Понятие этики и психологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, суть нравственности как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем, преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Поэтому в настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.
Существует комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике управления в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие этики
1.1 Определение этики
1.2 История этики
Глава 2. Этика управления
2.1 Понятие этики управления
2.2 Этика и социальная ответственность руководителя
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Кузьмичёва.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Что есть добро, человечность, жизненная правда, в  чем состоит назначение человека и его нравственный долг, что делает жизнь человека осмысленной и счастливой?

Почему то, что  представляется благом, добром и справедливостью  для одних, часто оборачивается  злом, несправедливостью, страданием для  других? Причем каждая сторона искренне убеждена в истинности и справедливости своей позиции, ее самоочевидности и негодует на несогласных.

Свидетельствует ли это о субъективности самих  моральных ценностей, их зависимости  от позиции и точки зрения человека или же это показывает ошибочность  человеческих суждений относительно единственно истинного понимания добра и справедливости? Тогда как отрешиться от своей пристрастности и возвыситься до постижения общезначимого, единого для всех добра?

В зависимости  от того, как решаются эти важнейшие  вопросы человеческого бытия, люди строят свою жизнь в других сферах жизни - в политике, экономике, повседневном быту. Жизнь по совести предполагает, что человек не просто следует определенным нормам и правилам поведения, но и постоянно задумывается о природе этих норм, о содержании моральных требований и ценностей.

Оставаясь в  рамках собственного морального сознания, невозможно ответить на вопросы, откуда возникают представления людей  о добре и долге, чести и  совести, откуда берутся нормы, принципы и идеалы, что определяет их содержание? Отчего так трудно взаимопонимание в сфере моральных оценок? Чем определяется различие и даже противоречивость нравственных позиций людей и есть ли надежный критерий для их сравнения и оценки? На что должны опираться моральные оценки, чтобы быть справедливыми?

Чтобы ответить на эти вопросы, недостаточно личной моральной чистоты и искренности, мало одного желания и решимости  быть честным и порядочным человеком. Ответы на эти и многие другие вопросы  из области практической нравственности вытекают из общего понимания природы морали, ее специфики, места и роли в процессе исторического развития общества и человека. Поэтому здесь необходимы научные знания о нравственности, которые призвана давать этика.

Итак, мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика же является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Этика не создает морали, не придумывает  нормы, принципы, правила поведения, оценки и идеалы, а описывает, изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать одни нормы и ценности и раскритиковать и опровергнуть другие. Для этого она с необходимостью должна раскрыть источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека, выявить закономерности функционирования и развития.

Тем самым этические  знания становятся важным фактором формирования духовной культуры общества и нравственного  миропонимания личности. И хотя, как уже отмечалось, не этика формирует моральный облик человека, она как бы заранее предполагает нравственную развитость тех, к кому обращается, - без этических знаний нравственная позиция личности оказывается либо несовершенна, либо уязвима.

Занимая определенную нравственную позицию и обосновывая соответствующие ей ценности и требования, этика должна ответить на целый ряд теоретических вопросов, образующих круг ее проблем.

Прежде всего, это вопросы о происхождении  и природе морали, об источнике  и содержании нравственного долженствования, о содержании и критериях добра и зла, долга, других нравственных ценностей, о самой природе нравственной идеализации и сущности человеческих добродетелей.

Важнейшим для  этики вопросом является проблема моральной  свободы в мире всеобщего детерминизма и господства причинно-следственных связей и отношений, а также проблема морального выбора, его эффективности и целесообразности, соотношения в нем целей, средств и результатов.

Это также вопросы  о критериях и факторах моральной  оценки явлений человеческой жизни, проблемы моральных конфликтов, способов их разрешения и предупреждения.

Все это лишь небольшая часть важнейших теоретических  вопросов, различное понимание которых  в этике определяет сложность  и многообразие содержания историко-этического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этика управления

 

2.1 Понятие этики  управления

 

Субъектом управления является руководитель, или менеджер (англ. manager - заведующий, директор, руководитель и т.д.). Его задачи по управлению компанией или фирмой можно свести к умению грамотно сочетать выполнение следующих функций:

- предвидеть, прогнозировать  дальнейшее развитие, определять  цели и разрабатывать стратегию  и тактику их достижения;

- организовывать  деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты;

- распоряжаться  персоналом; - согласовывать (связывать,  объединять, сочетать) все действия  и усилия; - контролировать выполнение  управленческих решений и распоряжений.8

Таковы функциональные задачи менеджмента в целом. Современный  уровень развития науки и техники  предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в  той или иной области. Кроме этого, любому успешному менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач, и владеть негласными, но общепринятыми правилами этики. Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или неправильное. Применительно к управлению это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении руководителя, а что – плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона. В отличие от нормативного поведения руководителя, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность управления, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации. В качестве неэтичного менеджмента можно привести следующие достаточно распространенные явления:

- выбор в  качестве целей организации заведомо  аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичным («средства оправдывают цель»);

- неэтичные  методы достижения весьма благородных  целей («цель оправдывает средства»).

В ряде случаев  этические нормы соответствуют  нормативным, что облегчает их выполнение. Так обстоит дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично).

Аморальными и  одновременно противоречащими закону являются: обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального  ущерба, злоупотребление служебным положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.

В большинстве  случаев этичное поведение менеджера  не регламентируется законодательно. Примерами нарушения моральных норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но тем не менее недопустимого в менеджменте, могут служить:

– утаивание  открытий и изобретений (если это  выгодно фирме);

– пренебрежение  здоровьем и чувствами персонала;

– несоблюдение данного слова;

– нарушение  устной договоренности;

– аморальное поведение  в быту;

– подбор кадров по принципу знакомства;

– сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

– унижение подчиненных;

– унижение перед начальниками;

– отказ от принятых обязательств;

– получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей;

– раскрытие служебных  и коммерческих секретов;

– раскрытие источника  информации, полученной доверительным  путем;

– невозвращение долга  в срок.

Этические принципы менеджмента  не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических  норм менеджмента входят:

– нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;

– уважение к женщине, признание  ее равноправия с мужчиной;

– уважение к ветеранам  и старикам;

– уважение к властям  и руководителям;

– уважение к результатам  чужого труда;

– уважение к чужому горю;

– стремление к чистоте и порядку;

– опрятность в одежде.

Нарушением этических  норм считается:

– неуважение к чужим  физическим недостаткам;

– неуважение к чужому мнению;

– неуважение к науке, образованности, чужому опыту;

– нарушение правил общественного  поведения;

– обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;

– невыдержанность, грубость, брань.

Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала  организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению. Для  этого должна планироваться и  систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм.

Для проведения указанной работы в организации  могут создаваться специальные  комиссии по этике с соответствующими полномочиями. В некоторых организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное лицо – адвоката по этике. О нем говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике создаются также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера за неэтичное поведение, равносильно приговору, не подлежащему обжалованию. Оно способно навсегда подорвать деловую репутацию и поставить крест на карьере менеджера.

 

 

 

2.2 Этика и  социальная ответственность руководителя

 

Наряду с  необходимостью соблюдения этических  норм важнейшей нравственной задачей, решаемой руководителем, является проблема его социальной ответственности.

Социальная  ответственность менеджера предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость добровольно участвовать в решении социальных проблем населения той страны, в которой он работает. Поскольку социальная ответственность является сугубо добровольной, она существенно отличается от нормативной, законодательно закрепленной юридической ответственности. Рассмотрим ее основные отличительные качества:

1. Сложность.  Поскольку социальная ответственность  в отличие от юридической не  имеет строгой нормативной регламентации,  реализация ее слабо разработана,  во многом носит вкусовой характер, менеджер к ней плохо подготовлен.

2. Неясные последствия.  Многие важные акты проявления  социальной ответственности не  имеют достаточной законодательной  базы (например, меценатство, благотворительность)  и поэтому их экономические  последствия порой не ясны менеджеру. Это вызывает у него опасения и как следствие – отказ от их осуществления.

3. Потеря конкурентоспособности.  Расходуя средства на социальные  программы, менеджер вынужден  включать дополнительные издержки  в цену товаров и услуг, давая тем самым преимущества своим конкурентам.

4. Отступление  от главной цели управления. Занимаясь  бесплатными социальными программами,  организация вынуждена отклоняться  от своей главной рыночной  задачи – максимизации прибыли.  Это может привести к необходимости частичного отказа от производства высококачественных товаров, ухода с выгодных рынков сбыта и т. п.

5. Моральное  давление. Реализация социальной  ответственности инициируется и  сопровождается моральным давлением  общества. При этом нарушается  важнейший принцип рынка – рыночная свобода. Организация в ряде случаев теряет возможность принимать экономические решения исключительно по своей воле.

6. Дополнительный  маневр ресурсами. Социальные  программы дают возможность использовать  для них ту часть ресурсов организации, которая в данный момент не выгодна для целей бизнеса.

7. Возможность  получения государственных льгот.  Социальная деятельность организации,  как правило, встречает ответную  реакцию государства в виде  всевозможных льгот и других  форм поддержки (преимущество в госзаказах, освобождение от части пошлин, арендной платы и т. д.).

8. Благоприятный  предпринимательский и инвестиционный  климат. Социальная деятельность  организации поднимает ее авторитет  в глазах общества и предпринимательских  кругах, что в стратегическом плане создает благоприятные условия для инноваций и бизнеса.

9. Возможность  выбора программ. Будучи добровольной, социальная деятельность предоставляет  менеджеру свободный выбор объектов  социальной поддержки, ее характера,  не требующий какого-либо отчета.

Менеджеры активно  участвуют в различных социальных мероприятиях. Сдерживающим фактором в этом участии руководителей  высшего звена являются требования рядовых работников увеличивать  доходы на акцию в ежеквартальном исчислении. Из-за этого управляющие вынуждены отказываться от финансирования программ, o6ycловленных социальной ответственностью.  

Давно существует такая форма социальной помощи, как  добровольные пожертвования на местные  благотворительные нужды. Но в настоящее время распространяется форма личных контактов для оказания помощи. Ряд фирм проводят социальные мероприятия по специальным программам, которые предусматривают возможность участвовать в их осуществлении многим работникам. При этом используются различные подходы к реализации программ. Некоторые фирмы свои социальные программы реализуют при помощи своих же сотрудников или освобождают своих людей для выполнения общественной работы. Выполнение работ для общества улучшает отношения между предприятием и местным населением. Одновременно это оказывает положительное влияние на самих сотрудников и их отношение к своей работе. Некоторые предприятия, в продукции которых нуждается общество, дарят эту продукцию (организация компьютерных классов в школах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудования). Бизнес жертвует часть своих средств на реставрацию памятников, благоустройство городов, больным детям, инвалидам и т.п.

Информация о работе Понятие этики и психологии управления