Понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Психология изучает не только отдельные психические процессы, их особенности и закономерности, но и психологические особенности личности конкретного носителя этих процессов — человека.
Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.

Файлы: 1 файл

КР вопрос №31 Понятие личности ГОТ.docx

— 59.93 Кб (Скачать файл)

Юнг К.Г. Человек  и его символы 

 

Архетипы  имеют свои эквиваленты в культуре, выраженные в конкретных сюжетах, образах  и символах культуры. Так, например, архетип матери представлен в  образах Марии, Геи, Афродиты, Медеи, Мачехи; архетипическими сюжетами материнства  могут выступать рождение ребенка, самопожертвование, спасение, опекание ребенка, или же изгнание, разрушение жизни ребенка.

 

Идея об использовании  сюжетов и символов культуры как  моделей для понимания и интерпретации  содержаний индивидуальной жизни легла  в основу юнгианского метода, получила свое развитие в современной аналитической  психологии и стала одним из оснований  культурной парадигмы в психологии личности.

 

 

Личность  в отечественной психологии XX века

Основы психологических  исследований в отечественной психологии были заложены в дореволюционной  России А.Ф. Лазурским, В.М. Бехтеревым и .М.Я. Басовым. Среди работ по теории личности в СССР в психологии выделяются работы В.С. Мерлина,Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, А.В. Петровского, В.А. Петровского, А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

 

Концепция личности А.Г. Ковалева

А.Г. Ковалёв  ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении  и строении как вопрос о синтезе  сложных структур:

темперамента (структуры природных свойств),

направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

способностей (система интеллектуальных, волевых  и эмоциональных свойств).

Все эти структуры  возникают из взаимосвязи психических  свойств личности, характеризующих  устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям  вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются  друг с другом в соответствии с  требованиями деятельности.

 

 

Концепция личности В.Н. Мясищева

В.Н.Мясищев  единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к  себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень  развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической  реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки  зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и  целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности  которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

 

Концепция личности К.К. Платонова

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

Социально обусловленные  особенности (направленность - желания, стремления,идеалы, мировоззрение, моральные  качества).

Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Индивидуальные  особенности различных психических  процессов (внимание, память).

Биологически  обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально  обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны  личности тесно взаимодействуют  друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

 

Концепция личности Ю.В. Щербатых

По Ю.В. Щербатых, понятие личности включает в себя две пары диалектически-противоречивых характеристик, без понимания которых  трудно понять данный термин. 1. Личность любого человека представляет собой  совокупность индивидуальных и специфичных  характеристик человека, отличающих его от других людей. 2. В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые  определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности. 3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой  отдельные черты личности взаимосвязаны  между собой в сложную иерархическую  систему. 4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а  развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия  на нее внешних обстоятельств.

 

По Ганзену  в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

 

Концепция личности Б.Г. Ананьева

Б.Г. Ананьев  считает, что в структуру личности входят такие свойства:

определенный  комплекс коррелируемых свойств  индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и  структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения  и ценностные ориентации; структура  и динамика отношений. личность-естественное проявление бытия определяющее место всякому явлению (Налдаев Геннадий)

 

 

В психологической  науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся  к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются  всеми общественными науками. Поэтому  встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все  психические явления формируются  и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они  не этим процессам, а их субъекту —  общественному индивиду, личности.

 

Проблема  личности в психологии выступает  и как самостоятельная. Важнейшая  теоретическая задача состоит в  том, чтобы обнаружить объективные  основания тех психологических  свойств, которые характеризуют  человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается  на свет уже человеком.

 

Понятие человек  является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа —  “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

 

Индивид —  категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии  выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в  отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).

 

Индивид акцентирует  в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек  рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

 

Личность  — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и  общение с другими людьми с  помощью языка.

 

Это человек  как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное  не означает, что личность — это  существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В  психологии личности социальное и биологическое  существуют в единстве. Понять, что  такое личность, можно только через  изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности. В то же время категория  “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность  человека, который становится личностью, при условии, что развивается  в обществе (например, в отличие  от “диких детей”), взаимодействует  с другими людьми (в отличие  от глубоко больных от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую  часть общества он проецируется в  данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована.

 

В психологии имеют место и другие, более  узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее  неотъемлемыми атрибутами. Здесь  личностью предлагается считать  лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны  и труднодоказуемы.

 

Индивидуальность  — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность  каждой психики (личности, индивида, человека).

 

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его  индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические  черты, взгляды, обычаи и чувства, у  каждого из нас есть различия в  познавательной сфере личности, которые  и будут определять нашу индивидуальность.

 

Психологическая структура личности — это целостная  модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует  психологические особенности личности (человека, индивида).

 

Все психические  процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в  качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож  на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

 

В психологии существует огромное количество моделей  психологической структуры личности, которые проистекают из различных  теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем  пособии мы используем модель психологической  структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале  С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

 

Эта базовая  модель исходит из личностно-деятельностного  подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных  подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой  схемы целостной личности.

Итак, в личности выделяются следующие психологические  составляющие, или подструктуры:

самосознание;

направленность  личности;

темперамент и характер;

психические процессы и состояния;

способности и задатки;

психический опыт личности.

 

Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут  описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. http://mnogotayn.ru/soznanye-lichnost/str_2010-02-16-3-struktura-lichnosti-0.html;
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_личности;
  3. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академический проект, 2004 г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие личности