Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:34, реферат
На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в жизнь. Следует отметить, что среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество также немыслимо, как немыслима и сухая вода. Но другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.
Введение………………………………………………………………..2
Понятие конфликта, его структура и участники……………………4
Функции конфликта……………………………………………………7
Классификация конфликтов…………………………………………..10
Преoдoление кoнфликтoв……………………………………………..14
Этапы управления кoнфликтами……….…………………………….18
Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе......20
Заключение…………………………………..…………………………29
Список литературы……………………………………………………31
Содержание:
Введение
Конфликты встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Конфликты – как показали ещё Дарвин, Маркс и Фрейд – необходимый и важный элемент жизни. Но ужасными бывают их последствия: тысячи погибших, горе и страдания оставшихся в живых. Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в жизнь. Следует отметить, что среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество также немыслимо, как немыслима и сухая вода. Но другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.
Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, сторонников последней точки зрения становится все меньше. И независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.
Сегодня конфликты – повседневная реальность. И не всегда люди с честью проходят испытание конфликтом. Не умея правильно ориентироваться в конфликтной ситуации многие из нас переходят на «личность». И в этой ситуации теряют и клиента, и понимание сотрудников и что необычайно важно – время. Время, которое могли бы потратить не на ссоры, споры, неприятное выяснение отношений, а на плодотворною работу, на достижение целей организации.
1.1 Понятие конфликта, его структура и участники
Как и у многих
понятий, у понятия «конфликт» имеется
множество определений и
Считается, что конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодействия.
Структуру конфликта составляют такие его характеристики, как:
– стороны, или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государств);
– предмет конфликта – это то, по поводу чего возникает конфликт между сторонами;
– количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный, межличностный;
– образы конфликтной ситуации как внутренней ее картины: представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как дугой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения.
Исходя из этого, выделяют четыре типа конфликтных ситуаций:
а) конфликтная
ситуация объективно существует, но она
не осознается, не воспринимается участниками.
Конфликта как социально-
б) конфликтная ситуация существует объективно, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта);
в) конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);
г) конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случай объективного конфликта).
Конфликт может
быть конструктивным и вести к
повышению эффективности органи
Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для того чтобы управлять конфликтом, необходимо уметь правильно определять какую функцию несет в себе конфликт, тип конфликта, понимать причины возникновения конфликтной ситуации и процесс его разрешения.
В любом конфликте есть его участники, т.е. стороны или субъекты конфликта.
Участники конфликта могут быть основные, или прямые, а также косвенные.
Прямые (основные)
участники конфликта – это
те, которые непосредственно
Основные участники конфликта – это прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства.
Функции конфликта.
Конфликт –
это функционально
По своему смыслу, значению и роли функции конфликта можно разделить на две группы:
1. конструктивные (положительные) функции конфликта;
2. деструктивные (отрицательные) функции конфликта.
Все конструктивные функции конфликта можно разделить на:
1. Общие конструктивные
функции конфликта,
– Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.
– Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению недостатков и просчетов, которые привели к конфликту.
– Конфликт способствует снятию напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.
– Конфликт выполняет объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей.
– Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности. Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.
– Конфликт стимулирует
групповое творчество, способствует
мобилизации энергии для
2. Деструктивные функции конфликта, проявляются на различных
уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях.
– Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери.
– Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.
– Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновения диктаторских и тоталитаристских режимов.
– Конфликт может способствовать разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.
– Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе пессимизма и упадков нравов.
– Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.
– Конфликты в организациях часто приводят к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.
Классификация конфликтов.
Для более успешного
руководства конфликтной
Конфликты могут быть скрытыми или явными
Если конфликты
способствуют принятию обоснованных решений
и развитию взаимоотношений, то их называютфункциональными (
По степени длительности и напряженности конфликты могут быть;
1. Бурные и быстротекущие.
Отличаются большой
2. Острые и длительные.
Возникают преимущественно в
тех случаях, когда
3. Слабовыраженные и вялотекущие.
4. Слабовыраженные
и быстропротекающие. О
Существует 4 основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Подробнее остановимся на межличностных конфликтах между учителями, в связи с выбранной темой курсовой работы.
Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в наименьшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.
В исследoваниях А.Я. Анцупoва (1999 г.) рассмoтрены не тoлькo кoнфликты с участием учителей, нo и стoлкнoвения учителей с директoрoм или завучем oбщеoбразoвательнoй шкoлы. Этo два разных вида кoнфликтoв. Oднакo oни прoисхoдят в oднoм и тoм же педагoгическoм кoллективе, частo взаимoсвязаны.
Информация о работе Понятие конфликта, его структура и участники