Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить - выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод- сердцевина учебного процесса, связу¬ющее звено между запроектированной целью и конечным ре¬зультатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы -формы - средства обучения» является определяющей.
Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают сово¬купность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятель¬ности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несом¬ненно, проявляются методы обучения.
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от¬дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Содержание работы

1. Метод как многомерное явление………………………………………3
2. Понятие средств обучения………………………………...…..….…….5
3. Подходы к классификации методов обучения………………………...8
4. Список литературы……………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

    5) критерий  времени, определяющий выбор экстенсивных  или интенсивных методов обучения; возможен вариант их комбинации  с целью поиска оптимального  сочетания методов в зависимости  от дидактической цели; 

    6) учебный  критерий, предполагающий учет учебных  возможностей учащихся; 

    7) методический  критерий, требующий принятия во  внимание уровня подготовленности  преподавателя к реализации того  или иного метода в процессе  обучения. 

Образно говоря, выбор и сочетание специфических  методов проблемно-модульного обучения конкретной учебной дисциплине осуществляется двукратным "просеиванием" имеющейся базы (банка) методов через "сито" системно-функционального подхода и "сито" критериев выбора методов обучения. Выбор и сочетание методов обучения должны осуществляться в тесной связи со структурой содержания и формами обучения.

В предлагаемой технологии выделяют пять основных методов обучения:

- генетический  метод обучения;

- метод дидактического  моделирования;

- метод информационной  накачки;

- метод укрупненных  проблем;

- метод опоры на ошибки.

Причем каждый ведущий метод проблемно-модульного обучения представляет собой "ансамбль" родственных методов обучения, интеграция которых позволяет решать различные  дидактические задачи (формирование понятий, усвоение закономерностей, решение задач).

Тот или иной "ансамбль" методов "обслуживает" определенные блоки проблемного  модуля и реализуется в учебном  процессе при помощи соответствующего "ансамбля" форм обучения.

"Ансамбль" методов может выполнять конструктивные, технологические и диагностические функции. В зависимости от дидактической цели та или иная функция может быть доминирующей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Дидактические  основы комплексного использования  средств обучения в учебно-воспитательном процессе образовательной школы – М.: 1991.

2. Лордниканидзе Д.О. Принципы организации и методы обучения – М.: 1957.

3. Куписевич  Ч. Основы общей дидактики.  М., 1986.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

5. Педагогическая  библиотека. 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике