Понятие личности в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.

Содержание работы

Введение
Общее понятие личности
Роль обучения в развитии личности
Формирование личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Понятие личности в педагогике

 

Содержание

 

Введение

Общее понятие личности

Роль  обучения в развитии личности

Формирование  личности

Заключение

Список  литературы

 

Введение

Одной из сложных и ключевых проблем  педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в  специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными  науками: возрастной физиологией и  анатомией, социологией, детской и  педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Личностное  развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать  в процессе воспитания. С возрастом  связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его  запросов, интересов, а также социальные проявления.

Личность - это целостное образование особого  рода. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек  как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития (количественные и качественные изменения в организме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений. Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В  процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо: биологическое и социальное.

Личность  человека формируется и развивается  в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых  от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

 

Общее понятие личности

Наряду  с понятием «личность» в науке  нередко употребляют такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Термин  «человек» относится не к отдельно взятому человеку (в том случае если сравниваются его объем и  содержание с объемом и содержанием  других понятий), а ко всему человеческому  роду. Поэтому понятие «человек»  иногда называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных. Сюда кроме собственно психологических  свойств также входят физические особенности человека, его образ  жизни, культура и т.п.

Индивидом называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого  рода. Это понятие, как и понятие  «человек», подразумевает всевозможные человеческие свойства, которые присущи  данному, отдельно взятому, конкретному  человеку. Индивид - это, прежде всего  генотипическое образование. Но индивид  является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как  известно, и в онтогенезе, прижизненно.

Индивид становится личностью, лишь включаясь  в систему существующих общественных отношений, т. е. он приобретает новое  системное качество, становясь элементом  более крупной системы - общества. Социализация младенца начинается не с предметной деятельности, а с  комплекса оживления, когда он начинает реагировать на другого человека иначе, чем на весь остальной мир, т. е. начинает вступать с ним в  определенные отношения, в том числе  общаться.

Термин  «индивидуальность» имеет два близких  друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает  на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида. Второе значение термина подчеркивает то, чем данный человек, как индивид, отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличается от другого.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств  и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность  чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств определяющих социально значимые поступки данного  человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические  состояния, за исключением тех, которые  проявляются в отношениях к людям  и к обществу. В понятие «личность» обычно включает такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

Личность - это социальный облик человека как субъекта общественных отношений  и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу  во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются  соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развиваются психические  функции и собственно личностное начало. Разные учения выделяют в личности примерно одинаковые структуры: природные, низшие, пласты и высшие свойства (дух, направленность, сверх - Я), однако объясняют  их происхождение и природу по-разному.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется  её сущность как совокупность всех общественных отношений.

Личность - это сложная система способная  воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность  за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью  не рождаются, а становятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль обучения в развитии личности

Развитие  личности и становление ее свойств -- процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные  группы: возрастные, социально-психологические  и деятельностные.

Возрастные  закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делится  жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость.

Группа  социально-психологических закономерностей  прижизненного развития человека связывает  его причинно с влиянием внешних  условий. Эти условия многочисленны  и разнообразны. Это состояние  общества, деятельность всех ветвей власти, органов управления и образования, снабжения и средств массовой информации, общественных организаций  и культуры, уровня жизни и состояния  преступности и др. Сильно социально-психологическое  влияние родителей (особенно в детские  годы; в том числе и допускаемых  ими ошибок в подготовке детей  к взрослой жизни), групп сверстников, школьных коллективов, психологических  обстоятельств проведения досуга и  т.п.

Деятельностные  закономерности психологического развития человека -- это закономерности изменения  внутренних условий под влиянием собственной активности. Активность -- универсальный закон развития любого живого организма и его  свойств.

Что активно, то и развивается. Чтобы  развить память, надо систематически упражняться в запоминании все  усложняющегося материала; чтобы развить  смелость, надо многократно попадать в условия, вызывающие тревогу, опасения, волнения, страх и пр., но вынуждающие преодолевать их; чтобы развить целеустремленность и упорство, необходимо добиваться получения требуемого результата, не отступать при встрече с трудностями, упорно преодолевать их, не отчаиваться при неудачах, заставлять себя находить новые пути и средства; чтобы стать умным, есть только один путь -- решать задачи, от которых трещит голова, и т.д. Другого пути нет, так как на нем действует механизм интериоризации, психологического присвоения человеком любого человеческого достоинства, превращения его в достояние своей личности.

Основное  отличие деятельностных закономерностей  от возрастных и социально-психологических -- в том, что человек находится  почти целиком во власти самого себя. И если он не полностью и неправильно  воспользовался этими возможностями, он сам обокрал себя психологически, духовно.

Проблема  соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения  зависит определение содержания образования, выбор форм и методов  обучения.

Обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между  обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического  процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и  способов деятельности. Это процесс  стимулирования и управления внешней  и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под  развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно  взаимосвязанные друг с другом категории  явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических  структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического  процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит  от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что  умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием  мозга.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные  понятия, а также в достаточной  степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно  на диалогической основе, где ученику  обеспечивается субъектная позиция. В  конечном итоге развитие личности в  процессе обучения обеспечивается тремя  факторами: обобщение учащимися  своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший  механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.

 

Формирование личности

Формирование  личности, то есть становление социального  “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает  “правилам жизни” другую.

Социализация  не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального  окружения, испытывает на себе его разнообразные  влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в  течение своей жизни усваивает  новый социальный опыт, а также  одновременно воспроизводит те или  иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Формирование  личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и  качеств. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и  биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых  развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные  параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Формирование -- содержательное обогащение человека, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет признака «финальности», конца, доведения до некоторого совершенного состояния, на котором происходит остановка. Оно бесконечно и непрерывно в  жизни человека. В этом процессе можно выделить стадии первичного формирования, становления личности (от рождения до взрослости) и ее дальнейшего  формирования (совершенствования или, напротив, ухудшения, деградации, распада).

Другой  вопрос -- о движущих силах формирования, их внешних и внутренних источниках. Педагогику интересует прежде всего  целенаправленное использование движущих сил. С этих позиций педагогическое формирование личности -- это организация  и реализация педагогической системы  совместной работы с нею, содействие ее самоформированию и создание благоприятных  условий для этого.

Информация о работе Понятие личности в педагогике