Понятие конфликта в трудах психологов, социологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год).
В ней высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество.
Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX – начале XX веков.

Содержание работы

Введение 2
Понятие конфликта в трудах психологов, социологов. 4
Факторы становления конфликтологии за рубежом. 7
Современное состояние изучения конфликта. 13
Заключение 20
Список используемых источников 23

Файлы: 1 файл

Конфликтология готовая.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптируется к окружающей социальной среде, к  особенностям существующих в ней  межличностных отношений. Повседневная жизнь убеждает нас в том, что  конфликты возникают практически  во всех без исключения сферах человеческого  общежития. Самым общим социально-психологическим  механизмом их возникновения является ситуационная несовместимость взаимодействующих  индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий одного из них ожиданиям другого (других).

К сфере субъективных причин возникновения межличностных конфликтов относятся личностные особенности взаимодействующих индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, в чувствах уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и т. п.

Причины межличностных взаимодействий чаще всего возникают и сильнее  всего эмоционально переживаются участниками  именно межличностные конфликты. Их значительно более широкая распространенность, острота выражения и эмоциональная  насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение. Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной степени воздействующие на межличностные отношения индивидов:

а) личностные особенности  индивида, включая его темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интересы, потребности и представления  о самом себе;

б) социальные роли, выполняемые  индивидом в той или иной общности (группе);

в) эмоциональные отношения  индивида с социальным окружением;

г) восприятие и оценка индивидом  своего социального окружения;

д) поведение индивида по отношению к другим людям.

 

 

Заключение

Жизнь современного общества невозможна без конфликтов, как внешних, так и внутренних. Понимание конфликта определяется нами сегодня как состояние открытой борьбы; как дисгармоничные отношения, как столкновение противоположностей между людьми, их идеями и интересами; как предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленный противоположностью или существенным различием данных интересов, целей, тенденций развития.

В данном контексте конфликт определяется как психическая борьба, которая возникает как результат  одновременного функционирования взаимно  исключающих тенденций, импульсов  или желаний людей. При этом может  наблюдаться динамичное эмоциональное  напряжение.

На сегодняшний день конфликты  являются двигателем психического развития человека, которое определяется посредством  интрапсихического процесса или фактора и обусловлено конкретной ситуацией. Понимание конфликта, с точки зрения психологии, требует субъективной интерпретации каждого данного случая как понимания его когнитивной составляющей.

Необходимость в дальнейшем существовании учит нас воспринимать конфликты, их природу более гибко  и конструктивно, считая конфликты  частью процесса развития человеческого  сознания. Противоречия, как основа внутреннего конфликта личности, так и сам внутриличностный конфликт возникают при отсутствии согласованности между различными составляющими внутреннего мира личности: её чувствами, желаниями и потребностями; её чертами и качествами характера, ценностями, частями и началами; между сознанием и душой, и так далее.

При этом структурно-динамическая характеристика внутренних конфликтов личности, обусловленная дуальностью нашего мира, прекрасно иллюстрирует совокупность частей данного конфликта, соотношения между ними; его процесс развития и изменения под влиянием и воздействием внутренних и внешних факторов, механизмов или условий; а также многоуровневую, глубокую природу внутриличностного конфликта, обусловленную внутренним, интерсубъективным диалогом данной личности.

Именно в процессе личностного  осознания и понимания, анализа  и синтеза противоречий и конфликтных  ситуаций, мы учимся проявлять, адекватную данной ситуации, терпимость.

Энтони де Мелло, в своей книге «Когда Бог смеется», пишет: «Дети — это наши зеркала. Когда они живут в атмосфере любви, они отражают её. Когда же любви нет, им нечего отражать».

В результате проделанной  работы и всего вышесказанного, можно  сделать следующий вывод: человечеству просто необходимо понять психологическую  природу конфликта, чтобы, грамотно её применяя, решить данный вопрос и перейти на следующий уровень своего эволюционного психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. Андреева, Г.М. Психология  социального познания. Учебное пособие  / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2009. – 290 с.

2. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. пособие для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 591 с.

3. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. 2-е изд., 2007 – 528 с.: ил.

4. Бабосов, Е. М. Конфликтология : учеб. пособие для вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: Тетрасистемс, 2009. – 464 с.

5. Бубер, Мартин. Проблемы человека [Текст] / Мартин Бубер // Между человеком и человеком., 2009. – С. 158-232.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая  психология / Л.С. Выготский. –  М.: Пресс, 2008. – 546 с.

7. Гришина, Н. В. Психология  конфликта / Н. В. Гришина., 2007. – 464 с.

8. Дмитриев, А. В. Конфликтология  А. В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2008. – 318 с.

9. Ермаков, П.Н. Психология  личности. Учебное пособие / под  ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008. – 653 с.

10. Зайцев, А.К. Социальный  конфликт / А.К. Зайцев. – Изд. 2-е.  – М.: Academia, 2007. – 464 с.

11. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии : курс лекций / Д. П. Зер-кин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 480 с.

12. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 317 с.

13. Каа, Ш.Р., Раа К. У нас есть выбор. Пер. с англ. С. Поповича / Ш.Р. Каа, К. Раа. – М.: София, 2009. – 320 с.

14. Козер, Л.А. Основы конфликтологии / Л.А. Козер, 2009. – 196 с. 31

 


Информация о работе Понятие конфликта в трудах психологов, социологов