Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить - выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод- сердцевина учебного процесса, связу¬ющее звено между запроектированной целью и конечным ре¬зультатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы -формы - средства обучения» является определяющей.
Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают сово¬купность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятель¬ности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несом¬ненно, проявляются методы обучения.
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от¬дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Содержание работы

1. Метод как многомерное явление………………………………………3
2. Понятие средств обучения………………………………...…..….…….5
3. Подходы к классификации методов обучения………………………...8
4. Список литературы……………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

Факультет: менеджмент организации.

Кафедра общественных наук. 
 
 

Реферат по теме:

« Понятие о методах  и средствах обучения. Различные подходы  к классификации  методов обучения в современной  дидактике». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. 2009

Содержание: 

  1. Метод как  многомерное явление………………………………………3                                                       
  2. Понятие средств обучения………………………………...…..….…….5     
  3. Подходы к классификации методов обучения………………………...8
  4. Список литературы……………………………………………………...12                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Метод как многомерное  явление
 

   Поиск ответа на традиционный дидактический  вопрос - как учить - выводит нас  на категорию методов обучения. Без  методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод- сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы формы - средства обучения» является определяющей.

   Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная  деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

   В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

   Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы - обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

   В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а. также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Очень сложным и не вполне еще разрешенным является вопрос о соотношении объективного и субъективного в методе. Диапазон мнений по данному вопросу очень широк: от признания метода чисто объективным образованием до полного отрицания объективных начал и при знания метода личным, а поэтому неповторимым произведением педагога. Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Средства обучения. 

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Типология средств обучения

Общепринятая  современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
  • Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
  • Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
 

Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные и классифицирует их на три группы:

1.Объемные пособия  (модели, коллекции, приборы, аппараты  и т.п.) 2.Печатные пособия (картины,  плакаты, графики, таблицы, учебники  и т.п.) 3.Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) 

Общая дидактическая роль средств обучения

     Средства  обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

     Наиболее  эффективное воздействие на обучающихся  оказывают современные аудиовизуальные  и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в переводе с английского означает «многосpедность») определяется информационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео). 

Принципы  использования средств  обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
 

Развитие средств  обучения в современной школе (средней  общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения  цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной дидактики в России является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Подходы  к классификации  методов обучения. 

Существуют различные  подходы к классификации методов  обучения, различают классификации, в основу которых положены следующие  признаки:

  • источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);
  • методы логики (аналитико-синтетический, индуктивный, дедуктивный методы обучения);
  • тип обучения (объяснительно-иллюстративные, проблемно-развивающиеся методы обучения);
  • уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);
  • уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);
  • дидактическая цель и функции (методы стимулирования, организации и контроля);
  • вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и др.
 

Несмотря на такое многообразие подходов к классификации  методов обучения, каждый из них  наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.

Исходя из этого  в основу классификации методов  обучения в предлагаемой технологии положен системно-функциональнный  подход, исходные позиции которого базируются на общей теории функциональных систем. Именно эта теория и является методологическим фундаментом технологии проблемно-модульного обучения.

 Согласно  указанному подходу выделим: 

  1. конструктивные  методы обучения, включающие в себя методы проектирования содержания обучения и структурирования учебного материала, а также методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; конструктивные методы прежде всего "обслуживают" содержательный компонент технологии;
  2. ситуативные методы обучения - методы, обеспечивающие конкретные учебно-познавательные ситуации, ситуативные методы в первую очередь направлены на организацию процессуального компонента технологии;
  3. диагностические методы обучения охватывают совокупность методов контроля и оценки учебных достижений и ориентированы на обеспечение "ревизорских" функций в процессе обучения.
 

Каждая из приведенных  групп методов проблемно-модульного обучения содержит набор конкретных методов, выбор и сочетание которых  осуществляется на основе следующих  критериев:

    1) метакритерий, предполагающей учет психолого-педагогических закономерностей и принципов, положенных в основу нашей технологии; 

    2) критерий  целесообразности, требования которого  зависят от дидактической цели  и определяют выбор методов  при формировании новых понятий, усвоении способов действий (например, изучение теорем) или применение новых знаний (например, решении задач); 

    3) критерий  предметности, ориентирующий на  учет специфики содержания учебной  дисциплины и применяемых в  ней методов науки (более подробно  об особенностях применения данного критерия на примере выбора методов проблемно-модульного обучения математике будет сказано ниже); 

    4) критерий  сочетаемости, отражающий идею "ансамблевости"  методов обучения; в совокупности  с предыдущими и последующими  критериям» он предполагает не только выбор отдельных методов, но и сочетание нескольких методов, создание своеобразного "ансамбля" методов (термин Н. В. Метельского), более эффективно выполняющих ту или иную дидактическую функцию совместно, нежели "поодиночке"; 

Информация о работе Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике