортивных
команд, члены любительских ассоциаций
по интересам (филателисты и т. д.). Их однотипное поведение зачастую
продиктовано не разумом, а чувствами,
общими эмоциями.
К массовым
социальным общностям относятся:
- этнические общности (расы, нации, народности, племена);
- социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,
- социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.
Социальные слои (или
страты) выделяются на основе различий в характере
труда и образе жизни (различая в образе
жизни наиболее наглядны). Среди массовых общностей социологи
разделяют толпу и массу. Толпа — совокупность
людей, находящихся в прямом контакте,
обусловленном физической близостью.
Характеристика толпы дана в работах Н.
Михайловского “Психология толпы”, “Герои
и толпа”. Масса отличается от толпы опосредованным
контактом. Если какие-то значимые потребности
людей не реализуются, и они осознают это
как угрозу своему существованию, включаются
механизмы защитного поведения. Возникает
общность интереса, основанная на беспокойстве
или даже страхе — формируется толпа.
Человек перестает ощущать свои ролевые
маски, снимает с себя ограничители поведения,
он как бы регрессирует в мир первобытных
страстей. В толпе формируется чувство
особой мощи, многократного увеличения
собственных усилий. Человек чувствует
себя увлеченным общим порывом, превращается
в часть единого, живого организма. Во
главе этой свежеепереплавленной общности стоит лидер, и толпа полностью,
беспрекословно подчиняется его воле.
Различают четыре
основных типа толпы:
- случайную;
- конвенциальную;
- экспрессивную;
- активную
Случайным называется такое скопление, где каждый
преследует сиюминутные цели. Таковы очередь
в магазине или на автобусной остановке,
пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе,
прогуливающиеся по набережной, зеваки,
наблюдающие транспортное происшествие. Конвенциальная толпа
состоит из людей, собравшихся в данном
месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники
религиозной службы, зрители театрального
спектакля, слушатели симфонического
концерта или научной лекции, болельщики
футбола соблюдают определенные нормы
и правила, которые регулируют их поведение,
делают его упорядоченным и предсказуемым.
У них много общего с публикой. Театральные
зрители знают, что во время спектакля
нельзя разговаривать и комментировать
происходящее, вступать в полемику с актерами,
распевать песни и т. п. Напротив, футбольным
болельщикам разрешается громко кричать,
разговаривать распевать песни, вставать
с места, плясать, обниматься и т. п. Таково
неформальное соглашение (конвенция) о
приличествующем поведении в конкретных
ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е
гг. чиновники от спорта решили нарушить
этот обычай и запретили болельщикам громко
выражать свои эмоции, стадионы погрузились
в траурную тишину. Футбол перестал быть
праздничным зрелищем, посещаемость резко
упала. Экспрессивная толпа, в
отличие от конвенциальной, собирается
не для того, чтобы обогатиться новыми
знаниями, впечатлениями, идеями, а для
того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Городские
танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали,
праздничные гуляния и народные фестивали
(самые яркие проходят в латиноамериканских
странах) — примеры экспрессивной толпы. Активная толпа - любой
из предшествующих типов толпы, которая
проявляет себя в действии. Она собирается
для того, чтобы принять участие в действии,
а не для того только, чтобы наблюдать
события или выражать свои чувства. Видное
место среди массовых социальных общностей
занимают этнические общности (этнос),
которые могут быть представлены различными
социальными образованиями: племенем,
народностью, нацией. Этнос — это устойчивая
совокупность людей, исторически сложившаяся
на определенной территории, обладающая
общими чертами и стабильными особенностями
культуры и психологического склада, а
также сознанием своего единства и отличия
от других подобных образований (самосознанием). Естественной предпосылкой формирования
того или иного этноса является общность
территории, поскольку именно она
создает условия для тесного общения и
объединения людей. Впоследствии, когда
этнос сформировался, этот признак приобретает
второстепенное значение и может совсем
отсутствовать. Другим важным условием
формирования этноса является общность языка, хотя и
этот признак этноса не имеет абсолютного
значения. Наибольшее влияние в этнической общности имеет
единство таких компонентов духовной
культуры, как ценности, нормы и образцы
поведения, а также связанные с ними
социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным же показателем
сформировавшейся этнической общности
служит этническое самосознание
— чувство принадлежности к
определенному этносу. Видную роль
в этническом самосознании играет представление об общности
происхождения и исторических судьбах,
входящих в этнос людей, опирающееся на
генеалогические предания, участие в исторических
событиях, на связь с родной землей, родным
языком. Сформировавшийся этнос функционирует как
целостный социальный механизм и постепенно
воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации.
Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию
своей социально-территориальной организации племенного
или государственного типа.
С течением времени отдельные части сформировавшегося
этноса могут быть разделены политико-государственными
границами. Но и в этих условиях они могут
сохранять этническую идентичность как
принадлежащие к одной социальной общности. В
качестве примера можно рассмотреть формирование
и развитие русского этноса. Посылкой
его формирования служит территория Северного
Причерноморья, куда в результате миграции
переселилась значительная часть славянских
племен. Формирование русского этноса
подчиняется всем вышеописанным закономерностям. Коренной
сдвиг в формировании русского этноса
произошел в середине IХ в. С этого времени
начинает формироваться, считают исследователи,
высшая форма русского этноса — русская
нация. Оригинальную концепцию основных
черт и условий формирования русской нации
предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину
нация является многообразной (многофункциональной)
солидарной, организованной, полузакрытой
социально-культурной группой по крайней
мере отчасти осознающей факт своего существования
и развития. Эта группа состоит из индивидов,
которые: являются гражданами одного государства;
имеют общий или похожий язык и общую совокупность
культурных ценностей, происходящих из
общей прошлой истории этих индивидов
и их предшественников; занимают общую
территорию, на которой живут они или жили
их предки. П. А. Сорокин подчеркивает,
что только тогда, когда группа индивидов
принадлежит к единому государству, связана
общим языком, культурой и территорией,
она действительно образует нацию. Русская
нация в указанном смысле возникла как
нация с момента образования Русского
государства в середине IX в. Совокупность
основных черт русской нации включает
ее сравнительно длительное существование,
огромную жизнеспособность, упорство,
выдающуюся готовность ее представителей
идти на жертвы, а также необычайное территориальное,
демографическое, политическое, социальное
и культурное развитие в течение ее исторической
жизни. Огромное влияние на формирование
русской нации оказало принятие в конце
X в. православия в качестве государственной
религии Киевской Руси (знаменитое крещение
на Днепре в 998 г. Князем Владимиром своих
подданных). По мнению П. А. Сорокина, основные
черты русского сознания и все компоненты
русской культуры и социальной организации
представляли собой идеологическое, поведенческое
и материальное воплощение установок
православия с конца IX до XVIII в. Позднее
на формирование русской нации начали
оказывать влияние различные моменты
светской сферы жизни, в том числе и западной
культуры. Основополагающей идеей национальной
духовной русской нации на протяжении
многих веков ее существования была идея
единения русских земель. Первоначально
она рассматривалась как идея возвышения
национально-государственного начала,
преодоления феодальной раздробленности.
Эта идея слилась с идеей противоборства
иноземным захватчикам, татаро-монгольским
завоевателям, ослаблявшим экономику,
торговлю, разоряющим русские города и
села, уводившим в неволю родных и близких,
оскорбляющих нравственное достоинство
русских людей. Последующее развитие духовно-нравственных
основ русской нации тесно связано с собиранием
русских земель вокруг Москвы, преодолением
зависимости от ига Золотой Орды, формированием
могучего самостоятельного государства. История
свидетельствует, что становление и развитие
русской нации не было гладким. Случались
подъемы и падения. Были периоды, когда
она на время утрачивала свою государственную
самостоятельность (татаро-монгольское
завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный
кризис, падение нравов, всеобщий разброд
и шатание (как в смутное время XVI в. или
в период революции и гражданской войны
начала XX в.). В конце XX в. произошло ее разделение
по политическим мотивам на Россию, Белоруссию,
Украину в рамках СНГ. Но преимущества
сообщества людей, близких по крови и духу,
неминуемо заставят политическое руководство
этих стран искать и находить формы объединения.
Создание Союза России и Белоруссии, его
расширение и углубление — убедительное
свидетельство целесообразности данного
процесса.
Заключение
Высокая степень единства
людей в социальных общностях, их
сплоченность (коллективность) , сходность
их позиций объективно способствует
снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность)
социальной общности (класса, общества)
достаточно высока, то падает количество
отклонений в поведении членов этой общности.
Наоборот, рост числа отклонений в поведении
- показатель распада ее интегрированности.
В некоторых случаях
неэффективность влияния, например,
на подростка со стороны ближайшей
социальной общности (семьи) , недостаточность
его социализации ( в смысле включения
в систему ценностей и норм поведения,
характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на
него стихийно складывающихся группировок,
где бытуют противоправные взгляды и представления
и действуют антисоциальные нормы поведения.
Сюда можно отнести некоторые группы подростков
с антисоциальным поведением, воров-рецедивистов,
алкоголиков и т.д.
Влияние таких социальных
общностей часто бывает прямо
связано с низким социально-воспитательным
эффектом семьи, школьного или производственного
коллектива, звеньев политической системы
общества. Еще один момент, на который следует обратить внимание, также связанный
с ослаблением социальных связей между
людьми, - это негативные последствия научно-технической
революции: урбанизация, возникновение
больших городов и т.д. Хотя она исторически
прогрессивна, но может вызвать и некоторый
рост аморальных явлений, связанных с
перемещением людей, миграцией населения.
Список
используемой литературы:
1. Волкова Ю.Г. Социология. М. 2000 г.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник
для вузов Издательская группа НОРМА–ИНФРА
• М. Москва,1999.