Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:18, контрольная работа
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Введение
Общее понятие личности
Роль обучения в развитии личности
Формирование личности
Заключение
Список литературы
Поиск и реализация целенаправленных путей формирования личности делают приоритетным вопрос о целях.
Формирование человека -- это самая ответственная и серьезная проблема в индивидуальном плане, проблема жизни, самореализации себя в ней, личного достоинства, успеха и благополучия, проблема предупреждения сожалений в преклонные годы о необратимо упущенных возможностях. В общественном плане -- это проблема состояния и будущего благополучия общества, живущих и будущих поколений людей.
Представления о совершенном человеке у классиков педагогики и в отечественной педагогике связываются с формированием всесторонне, гармонично развитой личности. Не существует одномерного критерия, который мог бы исчерпать достоинства человека. Всестороннее и гармоничное развитие личности -- системный комплекс достоинств.
Совершенство личности базируется на освоении ею общечеловеческих ценностей -- стабильных, постоянных идей и норм поведения, человеческих качеств, ценимых во всем мире, всеми народами, выработанных и проверенных в их общем многовековом опыте. Это то, что в большинстве случаев предпочитается людьми, одобряется, считается правильным, достойным, чем восхищаются, а противоположное оценивается как слабость, недостаток, порок, что порицается, считается непристойным, осуждается.
Педагогические
закономерности формирования личности
-- это объективно существующие устойчивые,
повторяющиеся, необходимые причинно-
Объемная и мощная группа причин, оказывающих формирующее влияние на человека, находится в окружающей среде. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда -- духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отношений, закономерностей, называемых социально-педагогическими.
Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:
*
образовательные: сказываются
*
воспитательные, формируют политические
и моральные убеждения,
*
обучающие: обогащают знаниями
по различным вопросам жизни,
деятельности и поведения, а
также бытовыми и
*
развивающие: социализируют
Особенно
податлива социально-
Характерная
особенность социально-
Практика реальной жизни человека в определенной социальной среде -- это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педагогические учреждения общества, его сфер и нередко конкурирует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают.
Знание закономерностей и реализация принципов не означают, что нужные педагогические результаты будут достигнуты однозначно, безусловно и без проблем. Процесс формирования противоречив посвоим внутренней и внешней обусловленности. Наиболее существенны противоречия между:
* желаемым и действительным, необходимым и возможным, требующимся и имеющимся;
*
общими педагогическими
* старым и новым, отживающим и зарождающимся, содержанием и формой;
*
словами и делами, словами и
опытом жизни, тем, что слышит,
и тем, что видит
*
формирующим субъектом (
*
разными субъектами
Противоречия
затрудняют, сдерживают, искажают результаты,
но вместе с этим побуждают к непрерывному
поиску путей их преодоления и
выступают одной из движущих сил
совершенствования
Заключение
Мы
считаем личность центром ее жизни.
Мы предполагаем, что, по сути, она является
причиной всего, что происходит. Реальность
личности состоит из всего, что она
может воспринять, и тех значений,
которые она приписывает
Проблема формирования личности центральная и в педагогике. В соответствии со своим предметом и задачами ее интересует прежде всего организация целенаправленных влияний на формирование личности, преодоление стихийности, помощь в самореализации. Это проблема создания педагогической системы и обеспечения процесса формирования личности, отвечающей ее интересам и интересам общества. Решая ее, педагогика учитывает закономерности, механизмы, особенности, положения и выводы других наук, связанные с этой проблемой.
Характер
развития каждой личности, широта, глубина
этого развития при одинаковых условиях
обучения и воспитания зависят главным
образом от ее собственных усилий,
от той энергии и
Список литературы
1. Столяренко A.M. - Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. -- М., 2001 г.
2. Смирнов С.Д. - Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - Учеб. пособие. - М.: 2001 г.
3. Немов Р.С. - Психология. - Учебник. - М.: 2007 г.
4. Сластенин В.А. - Педагогика. - Учеб. пособие. - М., 2002 г.
5. Краснова В.Г. - Педагогический аспекты в социальной работе. - Учеб.пособие. - Волгоград, 2004 г.
6. Кулебякин Е.В. - Психология социальной работы. - Учеб. пособие. - Владивосток, 2004 г.
7. Никитин В.А. - Социальная педагогика. - Учеб. пособие. - М.: 2000 г.