Понятие конфликта, его структура и участники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в жизнь. Следует отметить, что среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество также немыслимо, как немыслима и сухая вода. Но другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Понятие конфликта, его структура и участники……………………4
Функции конфликта……………………………………………………7
Классификация конфликтов…………………………………………..10
Преoдoление кoнфликтoв……………………………………………..14
Этапы управления кoнфликтами……….…………………………….18
Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе......20
Заключение…………………………………..…………………………29
Список литературы……………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Конфликты в педагогическом коллективе.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………..2
  2. Понятие конфликта, его структура и участники……………………4
  3. Функции конфликта……………………………………………………7
  4. Классификация конфликтов…………………………………………..10
  5. Преoдoление кoнфликтoв……………………………………………..14
  6. Этапы управления кoнфликтами……….…………………………….18
  7. Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе......20
  8. Заключение…………………………………..…………………………29
  9. Список литературы……………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конфликты встречаются  во всех сферах деятельности людей  и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Конфликты – как показали ещё Дарвин, Маркс и Фрейд – необходимый и важный элемент жизни. Но ужасными бывают их последствия: тысячи погибших, горе и страдания оставшихся в живых. Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали  теоретические модели бесконфликтного  общества, а порой пытались воплотить  их в жизнь. Следует отметить, что  среди ученых до сих пор нет  единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество также немыслимо, как немыслима и сухая вода. Но другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.

Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, сторонников последней точки зрения становится все меньше. И независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.

Сегодня конфликты  – повседневная реальность. И не всегда люди с честью проходят испытание  конфликтом. Не умея правильно ориентироваться  в конфликтной ситуации многие из нас переходят на «личность». И в этой ситуации теряют и клиента, и понимание сотрудников и что необычайно важно – время. Время, которое могли бы потратить не на ссоры, споры, неприятное выяснение отношений, а на плодотворною работу, на достижение целей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие  конфликта, его структура и  участники

 

Как и у многих понятий, у понятия «конфликт» имеется  множество определений и толкований. Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более  сторонами, которые могут быть конкретными  лицами или группами. Конфликт – это вид противоречия, который может привести или к развитию деятельности группы (организации), или к ее угасанию. В конфликтах человек может вести себя как агрессивное существо.

Считается, что  конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодействия.

Структуру конфликта  составляют такие его характеристики, как:

– стороны, или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государств);

– предмет конфликта – это то, по поводу чего возникает конфликт между сторонами;

– количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный, межличностный;

– образы конфликтной ситуации как внутренней ее картины: представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как дугой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения.

Исходя из этого, выделяют четыре типа конфликтных ситуаций:

а) конфликтная  ситуация объективно существует, но она  не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;

б) конфликтная  ситуация существует объективно, и  стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта);

в) конфликтная  ситуация объективно отсутствует, но тем  не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);

г) конфликтная  ситуация объективно существует и участниками  более или менее адекватно  воспринимается (случай объективного конфликта).

Конфликт может  быть конструктивным и вести к  повышению эффективности организации, и может быть деструктивным и привести к снижению личной неудовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Роль конфликта  зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для того чтобы управлять  конфликтом, необходимо уметь правильно определять какую функцию несет в себе конфликт, тип конфликта, понимать причины возникновения конфликтной ситуации и процесс его разрешения.

В любом конфликте  есть его участники, т.е. стороны  или субъекты конфликта.

Участники конфликта  могут быть основные, или прямые, а также косвенные.

Прямые (основные) участники конфликта – это  те, которые непосредственно принимают  в нем участие. Косвенные участники  – это те, которые не принимают  активных действий в конфликте, но поддерживают ту или иную сторону различными методами.

Основные участники  конфликта – это прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции конфликта.

 

Конфликт –  это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных  и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно.

По своему смыслу, значению и роли функции конфликта  можно разделить на две группы:

1.   конструктивные (положительные) функции конфликта;

2.   деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

Все конструктивные функции конфликта можно разделить на:

1. Общие конструктивные  функции конфликта, выражающиеся  в следующих последствиях:

– Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

– Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению недостатков и просчетов, которые привели к конфликту.

– Конфликт способствует снятию напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

– Конфликт выполняет объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей.

– Разрешение конфликта  приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются  источники неудовлетворенности. Стороны  конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены  к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.

– Конфликт стимулирует  групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения  стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии

2. Деструктивные  функции конфликта, проявляются на различных

уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях.

– Конфликт может  быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут  быть большие человеческие жертвы и  материальные потери.

– Конфликт может  привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

– Конфликт может  привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и  духовного развития общества. Более  того он может вызвать стагнацию  и кризис общественного развития, возникновения диктаторских и тоталитаристских режимов.

– Конфликт может  способствовать разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.

– Конфликт может  сопровождаться нарастанием в обществе пессимизма и упадков нравов.

– Конфликт может  повлечь за собой новые, более  деструктивные конфликты.

– Конфликты  в организациях часто приводят к  снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация конфликтов.

Для более успешного  руководства конфликтной ситуацией  необходимо знать типы и виды конфликтов.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому можно определить конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

Если конфликты  способствуют принятию обоснованных решений  и развитию взаимоотношений, то их называютфункциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

По степени длительности и напряженности конфликты могут быть;

1. Бурные и быстротекущие.  Отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного  отношения конфликтующих сторон. Они могут заканчиваться тяжелыми  исходами и иметь трагические последствия: в основе их лежит психологическое состояние людей.

2. Острые и длительные. Возникают преимущественно в  тех случаях, когда противоречия  достаточно глубокие, устойчивые, труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют  свои реакции и поступки. Прогноз решения – преимущественно неопределенный.

3. Слабовыраженные и вялотекущие.  Характерны для противоречий, носящих  не острый характер, либо для  столкновений, где активна лишь  одна сторона; вторая не стремиться  четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации.

4. Слабовыраженные  и быстропротекающие. О благоприятном  прогнозе можно говорить лишь  в том случае, если такой конфликт  имел место в отдельном эпизоде.  Если за ним следует новая  цепь подобных конфликтов, то  прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным.

Существует 4 основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Подробнее остановимся  на межличностных конфликтах между учителями, в связи с выбранной темой курсовой работы.

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в наименьшей степени  по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты  между учителями гораздо более  сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.

В исследoваниях А.Я. Анцупoва (1999 г.) рассмoтрены не тoлькo кoнфликты с участием учителей, нo и стoлкнoвения учителей с директoрoм или завучем oбщеoбразoвательнoй шкoлы. Этo два разных вида кoнфликтoв. Oднакo oни прoисхoдят в oднoм и тoм же педагoгическoм кoллективе, частo взаимoсвязаны.

Информация о работе Понятие конфликта, его структура и участники