Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 11:51, отчет по практике
Цель: изучить понимание любви в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: понимание любви.
Предмет исследования: понимание любви на разных возрастных этапах
Гипотеза: понимание любви у подростков и юношей различно.
Рабочие гипотезы:
1. В подростковом возрасте, любовь понимается как интимная близость, общение, отношения
2. В юношеском возрасте, любовь понимается как семья, брак, дети
Ведение………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА. 1 ЛЮБОВЬ В ОТРОЧЕСТВЕ И ЮНОСТИ……………………………4
1.1. Психологические характеристики юношеского возраста……………4
1.2. Психологические характеристики подросткового возраста…………5
1.3. Значение любви в подростковом и юношеском возрасте……….
ГЛАВА.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ЛЮБВИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Тема:
Понятие о любви в подростковом и юношеском возрасте
Отчет по научно-исследовательской практике
студентки 5 курса социально-
гуманитарного факультета,
Истоминой Алисы Сергеевны
Научный руководитель:
профессор, доктор психол. наук,
Серкин Владимир Павлович
Магадан 2010
Содержание.
Ведение…………………………………………………………
ГЛАВА. 1 ЛЮБОВЬ В ОТРОЧЕСТВЕ И ЮНОСТИ……………………………4
ГЛАВА.2 ИССЛЕДОВАНИЕ
ПОНЯТИЯ О ЛЮБВИ В ПОДРОСТКОВОМ
И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Цель: изучить понимание любви в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: понимание любви.
Предмет исследования: понимание любви на разных возрастных этапах
Гипотеза: понимание любви у подростков и юношей различно.
Рабочие гипотезы:
Методика исследования: групповой ассоциативный эксперимент. См. приложение.
В качестве эмпирического объекта исследования выступала группа испытуемых подросткового возраста и группа испытуемых юношеского возраста. Объем выборки 20 человек: юноши и девушки в возрасте от 14 до 15 лет и от 22 до 23 лет. Из них 5 девушек, 5 юношей в каждой группе.
ГЛАВА 1. Любовь в отрочестве и юности
1.1 Психологические
характеристики юношеского
Психология юношеского возраста – один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов. Во многих западных схемах возрастной периодизации онтогенеза, юношеский возраст не рассматривается как самостоятельный период развития человека, а включается в период «тинейджерства», объединяющий подростковый и юношеский периоды от 13 до 19 лет. В то же время такие отечественные ученые как Л.И.Божович, И.В.Дубровина, отмечают целесообразность исследований, отражающих специфику данного возрастного этапа развития.
Юность – период завершения
физического созревания
Так же самым важным новообразованием молодости можно считать достижение социальной зрелости. Когда молодой человек не только в своем сознании включает себя во взрослую жизнь, но и он начинает принимать в ней активное участие – приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи.
Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Этот период характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций. Именно в юности дружеские и любовные привязанности особенно актуальны. Также в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. []
Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.
Из перечисленных выше
1.2 Психологические
характеристики подросткового
Особое положение
Подростковый возраст – период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Отстаивая свои права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними. Также подростку присуща потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью этого периода является интимно-личностное общение: появляются подростковая дружба и любовь [12].
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки взрослых. В общении происходит усвоение подростком социальных норм, переоценка ценностей.
По выражению Л.С. Выготского,
«в структуре личности подростка
нет ничего устойчивого, окончательного,
неподвижного» [4]. Личностная нестабильность
порождает противоречивые желания
и поступки: подростки стремятся
во всем походить на сверстников и
пытаются выделиться в группе, требуют
верности и меняют друзей. Благодаря
интенсивному интеллектуальному развитию
появляется склонность к самоанализу.
У подростка складываются разнообразные
образы «Я», подверженные внешним влияниям.
К концу периода они
Таким образом, подростковый возраст – это период глобальных изменений. Для данного возраста характерным является эмоциональная нестабильность, вследствие чего ребенок испытывает разные эмоции. Ведущей деятельностью в данном возрасте является интимно-личностное общение и отношения с противоположным полом значимы для подростков. Впервые они начинают обращать внимание на сверстников противоположного пола, проявлять интерес к чувствам, которые возникают в процессе общения. В этот период происходит первый опыт интимных связей, возникают первые осознанные чувства, которые подростки стараются реализовать в действиях.
1.3. Значение любви в подростковом и юношеском возрасте.
В психологии существуют различные определения понятия «любовь».
Любовь – это деятельность личности, направленная на получение счастья через счастье другого человека [21]. Любовь – это симпатия и понимание двух людей [18].
Из этого следует, что любовь – понятие не совсем определенное, однако во всех дефинициях есть общая характеристика любви, говорящая о том, что это сильное эмоциональное проявление.
Любовь – одна из интенсивных положительных эмоций, переживаемых человеком в любом возрасте. Кроме качества интенсивности она обладает свойством длительности, поскольку может устойчиво сохраняться в течение довольно продолжительного времени. Оба эти свойства – интенсивность и длительность – отличают любовь от других эмоциональных проявлений, в частности от таких отрицательных эмоций как гнев и испуг, вина и стыд, зависть и ревность, грусть и печаль, а также ряда положительных – счастье и радость, надежда и гордость.
Любовь, для подростков и юношей, особое чувство, и прежде всего потому, что это - новое ощущение, никогда ранее не испытываемое в полном объеме. Конечно, до подросткового возраста какие-то проявления данного переживания, безусловно, возникают – в виде заинтересованности, желания дружить, играть вместе в игры и т.д., но это скорее чувство близости и привязанности, нежели собственно любовь. Подростковая любовь в большей степени переживается именно как чувство, которое, казалось бы, не имеет границ, всеобъемлюще и бесконечно. Элементы сексуальности являются составляющими чувства любви подростка. Любовь в период юности и в более позднее время выполняет функцию интеграции разнообразных ощущений, мыслей и поступков. Это – и переживания, и размышления, и представления, и действия.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что любовь, для подростка является новым чувством, которое характеризуется стремлением к общению с противоположным полом и включает в себя элементы сексуальности.
Юноши, в свою очередь, ориентированы
на действия и представления о
будущем. Они отличаются от подростков
большей дифференцированностью
эмоциональных реакций и
Таким образом, можно
Исследование понятия о любви в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза: понимание любви у подростков и юношей различно.
Рабочие гипотезы:
Методика исследования: групповой ассоциативный эксперимент. См. приложение.
В качестве эмпирического объекта исследования выступала группа испытуемых подросткового возраста и группа испытуемых юношеского возраста. Объем выборки 20 человек: юноши и девушки в возрасте от 14 до 15 лет и от 22 до 23 лет. Из них 5 девушек, 5 юношей в каждой группе.
Ход обследования: испытуемым предлагался бланк с вопросом. От респондентов требовалось написать любые ассоциации на слово «Любовь». Результаты обрабатывались при помощи частотного анализа. (см. таб.1)
Обработка и обсуждение результатов.
Таблица 1
Результаты частотного анализа
Подростки |
Частота |
Ранг по частоте |
Юноши |
Частота |
Ранг по частоте |
влечение |
3 |
1 |
дети |
4 |
1 |
секс |
2 |
3,5 |
семья |
3 |
3 |
свидание |
2 |
3,5 |
брак |
3 |
3 |
радость |
2 |
3,5 |
Семейное счастье |
3 |
3 |
цветы |
2 |
3,5 |
взаимопонимание |
2 |
5,5 |
проблемы |
1 |
12 |
доверие |
2 |
5,5 |
гармония |
1 |
12 |
мужчина |
1 |
11,2 |
покой |
1 |
12 |
взаимопонимание |
1 |
11,2 |
притяжение |
1 |
12 |
вместе |
1 |
11,2 |
симпатия |
1 |
12 |
понимание |
1 |
11,2 |
переживание |
1 |
12 |
женщина |
1 |
11,2 |
счастье |
1 |
12 |
боль |
1 |
11,2 |
свет |
1 |
12 |
забота |
1 |
11,2 |
музыка |
1 |
12 |
наслаждение |
1 |
11,2 |
лето |
1 |
12 |
преданность |
1 |
11,2 |
парк |
1 |
12 |
цветы |
1 |
11,2 |
дождь |
1 |
12 |
|||
нежность |
1 |
12 |
|||
СУММА |
18 |
СУММА |
16 |
Из полученных результатов видно, что ассоциации в группе подростков не совпадают с ассоциациями в группе юношей. При оценке понятия «любовь» группа подростков использовала положительно окрашенные ассоциации, для них любовь это радость. В группе юношей ассоциации подобного рода, эмоциональные, отсутствуют. У подростков любовь ассоциируется с цветами и свиданием. Данный факт может свидетельствовать, о том, что подростки стремятся к отношениям со сверстниками противоположного пола. Цветы и свидания могут олицетворять романтику в понимании подростка. Так же в данной группе любовь понимается как интимная близость, об этом свидетельствуют такие ассоциации, как секс и влечение. Сравнивая результаты, полученные в юношеской группе, можно сказать, что они являются социальными, ориентированными на конкретный социальный институт, а именно на семью. В большей степени любовь для юношей это дети, брак, семья. Так же в их понимании любовь это семейное счастье, взаимопонимание, доверие. Данные ассоциации можно считать следствием предыдущих трех, т.е. для одних брак и дети это семейное счастье, для других семья основывается на доверие, но все вместе это любовь.
Информация о работе Понятие о любви в подростковом и юношеском возрасте