Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:32, реферат
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. На основе концепций возникают научные теории. Теория (греч. theoría, от theoréo — рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности — объекта данной теории. В основе теории находится идеализированный объект — теоретическая модель существующих связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций.
1.Понятие концепции
2. Социально-психологические концепции личности
3. Философско-психологическая концепция (С.Л.Рубинштейн)
4. Концепция Зигмунда Фрейда
5. Концепция А.Маслоу и социальный запрос на образование
6. Концепция ментального метаболизма Фрица Пёрлза
7. Психосинтез Р.Ассаджиоли
8. Интеракционизм
9. Трансактный анализ Э. Берна
10. Теория смысла В. Франкла
11. Использованная литература
Выделяются следующие уровни снизу вверх:
1. Физиологические потребности
(в пище, в воде, сне, кислороде, оптимальной
температуре и др.).
2. Потребности, связанные с безопасностью
(стабильность, порядок, предсказуемость
окружения, безопасность и защита от боли,
страха, гнева, неустроенности).
3. Потребности в социальных связях (как
потребности быть в социуме, быть в окружении
людей, в аффективных отношениях с другими,
в любви и нежности).
4. Потребности в самоуважении (в самоценности),
в признании, одобрении.
5. Потребности в самоактуализации как
реализации собственных возможностей
и способностей. Последние три уровня:
«познание», «эстетические» и «самоактуализация»
в общем случае называют «Потребностью
в самовыражении» (Потребность в личностном
росте). Потребности низших уровней Маслоу
называет нуждами, высших – потребностями
роста. Лучшим примером, иллюстрацией
неудовлетворенности фундаментальных
потребностей могут служить физиологические
потребности, такие как голод, жажда или,
скажем, потребность во сне. Недостаток
удовлетворения этих потребностей неизбежно
ведет в конце к болезни, которую можно
излечить только их удовлетворением. «Человек
может жить хлебом единым, если ему не
хватает хлеба. Но что происходит с желаниями
человека, когда хлеба достаточно, когда
постоянно сыт? Сразу же появляются и начинают
доминировать другие, более высокие потребности.
Когда и они удовлетворяются, новые, еще
более высокие потребности выходят на
сцену, и так далее».
У некоторых людей вся иерархия потребностей может быть искажена и даже перевернута.
Скажем, победитель автогонок,
разумеется, ставит самовыражение и
статус выше безопасности (пренебрегая
ей). Или, исследователь Арктики
Невозможность реализовать какую-либо из потребностей может привести к фиксации человека на определенном уровне функционирования. Например, если человека в детстве не ценили окружающие, он может испытывать преувеличенную потребность в уважении всю жизнь. Наконец, А. Маслоу указывает, что авторитарность современного образования легко формирует непродуктивное поведение, блокирует самоактуализацию (саморазвитие).Со всей определенностью выяснилось, что если в образовательном процессе создаются условия удовлетворения основных потребностей, то это приводит к высокой эффективности процесса обучения.
В этом исследовании был сделан еще один чрезвычайно важный вывод о том, что, оказывается, больше половины учащихся не прилагают усилий к тому, чтобы действительно учиться только потому, что школа не готова пойти навстречу удовлетворения их фундаментальных потребностей.
6.Концепция ментального метаболизма Фрица Пёрлза.
Перлз обратил внимание на то
что когда мы питаемся , то происходят
ряд принципиальных преобразующих действий:
выбор пищи, откусывание, пережёвывание,
если жидкое то всасывание, затем проглатывание,
переваривание и ассимилиция, усваивание.
В итоге ,то что было внешним для организма,
стало самим организмом. Но у поглощения
пищи есть обратная сторона – это отвращение,
рвота, несварение , и так далее. То есть
некоторую пищу организм не принимает.
Психические процессы в концепции Перлза
имеют такие же стадии, поэтому он назвал
свою теорию ментальный метаболизм. Психика
в гештальтпсихологии описывается, прежде
всего, как граница контакта. Через эту
границу и происходит проникновение ,
поглощения ментальной пищи из внешнего
мира. Но это процесс тоже не мгновенный
, а имеет ряд этапов сопоставимых с принятием
обычной еды. Процесс ментального метаболизма
может приводить к ассимиляции или отвержению.
Тем более его теория реально подтверждается
на опыте. Перлз всесторонне описал внутренний
процесс, но совершенно не коснулся момента
выбора «ментальной пищи». Его больше
интересовало как разгребать ,то что у
человека в психике скопилось непереваренного.
Если продолжить аналогию, которую предложил
Перлз , то когда у человека появляется
чувство голода, то ему не безразлично
из какого источника и какую пищу он сможет
употребить. В первые годы он уже учиться
доверять в этом своим родителям, и далее
по жизни источник питания должен быть
проверенным , привлекательным и желанным.
Если пища вызывает опасения , то пробуют
небольшой кусочек. Привлекательность
и желанность могут быть обманчивыми ,
вплоть до хорошего муляжа.
7.Психосинтез Р.Ассаджиоли
Ассаджиоли (Assagioli) Роберто (1888-1974) – итальянский невролог, психиатр и психоаналитик. Один из пионеров итальянского психоанализа и психоаналитического движения. Создатель психосинтеза. Доктор медицины.
Окончил Флорентийский университет
(1910). В процессе исследования методов
и возможностей психотерапии (в том
числе и психоанализа З.Фрейда) пришел
к идее о возможности и желательности
объединения в клинической
Опираясь на идеи П.Жане,
З.Фрейда, К.Юнга и др. предпринял попытку
объединения различных
С 1911 одной из задач психосинтеза стала попытка преодоления психоаналитического представления о бессознательном психическом. В отличие от З.Фрейда представил бессознательное как систему, состоящую из: 1) низшего бессознательного, 2) среднего бессознательного, 3) высшего бессознательного, 4) поля (области) сознания, 5) личного «Я», 6) духовного (надличного) «Я» и
7) коллективного
Предложил новое понимание
личности как системы нескольких
динамически взаимодействующих
компонентов: 1) низшего бессознательного
(включающего инстинктивные
При этом предполагалось, что все эти компоненты погружены в коллективное бессознательное, общее для всех, а самая личность являет собой своеобразную комбинацию некого множества субличностей (субличностных структур), отражающих ситуативные роли, которые люди играют в своей жизни (например, друг, любовник, родитель, учитель и т.д.).
Однако по мере разработки психосинтеза были сформулированы более масштабные задачи, ориентированные на выработку новых возможностей самопознания и синтеза высших проявлений всех личностных начал. Существенными составляющими этого процесса должны были быть воля, радость и креативность.
В общем, терапевтический процесс психосинтеза состоит из четырех последовательных стадий: 1) Углубленное познание собственной личности и принятие самого себя на сознательном уровне, 2) Контроль над разотождествленной собственной личностью и её элементами, 3) Постижение собственного истинного «Я», в целях выявления или создания объединяющего центра субличностей, 4) Перестройка или формирование личности вокруг нового центра (психосинтез). Считается, что после данной психотерапии обновленная личность вступает в гармоничные отношения с собой и другими людьми. Автор книг «Новый метод лечения: психосинтез» (1927), «Психосинтез: руководство по принципам и технике» (1967), «Акт воли» (1974), «Трансперсональное развитие» (1991) и около трехсот статей по проблемам психосинтеза и бытия личности.
8.Интеракционизм
Интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие) — направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. В интеракционизме изучены структура личности, процессы социализации, ролевое поведение.
9.Трансактный анализ Э. Берна
Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны. Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:
Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.
Вербальные и невербальные взаимодействия между людьми называются трансакциями. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные, перекрёстные и скрытые. Параллельные — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями. Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми. Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают.Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.
10.Теория смысла В. Франкла
В. Франкл говорил: «… смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос». Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В.Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. В.Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В.Франкл называет экзистенциальным вакуумом.
Учение о смысле жизни учит, что смысл доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений.
Возможно, обобщить пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:
- во-первых, с помощью
того, что мы даем жизни (в
смысле нашей творческой
- во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);
- в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.
В соответствии с этим выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Смысл труда человека заключается, прежде всего, в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми.Смысл жизни может, согласно В.Франклу, придать задним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания В.Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь – это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил, и не был любим, тем не менее, может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом. В.Франкл уделяет наибольшое внимание третьей группе ценностей – ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен, занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца - до последнего дыхания. В.Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок – обращение к ним оправданно, лишь, когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны. В.Франкл не устает подчеркивать, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл."Уникальный смысл сегодня – это универсальная ценность завтра".