Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 02:20, реферат
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя юность).
Овладение вечными ценностями культуры
является основой подготовки специалиста
в любом высшем учебном заведении.
Как наука и как практическая деятельность
психология составляет существенную часть
общей культуры. Она обогащает другие
науки и практики, а, следовательно, и современную
культуру в целом присущими только ей
(или особенно ей) понятиями, ценностями,
методами и пр.
Психология вносит в общую культуру понимание
сложности и ценности человека как такового,
его жизни, величия его внутреннего мира.
Психология обращает внимание на уникальные
способности человека к переживанию и
сопереживанию, теоретически и экспериментально
доказывает, что способность человека
со-страдать, со-чувствовать, содействовать,
со-радоваться, поступать велико-душно
составляет основу внутренней культуры
личности.
Все современные принципы общественной жизни — гуманизация, демократизация, толерантность, сотрудничество, диалог и пр. — основаны на психологических законах общения и межличностного взаимодействия. К сожалению, отсутствие психологической грамотности и психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни.
Одной из центральных задач практической психологии в системе образования и явилась задача привнесения туда психологической культуры, в контексте которой ребенок является целью, смыслом и основной ценностью вне зависимости от его возраста, уровня развития на сегодняшний день, социального статуса и пр. Это предполагает, что в решении всех задач воспитания и обучения следует руководствоваться интересами ребенка как растущего человека и развивающейся личности. Это предполагает также понимание того, что любое обучение эффективно лишь в той мере, в какой ему удается пробудить в человеке человеческое, интерес к самопознанию и самоопределению, социальную ответственность, уважительное отношение к людям, способность вступать с ними в позитивные межличностные взаимодействия и пр. Но чтобы нести в образовательные учреждения психологическую культуру, сами специалисты — практические психологи (школьные психологи, педагоги-психологи), учителя психологии должны ею обладать. Психологическая культура — это очень емкое и многоаспектное понятие. Отметим лишь несколько характерных для нее моментов.
Во-первых, она включает в себя глубокое знание психологии. Не случайно Е.А. Климов подчеркивает, что психологическая грамотность специалиста — минимальный необходимый уровень развития психологической культуры. Психологическая грамотность невозможна без изучения первоисточников психологической науки. Люди перестают мыслить, когда перестают читать или читают лишь популярное переложение современными авторами чужих мыслей, рожденных когда-то учеными в результате глубоких раздумий, серьезных экспериментов, тончайших наблюдений, гениальных догадок.
Во-вторых, психологическая культура практического психолога также включает:
понимание значения общей
культуры для развития собствен
системное видение психолого-
способность самостоятельно мыслить, в том числе и нестандартно; так, Ф.М. Достоевский считал, что свои идеи (хорошие или плохие) — признак личности. Отсутствие их — признак безличности, так как эти люди попадают в плен чужих идей;
профессиональную и
умение реализовать психологические знания в своем поведении, отношениях, профессиональной деятельности;
умение понять наиболее
способность правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей;
не только умение, но и
потребность не унизить
умение найти человеческое в каждом человеке. Ф. М. Достоевский был уверен, что сложен всякий человек и глубок, как море, человек — это тайна. Простых людей нет, утверждал он, простыми они только кажутся. Внешняя простота скрывает внутреннюю сложность;
широту кругозора, диапазон жизненных интересов, видение профессиональной и личностной перспективы. Еще Козьма Прутков отмечал: смотри вдаль — увидишь даль; смотри в небо — увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2001. - 336 с.
2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 152 с.
3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 1991. - 230 с.
4. Ждан А.Н. История психологии:
от античности до
5. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Смысл; «Академия», 2005. 382 с.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 639 с. - (Основы наук).
Информация о работе Понятие о психологической службе, структура