Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:01, реферат
Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Поэтому социальная общность, достигаемая, например, в толпе при панике, коммуникацией не является, поскольку в данном случае происходит деперсонализация личности, и человек на какое-то время утрачивает некоторые свои черты, растворяясь в общей людной массе и подчиняясь её законам.
1.Понятие коммуникации. Функции коммуникативного общения..3-5
2.Способы коммуникации: монологический, диалогический……5-8
3.Вербальная и невербальная коммуникация……………………8-16
4.Активное слушание. Правила слушания………………………16-19
5.Рефлексивное и нерефлексивное слушание……………………….19
6.Ведение беседы. Правила убеждения……………………………19-24
7.Роль тренингов межличностного общения…………………….24-26
Списки использованной литературы………………………………27
Слова и предложения всегда содержат множество потенциальных смыслов и могут быть многозначимыми. Слова имеют как денотацию- прямое или явное значение, так и коннотацию - невыраженное, неявное, но подразумеваемое значение. Если проанализировать свою повседневную речь, а также речь окружающих, то можно найти множество примеров коннотационного словоупотребления. Однако , это может создавать проблемы в понимании, но чтобы их избежать, у людей, находящихся в процессе коммуникации, должно присутствовать симпраксическое включение. Данный термин, предложенный К. Бюлером, означает одинаковую мысленную оценку ситуации собеседниками, в результате чего у них складывается единое ее понимание.
Что касается произвольного вкладывания скрытых смыслов (кодирования) со стороны говорящего, что мы выбираем слова и выражения, которые создают или порождают тот контекст, в котором мы хотели бы видеть свои высказывания.
Для этого в распоряжении говорящего (пишущего) имеются следующие средства:
1) выбор слов и предложений;
2) создание новых слов и выражений;
3) выбор грамматической формы высказывания;
4) выбор последовательности слов, выражений и высказываний;
5) расстановка ударений,
интонации, тон голоса и т.д.
(т.е. средства из
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация.
Значение невербальных средств коммуникации было известно давно, задолго до возникновения социальной психологии и задолго до того, как эти средства начали исследовать ученые. Об этом свидетельствует любой язык, где имеются такие выражения, как «смущенная улыбка», «радостный взгляд», «съежится от страха», «встать на почтительном расстоянии» и т.д.
Невербальное поведение может дополнять вербальное, противоречить ему, замещать, усиливать или смягчать сказанное. Оно меньше поддается контролю, более спонтанно и поэтому в большей степени отражает внутренние побуждения.
Из невербальных средств общения очень информативен взгляд. Техника взгляда имеет черты, общие для всех людей, особенности, характерные для представителей определенной культуры, и индивидуальную специфику.
Взгляд в межличностном общении способен выполнять почти все те функции, которые несет в себе речь:
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
1.регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
2.обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
3. выражать эмоции и
отражать истолкование
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Невербальные средства общения обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами.
Совокупность этих
средств можно сравнивать с
симфоническим оркестром, а
В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.
Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильно -кинестезические и ольфакторные.
Визуальные средства общения - это:
1. кинестика - движение рук, ног, головы, туловища;
2. направление взгляда и визуальный контакт;
3. выражение глаз;
4. выражение лица;
5. поза (в частности, локализация,
смены поз относительно
6. кожные реакции (покраснение, появление пота);
7. дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
8. вспомогательные средства
общения, в том числе
Акустические (звуковые) средства общения - это:
1.паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
2.экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п.).
Тактильно -кинестизические средства общения - это:
1. физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
2. такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
Ольфакторные средства общения - это:
1. приятные и неприятные запахи окружающей среды;
2. естественный и искусственный запахи человека.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
1.Коммуникация - процесс перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.
Коммуникация - это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь.
2. Вербальная коммуникация
- осуществляется посредством
Невербальная коммуникация происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях.
4.Активное слушание. Правила слушания.
Умение налаживать
контакты, вызывать доверие и
симпатии своих собеседников
пригодится любому человеку –
и в личной, и в профессиональной
сфере. Этому можно обучиться,
используя специальные
Когда применяется активное слушание?
Этот способ ведения беседы практикуют психологи-консультанты. Он помогает им создать атмосферу комфорта и доверия, а их клиентам – выразить или полнее осознать свои чувства и переживания. Если же эта техника используется в деловом или бытовом общении, собеседник точно так же открывается, чувствуя, что его поддерживают и хотят понять. К тому же активное слушание может нейтрализовать эмоции обиды или гнева, а значит, сводит на нет возможность конфликта.
Активное слушание – настоящее и мнимое
Многие думают, что «слушать активно» - значит поддакивать и кивать головой, хотя на самом деле можно не соглашаться с услышанным или вовсе думать о чем-то постороннем. Иногда - еще переспрашивать или повторять сказанное своими словами, чтобы показать внимание и заинтересованность. Однако такое поведение в разговоре – далеко не активное слушание.
Но каким тогда должно быть активное слушание? Оно предполагает большую внутреннюю работу того партнера по общению, который пользуется этим приемом. Он не просто вежливо изображает интерес.
Он действительно внимателен,
потому что хочет понять точку
зрения собеседника и для
•демонстрирует заинтересованность – поворачивается к собеседнику, слегка повторяя его позу и немного наклоняясь в его сторону;
•поддерживает и поощряет – говорит: «Мне интересно, продолжайте»,
«У меня достаточно времени, мне важно услышать, что вы скажете»;
•уточняет – просит рассказать о дополнительных деталях, говорит: «Правильно ли я понял, что…»;
•перефразирует – повторяет своим словами услышанное, выделяя главное, подводя итог. Собеседник может изменить или откорректировать свою точку зрения, услышав ее из других уст;
•развивает идею – подхватывает ход мыслей партнера, показывает, что понимает логику его рассуждений;
•выражает свое отношение – говорит: «Очень важно то, что вы сказали», «Меня тронули ваши слова»;
•проявляет понимание – показывает, что чувства собеседника естественны, что другой на его месте испытывал бы то же самое.
Обязательные принципы активного слушания
1.Безоценочное отношение.
Вы сохраняете нейтрально-
2.Доброжелательность и
учтивость. Вы сохраняете
3.Искренность. Вы должны
по-настоящему хотеть слушать
и понимать своего собеседника.
Правильное поведение и искреннее желание выслушать и понять собеседника сделает общение доверительным и более приятным, позволит вашему партнеру выпустить пар и выговориться, сказать больше, чем он намеревался, без проявлений агрессии или враждебности. Только так вы сумеете лучше узнать его и выстроить более позитивные и эффективные взаимоотношения.
5.Рефлексивное и нерефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Внешне пассивное поведение в действительности требует большого напряжения, физического и психологического внимания. Общее правило состоит в том, что нерефлексивное слушание полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит о том, что требует минимального ответа. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, продолжайте. Это интересно», «Понимаю», «Приятно это слышать», «Можно ли поподробнее?» и т. п. или невербальных жестов поддержки, например утвердительный наклон головы.
Рефлексивное (или активное) слушание– это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. В отличие от нерефлексивного слушания здесь слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
6.Ведение беседы. Правила убеждения.
Деловое общение — сложный
многоплановый процесс
О любом методе переговоров можно достаточно верно судить с помощью трех критериев: он должен привести к разумному соглашению, если таковое вообще возможно; он должен быть эффективен; он должен улучшить или по крайней мере не испортить отношения между сторонами.
В переговорном процессе важное значение имеет грамотное ведение не только деловой, особенно для людей, занятых бизнесом, но и протокольной стороны общения. Успех деятельности во многом зависит, насколько участники владеют наукой и искусством общения, знают общепринятые правила и нормы делового общения, умеют вести переговоры.
Высшей формой ведения переговоров являются личные переговоры партнеров.