Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 02:20, реферат
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя юность).
Еще одна сложная задача психологической службы в системе образования состоит в том, чтобы постоянно, в течение всего детства держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая цель работы психолога здесь сводится к тому, чтобы с позиций этой науки оценивать содержание и методы обучения и воспитания детей, применяемые в различных детских учреждениях, давать рекомендации по их совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного возраста.
Важный аспект в работе практического психолога связан с психопрофилактикой. Он касается своевременного выявления и устранения факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического - и интеллектуального или нравственного - развития ребенка. Подразделения психологической службы, занятые решением этой задачи, опираются в своей работе на знания законов психического развития ребенка, в первую очередь тех, которые представлены в патопсихологии и в дефектологии как областях теоретических и практических знаний, пограничных между психологией и медициной.
Следующая существенная задача, которую решает психологическая служба в системе образования, состоит в практическом воздействии психологов на непосредственных участников педагогического процесса: детей, учителей, родителей и руководителей образования. Данная задача предполагает оказание прямой психологической помощи всем этим людям в обучении и воспитании. Здесь психолог выступает в роли педагога, психотерапевта, консультанта, корректора. Психогенное происхождение многих заболеваний, связанных с работой сердечно - сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, в настоящее время можно считать доказанным. То же самое касается эндокринной системы человека и тем более его психологии и поведения. Занимаясь практической работой в этой области, психолог старается предупредить возникновение и обострение подобного рода заболеваний, использует специальные методы воздействия на психологию и поведение людей с целью вызвать благоприятные для лечения болезни органические реакции.
Работники управленческих структур системы образования помимо общей психологической помощи, о которой только что шла речь, нуждаются и в особой управленческой психологической поддержке, касающейся руководства людьми в группах и коллективах. Руководящим работникам системы образования необходимы знания из области психологии управления, психологии человеческих взаимоотношений, психологии эффективности групповой деятельности. Все взрослые люди, включенные в обучение и воспитание детей, нуждаются в психологических знаниях, позволяющих им глубже понимать развитие детей и управлять им. Эти знания в минимально необходимом объеме даются в высших педагогических учебных заведениях, но со временем они частично или полностью устаревают, утрачиваются и, следовательно, нуждаются в дополнении и обновлении. Их коррекцию также обеспечивает психологическая служба на протяжении всего периода профессиональной работы того или иного педагога.
Специальная задача психологической службы состоит в решении совместно с представителями других областей знаний - педагогами, дефектологами, социологами, врачами, юристами - различных вопросов, касающихся судьбы детей, существенно отличающихся от своих сверстников и требующих к себе особого внимания, специфического отношения, необычных форм и методов педагогической работы. Речь прежде всего идет о детях, отстающих в своем развитии, и об одаренных детях. Первые нуждаются в обучении и воспитании по упрощенным, менее напряженным программам, соответствующим их возможностям усвоения, а вторые, напротив, - в обучении по более сложным и насыщенным программам, чем обычные дети. Программы, предлагаемые для отстающих и одаренных детей, обязательно должны проходить предварительную психолого-педагогическую экспертизу с участием специалистов-педагогов различного профиля, каждый из которых независимо от других и со своей профессиональной стороны оценивает эти программы с точки зрения того, обеспечивают ли они оптимальные условия для развития детей соответствующей категории. Хотя дети, отстающие в своем развитии, физически и психологически ослабленные, требуют облегченных учебно-воспитательных программ, но такие программы не должны приводить к углублению их отставания от нормальных детей. Напротив, эти программы должны обеспечивать ускоренное развитие отстающих детей, рассчитанное на сокращение разрыва между ними и обычными детьми в психологическом отношении. Создание облегченной, но ускоренно развивающей программы - дело более сложное, чем, например, разработка усложненной развивающей программы для одаренных детей. Поэтому на практике творческий потенциал психологов больше задействован в области работы с детьми, имеющими задержки в своем психическом развитии, чем с теми, кто опережает своих сверстников.
3. Актуальные и перспективные направления развития психологической службы
Проблема школьной психологической службы имеет серьезное теоретическое и практическое значение. От ее разработки во многом зависит решение такой ключевой для нашего общества задачи, как развитие свободного, активного творчески мыслящего человека. Для качественного улучшения воспитания и образования подрастающего поколения нужна совместная работа педагогов и психологов, опирающаяся на комплекс полученных в психологических исследованиях знаний.
Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов, связанных с ее научно-методическим обеспечением, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные функции, разработать систему психологической службы в народном образовании.
Научный анализ проблем и способов организации школьной психологической службы за рубежом и в нашей стране, обобщение работы школьных психологов, участников московского эксперимента, позволили разработать и обосновать научные и организационные подходы к созданию школьной психологической службы в системе народного образования.
Развитие психологической службы определяется, с одной стороны, теми научными психологическими концепциями, которые существуют в данном обществе, с другой - потребностями и задачами народного образования, целями воспитания и формирования личности, которые зависят от политических, экономических и других особенностей той или иной страны.
Считается, что школьную психологическую службу следует рассматривать в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, т.е. ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект); как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, психологическую подготовку учителей и т.п. (прикладной аспект); как непосредственную работу психологов в школе (практический аспект).
Только единство этих трех аспектов составляет предмет школьной психологической службы. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определенной профессиональной подготовки. От четкой проработки каждого аспекта зависит развитие школьной психологической службы в целом.
Существуют разные точки зрения на определение основных направлений деятельности школьной психологической службы. Наиболее распространены та, согласно которой служба должна работать по запросам учителей, родителей, учащихся с целью оказания конкретной сиюминутной помощи либо самим детям в связи с возникновением у них тех или иных проблем с обучением, поведением, общением, либо взрослым, испытывающим в общении или работе с детьми различного рода сложности.
Выбор этого направления как главного основан либо на анализе собственной экспериментальной работы в школе, либо на обобщении опыта практических психологов. И данное направление, безусловно, очень важное, но не единственное.
Представляется, что выбор главного направления новой, только еще создающейся деятельности в системе народного образования страны должен не обуславливаться лишь практикой школы общества сегодняшнего дня, а опираться на предвидения науки. Выявлены два таких направления - актуальное и перспективное.
Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время много таких проблем, поэтому конкретная помощь учителям, учащимся, родителям - существенная задача службы сегодняшнего дня. Но и при этом школьный психолог должен подходить к каждому ученику с оптимистических позиций на возможности его развития.
Перспективное направление нацелено на развитие, становление индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную педагогическую идею - возможность гармонического развития личности каждого школьника - и содействует ее реализации в практической работе. При этом важнейшая задача - не выявление особо одаренных или талантливых детей, а создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Безусловно, уровень развития способностей у детей будет различным, разными будут и задачи, которые предстоит решать психологу по отношению к каждому ребенку.
Оба направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая в школе перспективную задачу, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям.
Школьная психологическая служба - необходимый компонент системы народного образования на современном этапе развития общества и в перспективе. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью школы в такой организации своей деятельности, которая бы обеспечила развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося.
Главная цель школьной психологической службы - максимальное содействие психическому развитию, становлению личности и индивидуальности школьника. Доказано, что уже на ранних этапах школьного детства возможно выявление объективно и субъективно значимых способностей каждого ребенка, опора на которые в учебно-воспитательном процессе способствует становлению индивидуальности учащихся в ходе возрастного развития. Осознание ребенком своих интересов и способностей, вне зависимости от степени их развития, имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности в целом. В связи с этим обоснована основная задача практического школьного психолога - обеспечение психологических условий, необходимых для развития способностей и формирования личности учащихся.
Высокая эффективность школьной психологической службы возможна лишь на основе единства двух направлений ее деятельности - актуального и перспективного. Продуктивное решение задач любого из этих направлений в значительной степени определяется основным принципом работы школьного психолога - индивидуальным подходом, который позволяет выяснять причины и определять пути преодоления трудностей, возникающих у учащихся, педагогов и родителей, разрабатывать индивидуальные программы развития школьников. Работа практического психолога над конкретной проблемой требует в каждом случае особого сочетания основных видов его деятельности - диагностики, развития и коррекции, профилактики, консультирования, психологического просвещения.
Зарубежная наука сегодня концептуально разрознена.
Специалистами признаются различия, существующие в национальных подходах к проблемам гуманистической психологии, психоанализу, когнитивной психологии. Отмечается специфика в исследованиях в Северной Америке, с одной стороны, и в европейских странах с другой. Преодолевается изоляция восточноевропейских психологов от Запада: в августе 1995 г. в Словакии состоялась I-я Международная конференция Группы Британской и Восточноевропейской психологии «Психология в изменяющемся мире»; осуществляются совместные исследовательские проекты психологов разных стран. В тоже время в пестрой картине современной психологии, состоящей из многочисленных теоретических направлений и эмпирических исследований, просматриваются некоторые характерные черты. Во-первых, выступает тенденция к интеграции различных психологических теорий в исследованиях конкретных проблем, в анализе фактического материала, стремление использовать все многообразие методических средств. Во-вторых, наблюдается практическая ориентация психологии: прикладные разработки доминируют над фундаментальными исследованиями, причем возникают все новые ветви прикладной психологии, например, одной из них является психология безопасности, изучающая поведение людей в травматогенных ситуациях в системе человек - (техника) - окружающая среда.
В-третьих, непрерывно расширяются сферы практического применения психологических разработок в решении важных социальных задач. Так, во Франции психологи в основном работают в трех областях - педагогике, здравоохранении, сфере труда и занятости, но также встречаются во всех сферах общественной жизни. Такое положение по-видимому характерно и для других стран. Психологическая наука заняла прочное место во всех областях жизнедеятельности человека.
Заключение
Практический психолог весьма востребован
нашим обществом. Его работа, представляющая
собой глубочайшее взаимодействие науки
и практики, очень важна, чрезвычайно интересна,
но и сложна.
Расширение поля деятельности психолога
в сфере образования предъявляет все более
высокие требования к личности самого
специалиста, к уровню его профессиональной
подготовки, общей и психологической культуры.
Психологическое образование в вузе
— это часть общего образования, часть
культурного процесса. Образование и культура
едины. Они определяют сущность человека
и перспективы его личностного и профессионального
развития. Профессионализм и сама личность
человека в какой-то степени являются
продуктом образования и той культуры,
в которую его вводит это образование.
Основой культуры является уважение к
человеку как творцу этой культуры, нравственные
законы и принципы. По справедливому утверждению
академика В. Г. Костомарова, культура
рождает духовность, без которой жизнь
человека лишается смысла, как бы благополучна
она ни была в материальном отношении.
Информация о работе Понятие о психологической службе, структура