Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:40, контрольная работа
Психология изучает не только отдельные психические процессы, их особенности и закономерности, но и психологические особенности личности конкретного носителя этих процессов — человека.
Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Учреждение образования
«Белорусский
государственный университет
Кафедра
менеджмента социально-
Выполнила:
студентка 211а гр. ФЗО
Кандраль Маргарита Валерьевна
Научный руководитель:
доцент кафедры менеджмента
Счастная Анна Михайловна
Контрольная работа |
по курсу «Общая психология» |
31. Понятие и структура личности.
Понятие личности. Психологическая структура личности
Психология изучает не только отдельные психические процессы, их особенности и закономерности, но и психологические особенности личности конкретного носителя этих процессов — человека.
Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.
Личность всегда характеризуется определенными психологическими особенностями.
К ним относятся потребности, интересы, идеалы и мировоззрение, политические убеждения, физические и умственные способности человека, его темперамент и характер. Психологические особенности личности исторически обусловлены. Они получили свое развитие в процессе общественно-трудовой деятельности и потому выражают общественную сущность человека, характеризуют те его черты, которые развились у человека, как члена общества; их нельзя рассматривать как продукт биологического развития человека.
Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.
Личность – существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить личными интересами. Это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей общественного развития.
Психологическая структура личности
Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.
Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Социальная психология
Понятие и структура личности
Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.
Социально-психологические особенности личности.
В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения этой действительности, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.
Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.
Социально-психологическая характеристика личности имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.
Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов.
Психические
процессы — психические явления,
обеспечивающие первичное отражение
и осознание личностью
Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества, позволяющие занимать достойное место в обществе.
Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе.
Широкое распространение получило представление о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.); внешним слоем являются идеалы, внутренним — инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена система:
материя;
структура;
движущие силы.
Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:
направленность (установки, интересы, потребности);
способности;
темперамент и характер.
Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, me, self. Их интерпретация:
I (дословно — «я») — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;
me (дословно — «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) — это рефлексивное нормативное «я»;
self («самость»
человека, личность, личностное «я»)
— совокупность импульсивного
и рефлексивного «я», их
Различные определения понятия личность
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).
Личность – "живой человек из плоти и крови"[1], вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия[2]; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).
Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
Личность
– субъект общественного
Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесенный с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.
З. Фрейд
предложил структурную и
Я
Оно
Сверх-Я.
«Я» консолидируется
в онтогенезе личности из первичного
бессознательного психоида[3] и представляет
собой инстанцию, в большей степени
принадлежащую сфере
Топографическая
модель личности включает в себя сознательное,
предсознательное и бессознательное.
В сознательном находятся соотносимые
с «Я» содержания индивидуальной
жизни. В предсознательном находятся
забытые, вытесненные содержания, которые
ранее были соотнесены с «Я» и
могут быть либо актуализированы
усилием Я, либо извлечены методом
психоанализа. В отличие от сферы
бессознательного, эти содержания уже
«известны» сознательному Эго и
обладают вербально-знаковыми
Еще одной
практико-ориентированной
Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.
Классический
психоанализ привнес в
Взгляды К. Юнга
на природу бессознательного существенно
отличались от понимания бессознательного
З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное
можно разделить на личное бессознательное
и коллективное. В личном бессознательном
находятся содержания, схожие с содержания
предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному
бессознательному принадлежат конкретные
паттерны восприятий, реагирований, отношений,
моделей поведения, которые были
закреплены в органических основах
психики своими бесчисленными повторениями
в опыте человечества.[5]
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени
Эти паттерны К. Г. Юнг назвал архетипами и описал основные из них: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребенок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.
Если вы наблюдаете
поведение невротика, то можете видеть
его совершающим некоторые