Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:13, реферат
Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить - выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод- сердцевина учебного процесса, связу¬ющее звено между запроектированной целью и конечным ре¬зультатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы -формы - средства обучения» является определяющей.
Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают сово¬купность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятель¬ности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несом¬ненно, проявляются методы обучения.
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от¬дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
1. Метод как многомерное явление………………………………………3
2. Понятие средств обучения………………………………...…..….…….5
3. Подходы к классификации методов обучения………………………...8
4. Список литературы……………………………………………………...12
Факультет: менеджмент организации.
Кафедра
общественных наук.
Реферат по теме:
«
Понятие о методах
и средствах обучения.
Различные подходы
к классификации
методов обучения
в современной
дидактике».
г. 2009
Содержание:
Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить - выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод- сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы формы - средства обучения» является определяющей.
Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы - обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.
В
структуре методов обучения выделяются
прежде всего объективная и
2.Средства
обучения.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Типология средств обучения
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные и классифицирует их на три группы:
1.Объемные пособия
(модели, коллекции, приборы, аппараты
и т.п.) 2.Печатные пособия (картины,
плакаты, графики, таблицы,
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства
обучения наряду с живым словом педагога
являются важным компонентом образовательного
процесса и элементом учебно-
Наиболее
эффективное воздействие на обучающихся
оказывают современные
Принципы использования средств обучения:
Развитие средств
обучения в современной школе (средней
общей и профессиональной) определяется
общим развитием учебной
3.Подходы
к классификации
методов обучения.
Существуют различные
подходы к классификации
Несмотря на такое многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.
Исходя из этого
в основу классификации методов
обучения в предлагаемой технологии
положен системно-
Согласно
указанному подходу выделим:
Каждая из приведенных
групп методов проблемно-
1) метакритерий,
предполагающей учет психолого-педагогических
закономерностей и принципов, положенных
в основу нашей технологии;
2) критерий
целесообразности, требования которого
зависят от дидактической цели
и определяют выбор методов
при формировании новых
3) критерий
предметности, ориентирующий на
учет специфики содержания
4) критерий
сочетаемости, отражающий идею "ансамблевости"
методов обучения; в совокупности
с предыдущими и последующими
критериям» он предполагает не только
выбор отдельных методов, но и сочетание
нескольких методов, создание своеобразного
"ансамбля" методов (термин Н. В. Метельского),
более эффективно выполняющих ту или иную
дидактическую функцию совместно, нежели
"поодиночке";