Понятие личности в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.

Содержание работы

Введение
Общее понятие личности
Роль обучения в развитии личности
Формирование личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Поиск и реализация целенаправленных путей  формирования личности делают приоритетным вопрос о целях.

Формирование  человека -- это самая ответственная  и серьезная проблема в индивидуальном плане, проблема жизни, самореализации себя в ней, личного достоинства, успеха и благополучия, проблема предупреждения сожалений в преклонные годы о  необратимо упущенных возможностях. В общественном плане -- это проблема состояния и будущего благополучия общества, живущих и будущих поколений  людей.

Представления о совершенном человеке у классиков  педагогики и в отечественной  педагогике связываются с формированием  всесторонне, гармонично развитой личности. Не существует одномерного критерия, который мог бы исчерпать достоинства  человека. Всестороннее и гармоничное  развитие личности -- системный комплекс достоинств.

Совершенство  личности базируется на освоении ею общечеловеческих ценностей -- стабильных, постоянных идей и норм поведения, человеческих качеств, ценимых во всем мире, всеми народами, выработанных и проверенных в  их общем многовековом опыте. Это  то, что в большинстве случаев  предпочитается людьми, одобряется, считается  правильным, достойным, чем восхищаются, а противоположное оценивается  как слабость, недостаток, порок, что  порицается, считается непристойным, осуждается.

Педагогические  закономерности формирования личности -- это объективно существующие устойчивые, повторяющиеся, необходимые причинно-следственные связи между педагогическими  воздействиями и их результатами: ее образованностью, воспитанностью, обученностью и развитостью, качественно соответствующими целям формирования личности в современном  обществе.

Объемная  и мощная группа причин, оказывающих  формирующее влияние на человека, находится в окружающей среде. Давно  известна мудрость: человек формируется  всей жизнью. Особое значение имеет  социальная среда -- духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид  педагогических причинно-следственных отношений, закономерностей, называемых социально-педагогическими.

Действие  этих причинно-следственных отношений  приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:

* образовательные: сказываются на  понимании гражданами окружающего  мира, происходящих в обществе  и ее сферах событий и процессов,  понимании своего места в мире  и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных  областях знания, создают условия  для самообразования и др.;

* воспитательные, формируют политические  и моральные убеждения, отношения  к Родине, ее истории, перспективам, людям, государственным органам,  политике, тем или иным государственным  и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным  группам населения, национальностям,  активизируют и изменяют мотивы  поведения, формируют моральные  взгляды и привычки поведения,  приверженность общечеловеческим  ценностям, определенным традициям,  обычаям, способам проведения  досуга, подталкивают к решениям  и поступкам, формируют культурные  и эстетические взгляды и вкусы  и др.;

* обучающие: обогащают знаниями  по различным вопросам жизни,  деятельности и поведения, а  также бытовыми и профессиональными  навыками и умениями и др.;

* развивающие: социализируют потребности,  интересы, склонности, совершенствуют  физические качества, сказываются  на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных  и деловых способностях и др.

Особенно  податлива социально-педагогическим воздействиям воспитанность человека.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность -- в преобладающей  в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях  решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом  подготовленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия оказывают люди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники  государственного аппарата, хозяйственные  работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных  социальных групп и др.).

Практика  реальной жизни человека в определенной социальной среде -- это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и  пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что  делают и чего достигают специальные  педагогические учреждения общества, его сфер и нередко конкурирует  с ними. Сила и результаты влияний  «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают.

Знание  закономерностей и реализация принципов  не означают, что нужные педагогические результаты будут достигнуты однозначно, безусловно и без проблем. Процесс формирования противоречив посвоим внутренней и внешней обусловленности. Наиболее существенны противоречия между:

* желаемым и действительным, необходимым  и возможным, требующимся и  имеющимся;

* общими педагогическими положениями  и необходимостью их методического  воплощения в конкретной ситуации  и с индивидуализацией;

* старым и новым, отживающим  и зарождающимся, содержанием  и формой;

* словами и делами, словами и  опытом жизни, тем, что слышит, и тем, что видит формирующаяся  личность;

* формирующим субъектом (учителем, воспитателем, родителем и др.) и  формирующимся объект-субъектом;

* разными субъектами формирования  и др.

Противоречия  затрудняют, сдерживают, искажают результаты, но вместе с этим побуждают к непрерывному поиску путей их преодоления и  выступают одной из движущих сил  совершенствования педагогического  процесса.

 

Заключение

Мы  считаем личность центром ее жизни. Мы предполагаем, что, по сути, она является причиной всего, что происходит. Реальность личности состоит из всего, что она  может воспринять, и тех значений, которые она приписывает воспринимаемому. Часть этой реальности, которую личность более или менее разделяет  с другими, состоит из физических объектов, людей и ситуаций. Но каждая личность немного иначе воспринимает то, что есть, и приписывает свой смысл тому, что воспринимает. Кроме  того, каждый человек создает еще  более субъективные предметы, существующие в его реальности. Сюда входят мысли, ощущения, воспоминания, желания, мечты  и так далее. Все они существуют, и человек может их воспринять как часть своего мира. Они могут  быть доступны или нет для других.

Проблема  формирования личности центральная  и в педагогике. В соответствии со своим предметом и задачами ее интересует прежде всего организация  целенаправленных влияний на формирование личности, преодоление стихийности, помощь в самореализации. Это проблема создания педагогической системы и  обеспечения процесса формирования личности, отвечающей ее интересам  и интересам общества. Решая ее, педагогика учитывает закономерности, механизмы, особенности, положения  и выводы других наук, связанные  с этой проблемой.

Характер  развития каждой личности, широта, глубина  этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным  образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных  видах деятельности, разумеется, с  соответствующей поправкой на природные  задатки. Именно этим во многих случаях  объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе  и школьников, которые живут и  воспитываются в одних и тех  же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

 

Список литературы

1. Столяренко A.M. - Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. -- М., 2001 г.

2. Смирнов С.Д. - Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - Учеб. пособие. - М.: 2001 г.

3. Немов Р.С. - Психология. - Учебник. - М.: 2007 г.

4. Сластенин В.А. - Педагогика. - Учеб. пособие. - М., 2002 г.

5. Краснова В.Г. - Педагогический аспекты  в социальной работе. - Учеб.пособие. - Волгоград, 2004 г.

6. Кулебякин Е.В. - Психология социальной  работы. - Учеб. пособие. - Владивосток, 2004 г.

7. Никитин В.А. - Социальная педагогика. - Учеб. пособие. - М.: 2000 г.

 


Информация о работе Понятие личности в педагогике