Понятие о педагогике как науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 05:19, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы определить:
предмет педагогики;
объект педагогики;
дать объективные понятия входящих в предмет;
определить и охарактеризовать ряд дисциплин на которые подразделяется педагогика;
установить связь с другими науками.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Возникновение педагогики как науки…………......................................4
2. Основные понятия…………………..........................................................7
3. Структура педагогических наук……….……………….........................12
4. Связь с другими науками……………………........................................ 13
Заключение…………………..........................................................................16
Список используемой литературы……………………................................17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ПИСХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

 Функции педагогики  как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая  функции, которые она реализует  в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: 
- описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

- диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

- прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику. 
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: 
- проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер; 
Модель - образец (эталон, стандарт).

- преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

- рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Под  образованием  мы  понимаем  такую  сторону  воспитания, которая состоит  в  овладении  системой  научных  и  культурных  ценностей,

накопленных  человечеством, в  овладении  системой  познавательных  умений  и навыков, формирования  на  их  основе  мировоззрения, морали, поведения, нравственных  и  других  качеств  личности, развития  её  творческих  сил  и способностей, подготовку  к  общественной  жизни, к  труду. В  содержание образования  включаются  все  элементы  социального  опыта7.

В  зависимости  от  целей, характера  и  уровня  подготовки  различают среднее, общее, политехническое, профессиональное  и  высшее  образование. Знания, умения  и  навыки, необходимые  каждому  человеку, даёт общеобразовательная  школа. Знания, умения  и  навыки, необходимые  работнику определённой  профессии, приобретаются  им  в  специальных  учебных заведениях8. Содержание  и  методика  общего  образования  обеспечивают формирование  у  школьников  познавательных  интересов  и  навыков, необходимых  для  работы, дальнейшего  обучения  и  самообразования, служат основой  политехнического  и  профессионального  образования  и осуществляются  с  ними  в  тесной  взаимосвязи.

Образование  может  быть  достигнуто  разными  путями. Это  может  быть самостоятельное  чтение, радио -  и  телепередачи, курсы, лектории, работа на  производстве  и  т. п. Но  наиболее  верным  и  надёжным  путём  является планомерно  организованное  обучение, имеющее  своей  целью  обеспечить человеку  нормальное  и  полноценное  образование. Содержание  образования определяется  государственными  учебными  планами, учебными  программами  и учебниками  по  изучаемым  предметам.

Ведущую  роль  в  осуществлении  образования  играет  систематическое  обучение, которое  осуществляется  в  определённой  организации  под руководством  специально  подготовленного  лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение  представляет  собой  целостный педагогический процесс, в  ходе  которого  решаются  задачи  образования, осуществляется  воспитание  и  развитие  учащихся. Процесс  этот,  прежде  всего  двусторонний.  С  одной  стороны, в  нём выступает  обучающий (педагог), который  излагает  программный материал  и  руководит  этим  процессом, а  с  другой – обучающиеся, для  которых  данный  процесс  принимает  характер  учения, овладения изучаемым  материалом.  Совместная  их  деятельность  направлена  на  глубокое и  прочное  усвоение  научных  знаний, вырабатывание  умений  и  навыков,

применение  их  на  практике, развитие  творческих  способностей, формирование материалистического  мировоззрения  и  нравственно-эстетических  взглядов  и убеждений.

Обучение  должно  быть  доступным  данному  классу, возрасту, уровню развития. А  доступным  является  всё  то, что  основано  на  имеющихся  в сознании  ребёнка  знаниях, полученных  в  процессе  обучения, семейного воспитания, непосредственного  отражения  природных  и  общественных явлений, общения  со  взрослыми  и  сверстниками, в  чтении, телевизионных передачах, кинофильмах.

Основные  понятия  педагогики, как  и  явления, которые  в  них  отражаются, неотделимы  друг  от  друга, они  перекрещиваются, частично  совпадают  и взаимно  связаны  в  едином  и  целостном  педагогическом  процессе. Поэтому при  их  характеристике  необходимо  всегда  видеть  главную  функцию каждого  понятия  и  именно  на  этой  основе  отличать  его  от  других категорий.

3. Структура педагогических  наук

Развиваясь, всякая  наука  обогащает  свою  теорию, наполняется  новым содержанием  и  осуществляет  дифференциацию  своих  исследований. Этот процесс  коснулся  и  педагогики. В  настоящее  время  понятием  «педагогика» обозначается  целая  система  педагогических  наук.

Педагогика  как  наука  подразделяется  на  ряд  самостоятельных педагогических  дисциплин:

1. общая  педагогика, исследует  основные  закономерности  воспитания  человека; раскрывает  сущность, цели,  задачи  и  закономерности воспитания, его  роль  в  жизни  общества  и  развитии  личности, процесс  образования  и  обучения.

2. возрастная  педагогика, изучающая  особенности  воспитания  людей  на

различных  этапах  возрастного  развития (профессионально-технического, высшего  образования  и  др.);

3. специальная  педагогика – дефектология, изучающая  особенности развития, обучения  и  воспитания  аномальных  детей. Которая  в  свою очередь  распадается  на  ряд  отраслей: вопросами  воспитания  и  обучения  глухонемых  и  глухих  детей  занимается  сурдопедагогика, слепых  и – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей  с  расстройствами  речи при нормальном  слухе – логопедия;

4.частная  методика, исследующая  специфику  применения  общих закономерностей  обучения  к  преподаванию  определённого  предмета (иностранного  языка, математики, биологии, физики, химии  и  др.);

5. история  педагогики, изучающая  развитие  педагогических  идей  и практики  воспитания  в  различные  исторические  эпохи.

Интенсивно  развиваются,  как  самостоятельные,  такие  отрасли педагогической  науки, как  педагогика  профтехобразования, педагогика высшей  школы, военная  педагогика, исправительно-трудовая  педагогика. Складываются  такие  части  педагогики, как  школоведение,  педагогика семейного  воспитания, педагогика  детских  и  юношеских  организаций, педагогика  культурно-просветительной  работы.

4. Связь с другими  науками

Процесс  разностороннего  взаимопроникновения  наук, развитие  комплексного изучения  педагогических  явлений  объективно  требуют  органической  связи педагогики  с  другими  науками. Педагогика  развивается, укрепляя  и совершенствуя  свои  связи  с  философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией  и  физиологией  человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой  и  др.

В  тесных  взаимоотношениях  педагогика  находится  с  общей, возрастной  и педагогической  психологией9. Психология  вскрывает  закономерности психического  развития  людей  в  разные  возрастные  периоды, механизм изменений  психики  под  влиянием  обучения  и  воспитания. Идеи  её  широко используются  при  разработке  организации  познавательной  деятельности учащихся  в  процессе  обучения. Развита  связь  педагогики  с  социальной психологией, которая  изучает  взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты  характера  и  особенности  психического      склада  людей, находящихся  в  разных  социальных  условиях.

Исключительно  ценными  знаниями  о  природе  физического  развития  человека, педагогику  вооружает  общая  и  возрастная  физиология, составляющая  естественнонаучную  основу  обучения  и  воспитания. Изучение условно-рефлекторной  деятельности  помогают  раскрывать  научные  основы  тех изменений, которые  происходят  в  человеке  под  влиянием  внешних воздействий  и  связаны  с  формированием  умений, навыков  и  привычек.

Новые, дополнительные  возможности  для  исследования  процессов  обучения  и воспитания  перед  педагогикой  открывает  быстро  развивающаяся  область знания, которая  получила  название  теории  управления. Возникнув  в системе  общественных  наук, она  использует  достижения  кибернетики, которая  раскрыла  наиболее  общие закономерности  управления  сложными  динамическими  системами. При  этом, однако, надо  иметь  в  виду, что  кибернетика  изучает  процессы  управления безотносительно  к  качественной  природе  самоуправляемых  систем; воспитание  же  представляет  собой   систему, обладающую  глубокой качественной  спецификой, своими  специфическими  закономерностями, которые кибернетике  недоступны.

Самостоятельность  любой  науки  состоит  не  в  том, пользуется  она  или не  пользуется  данными  других  наук. Советская  педагогика  использует материалы  и  данные  смежных  наук  для  решения  своих  задач, на  основе строгого  отбора  и  выявления  границ  их  применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Педагогическая  наука – это  результат многолетних  исследований  закономерностей  формирования  всесторонне  и гармонически  развитой  личности. Знание  педагогической  науки  помогает  в каждом  конкретном  случае  избирать  оптимальные  педагогические  решения.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Объектом исследования, как определил ученый и практик А.С. Макаренко, является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Складываются  такие  части  педагогики, как  школоведение,  педагогика семейного  воспитания, педагогика  детских  и  юношеских  организаций, педагогика  культурно-просветительной  работы. Педагогика  развивается, укрепляя  и совершенствуя  свои  связи  с  философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией  и  физиологией  человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой  и  др. В ходе работы было выявлено, что педагогика находится в тесных взаимоотношениях с общей, возрастной и педагогической психологией.

В ходе написания данной контрольной работы, очень много было неизвестного, и даже нового  и непонятного, но определив основные понятия можно многое выявить и понять. Из  этого можно сделать вывод, что педагогика как наука является неотъемлемой частью нашего бытия, являясь основной в воспитании, развитии особенностей социально важных качеств личности, отношению к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе.

Список использованной литературы

  1. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1988. – 289с.
  2. Баранов С.П. Педагогика: учебное пособие для студентов фактическая педагогика. – М.: Просвещение, 1976. – 356с.
  3. Еникеев М.И. Общая психология краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. – 320с.
  4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М.:ВЛАДОС, 1999. – 375с.
  5. Рубинштейн С.Л. проблемы общей психологии. – М.: Просвещение, 1976. – 287с.
  6. Рубинштейн И.П. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. – 256с.
  7. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002. – 349с.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов университетов и пед. институтов. – М.: Высшая Школа, 1990. – 576с.
  9. Человек и общество, Серия «Эрудит». – М: «ТД Мир книги», 2006. – 192с.

 

1 Человек и общество. – М.: «Мир книги», 2006. – 76с.

2 Человек и общество. – М.: «Мир книги», 2006. – 20с.

3 Баранов С.П.Педагогика: учебное пособие для студентов. – М.: «Просвящение», 1976. – 56с.

4 С.П.Педагогика: учебное пособие для студентов. – М.: «Просвящение», 1976. – 35с.

5 Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика: учебное пособие для студентов. – М.: «Просвяшение», 1988 – 89с.

6 Человек и общество, Серия «Эрудит». – М: «ТД Мир книги», 2006. – 192с.

 

7 Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1999 – с.56.

8 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.Пб.: Питер, 2002 – с.96.

9 Сластенин В.А. Педагогика. – М.: «Академия», 2002. – 56с.

 

 


Информация о работе Понятие о педагогике как науке