Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:32, реферат
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. На основе концепций возникают научные теории. Теория (греч. theoría, от theoréo — рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности — объекта данной теории. В основе теории находится идеализированный объект — теоретическая модель существующих связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций.
1.Понятие концепции
2. Социально-психологические концепции личности
3. Философско-психологическая концепция (С.Л.Рубинштейн)
4. Концепция Зигмунда Фрейда
5. Концепция А.Маслоу и социальный запрос на образование
6. Концепция ментального метаболизма Фрица Пёрлза
7. Психосинтез Р.Ассаджиоли
8. Интеракционизм
9. Трансактный анализ Э. Берна
10. Теория смысла В. Франкла
11. Использованная литература
План работы:
1.Понятие концепции
2. Социально-психологические концепции личности
3. Философско-психологическая концепция (С.Л.Рубинштейн)
4. Концепция Зигмунда Фрейда
5. Концепция А.Маслоу и социальный запрос на образование
6. Концепция ментального метаболизма Фрица Пёрлза
7. Психосинтез Р.Ассаджиоли
8. Интеракционизм
9. Трансактный анализ Э. Берна
10. Теория смысла В. Франкла
11. Использованная литература
1.Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. На основе концепций возникают научные теории. Теория (греч. theoría, от theoréo — рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности — объекта данной теории. В основе теории находится идеализированный объект — теоретическая модель существующих связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций. Ценность теории прежде всего в том, что, объясняя явления, она дает возможность предсказывать развитие событий в данной области и предоставляет инструменты для творческого управления действительностью. Для психологии это значит описание направлений и способов решения психологических проблем отдельных людей и общества в целом.
2.Социально-психологические концепции личности разрабатывают Б. Ананьев, Б. Паригин, Л. Сохань, Г. Андреева, Е. Руденский и др.
Б. Ананьев структуру личности строил по двум принципам: субординационным (в соответствии с ним , более сложные и более общие социальные свойства личности, вбирают в себя элементарнейшие свойства) и координационным (взаимодействие осуществляется на паритетных началах). Сказанное означает, что личность предстает не только как индивидуальность, но и как определенный социально-психологический тип, который характеризуют ментальность, социальная активность, ценностные ориентации, позиции.
По Б. Паригину, социально-психологический подход к личности характеризуется наложением друг на друга биосоматической и социальной программы и предусматривает рассмотрение ее структуры как целостной биопсихосоциальной системы, в которой внешние социальные воздействия и связи трансформируются во внутренние мотивы и отношения самой личности.
Г. Андреева утверждает, что социальная психология, используя определение личности, которое дает общая психология, изучает конкретные группы, где личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность. Названный подход, по мнению ученого, является отличным от предыдущего тем, что социальная психология выясняет, каким образом сформировались социально-типичные черты личности и почему они при одних условиях формирования личности проявляются в полной мере, а при других обстоятельствах возникают другие социально-типичные черты . Итак, основным ориентиром в исследовании личности, по мнению Г. Андреевой, являются взаимоотношения личности с группой (не только факт пребывания личности в группе, а именно результат, который получаем от взаимоотношений личности с конкретной группой).
По Л. Соханю, поведение личности является характеристикой проявления ее сущности, тем актом взаимодействия между людьми, в котором проявляется деятельность, особенности отношений и общения, свойства индивидов.
Подход Е. Руденского к личности как субъекту общения определяется следующими характеристиками:
3.Философско-психологическая концепция (С.Л.Рубинштейн) Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия как активный, преобразующий бытие субъект.
Познание и деятельность
рассматриваются как
4.Культура и бессознательное начало человека. Концепция Зигмунда Фрейда.
Зигмунд Фрейд родился
в 1856 году в Моравии (Чехии). Через 4 года
его семья переехала в Австрию,
Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.
Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда(фрейдизм, «глубинная психология») - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.
Учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и культуры XX века — без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство. Однако, как это часто бывает с первооткрывателями, Фрейд в своей концепции чрезмерно усилил некоторые очень важные, но все же не единственно определяющие стороны дела. Во-первых, он явно биологизировал бессознательное, которое оказалось сведено к чисто природному феномену, к чисто биологическим влечения. Во-вторых, Фрейд акцентировал внимание на одной стороне человеческого бытия — на бессознательном, но потерял из виду другую сторону -— личность и свободу человека. Фрейдовское «Я» лишено подлинной свободы, это «Я» есть не свободная личность, а марионетка, за право манипулирования которой бьются одинаково безличные «Оно» и «Сверх-Я», природа и культура, которая у Фрейда сведена к общественно выработанным требованиям. И при изображении этой схватки у Фрейда не нашлось места для самоценной личности, обладающей духовной автономией от природы и общества.
Структурная
теория личности.
Душа имеет три подструктуры: Ид (Оно),
Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я).Ид – это основная,
бессознательная первоначальная подструктура
личности, из нее развиваются и Эго и Суперэго.
Ид действует импульсивно, оно бесформенно,
хаотично, неорганизованно и почти полностью
бессознательно. Ид содержит все унаследованное,
включая инстинкты и влечения, а также
подавленные воспоминания. Ид не знает
ценностей, добра и зла, не знает морали
и не подвластно времени. Ид подобен слепому
королю, власть которого абсолютна, но
использовать ее он сам не может, т.к. ему
нужны «зрячие» помощники. Ид – источник
энергии. Ид функционирует по принципу
удовольствия.Эго развивается из Ид по
мере того, как ребенок начинает осознавать
себя. Эго черпает энергию из Ид, но находится
в контакте с внешней реальностью и способствует
самосохранению и адаптации. Эго обеспечивает
физическое и душевное здоровье и безопасность.
Некоторые части Эго бессознательны (зона
предсознания), их осознание требует некоторых
усилий.Эго тоже стремится к удовольствию,
но при этом старается контролировать
Ид, его требования противоречат реальности.
Эго (Я) включает все то, что личность знает
о себе и его сила растет по мере того,
как развивается сознание, самосознание,
сила воли и личность обретает контроль
над импульсами Ид.Эго функционирует по
принципу реальности.Суперэго развивается
из Эго. Это хранилище запретов, норм поведения,
моральных установок и т.п. У Суперэго
3 функции: самонаблюдение, формирование
идеалов и осуждение. Суперэго действует
бессознательно, с учетом общественных
норм, правил, ценностей, идеалов и его
ограничения выступают как принуждения
или запрещения. Суперэго функционирует
по принципу совести. Под влиянием Суперэго
человек испытывает стыд, чувство вины.
угрызения совести. Суперэго ребенка конструируется
по модели суперэго его родителей, заполнено
тем же содержанием и становится носителем
традиций и ценностей, которые передаются
от поколения к поколению. Постоянное
противоборство трех сфер личности в значительной
мере смягчается, по Фрейду, специальными
«защитными механизмами» («механизмами
защиты»), образовавшимися в результате
эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых
«защитных механизмов», призванных обеспечить
известную целостность и стабильность
личности в условиях конфликта противоречивых
импульсов и установок, Фрейд считал «вытеснение»
(бессознательное устранение индивидом
мотивов своих действий из сферы сознания),
«регрессию» (переход на более примитивный
уровень мышления и поведения), «проекцию»
(неосознанное перенесение, «приписывание»
собственных ощущений, представлений,
желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных»,
бессознательных стремлений другим людям),
«рационализацию» (бессознательное стремление
индивида к рациональному обоснованию
своих идей и поведения даже в тех случаях,
когда они иррациональны), «реактивное
образование» (изменение неприемлемой
для сознания тенденции на более приемлемую
или противоположную. Разрабатывая учение
о характере в общем контексте теории
личности, Фрейд пришел к ВЫВОДУ, что характер
человека формируется в основном в течение
первых пяти лет жизни под воздействием
факторов конституционального и индивидуального
порядка. Подчеркивая исключительную
роль детства в формировании характера
личности, Фрейд высказал предположение
о существовании различных видов характеров
По мере разработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее внимание собственно философско-социологическим проблемам, среди которых заметное место занимали вопросы культуры, религии, межличностных отношений, психологии масс, конфликтного бытия человека в системе цивилизации.
Общая характеристика религиоведческого наследия
Религия - возможно, наиболее удобный объект для психоаналитика, поскольку принципиальная иррациональность значительной части содержаний религиозного сознания заставляет задуматься об их бессознательных истоках.
Фрейд посвятил проблемам религии целый ряд работ. Первым собственно религиоведческим исследованием можно считать статью “Навязчивые действия и религиозные обряды”, в которой сопоставлялись культовое поведение верующих и навязчивые действия невротиков. В основании психоаналитической концепции религии Фрейда лежат два тезиса: 1) религия — коллективный невроз; 2) религия — коллективно вырабатываемое средство защиты от невроза. Лишь на первый взгляд соединение этих утверждений представляется парадоксальным. Религия аналогична неврозу в трех отношениях: по причинам возникновения, по механизмам формирования, по формам проявления. Общей конечной причиной, порождающей и религии и неврозы, т. е. общим патогенным фактором, является, по Фрейду, культура в целом, социальность человека.
5.Концепция Маслоу и социальный запрос на образование.
Наиболее полно основные идеи гуманистической психологии и педагогики представлены в трудах ее основоположников Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Центральным в гуманистической психологии оказывается положение о внутреннем мире личности, его потребностно-мотивационном и ценностно-смысловом содержании, выражающем не только сущность личности, но и определяющем всю систему психологических структур человека. Гуманистическая психология проводит в жизнь новый взгляд на человека как на «субъективно свободного, выбирающего, созидающего свое «Я», ответственного за него».
Сердцевиной в концепции А. Маслоу является его представление о системе человеческих потребностей. Он полагал, что потребности человеку генетически заданы и иерархически организованы по уровням. В этих потребностях скрыты изначальные побудительные лейтмотивы поведения личности, которые по существу представляют собой универсальные признаки человека как человека, позволяя утверждать, что во всех своих индивидуальных чертах и различиях каждый обладает гораздо большим сходством с другими людьми, чем это порой ему кажется самому.Эту иерархию потребностей традиционно принято представлять в виде пирамиды (знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу).