Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:40, лекция
Физиологические основы темперамента. Основные свойства темперамента. Характеристика типов темперамента.
Темперамент и личность. Темперамент и деятельность.
Связь типов темперамента с социальными аспектами жизнедеятельности
Этот подход позволяет разрешить спор о том, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность. Во-первых, темперамент — это одно из самостоятельных, независимых базальных и устойчивых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики. В-третьих, темперамент не идентичен личности, поскольку последняя представляет, прежде всего, систему ценностно-смысловых отношений человека. Однако включение темперамента в структуру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида.
Таким образом, темперамент представляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант. Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки. Существование в психике человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик, формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т. е. темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свой энергодинамический потенциал [5].
Нередко у людей бывает так, что несколько типов темперамента выражены примерно одинаково. Такое проявление часто встречается у людей всесторонне развитых. Вместе с тем один тип темперамента в подавляющем большинстве случаев все же может считаться доминирующим. И если от природы человек холерик, то этот тип всегда остается доминантным. Более всего черты врожденного темперамента проявляются в детстве. Затем, с годами, в результате воспитания, а затем и самовоспитания могут сглаживаться, но не настолько, чтобы совсем исчезнуть.
В настоящее время известно, что темперамент выступает в качестве общей основы многих личностных характеристик человека. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность [3].
Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакций на них. Одинаковые стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на менее впечатлительного. Он дольше помнит воздействия на него и дольше сохраняет реакцию на них, кроме того, сила реакции у него значительно больше,
Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо сильнее, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный человек почти не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, нередко сожалея о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожность. Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений. Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, приходится время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, культуры, обычаев, традиций и многого другого.
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждений, в обшей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и трудовой деятельности. Так, при умственном труде темперамент проявится в таких характеристиках, как скорость, беглость умственных операций, устойчивость и переключаемость внимания, динамика «втягивания» в работу, эмоциональное саморегулирование по ходу работы, та или иная степень нервного напряжения и утомляемости. Однако свойства темперамента, придавая своеобразие манере, стилю деятельности, не предопределяют самих умственных способностей человека. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента.
Темперамент является основой многих других личностных характеристик человека и, прежде всего характера. Между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь. Однако темперамент нельзя путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Характер проявляется в поведении человека, в его отношении к миру и себе. Люди одного темперамента могут быть добрыми и жестокими, ленивыми и трудолюбивыми, аккуратными и неряшливыми.
Темперамент не предопределяет черты характера. От темперамента зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Причем темперамент задает лишь динамику психического реагирования. Например, общительность у сангвиника проявляется в легком и быстром завязывании знакомства, у флегматика — в длительности и устойчивости его привязанности к своим товарищам и знакомым, в стремлении к привычному для него кругу людей и т. д.
В то же время темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие наоборот противодействуют. Поэтому, например, в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль. Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.
Рассматривая темперамент и способности человека, следует отметить, что темперамент не определяет уровня общих или специальных (например, профессиональных) способностей. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко– и малоодаренными, и наоборот: люди различного темперамента могут успешно работать в одной области. Различные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, а в других при той же деятельности мешать ему [9].
Следует отдельно отметить, что темперамент человека не предопределяет социально-нравственные ценности его как личности. Люди совершенно различного темперамента могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью, и, наоборот: люди одинакового темперамента могут быть очень различными по своей социально-значимой ценности.
Таким образом, ни одна сторона личности — ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей и др. — не предопределена темпераментом. Однако динамические особенности проявления большинства свойств личности в той или иной мере зависят от типа темперамента.
4.2.6. ТЕМПЕРАМЕНТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Темперамент в первую очередь заметно проявляется в деятельности каждого конкретного человека, в его индивидуальном стиле работы, присущем каждому человеку. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей человека, (определяется уровнем обмена или активности гормональной сферы человека, особенностями его нервных процессов и т. д.), независимо от мотивов, целей и т. д. постоянно включается в его деятельность. Это неизбежно приводит к обобщению определенных психических, в данном случае — темпераментальных, характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком его энергодинамических возможностей. Так, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человека, в первом случае, будет под угрозой из-за огромной истощаемости его организма, а во втором — из-за слабого, пассивного усвоения человеком предметного мира. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль темперамента [8].
К настоящему времени удалось не только экспериментально выделить ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации [5]. Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.
Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.
Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы.
Индивидуальный стиль деятельности каждого человека обусловлен определенным сочетанием свойств темперамента, проявляющимся в познавательных процессах, действиях и общении. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Рассмотрим проявление темперамента в деятельности на примере всем знакомой профессии продавца (А. И. Савицкий, 2002).
Продавец в своей работе постоянно взаимодействует с людьми, поэтому количество ситуаций, способных вызывать эмоциональную напряженность достаточно велико. Продавец постоянно должен учитывать требования покупателя, пытаться угождать ему, поскольку это входит в его обязанности. Безусловно, это вызывает эмоциональную напряженность в работе продавца, особенно если покупатель чем-то неприятен продавцу, если он сам не знает, чего хочет и т. д. В таких ситуациях продавец, несмотря на его темперамент, обязан быть терпеливым, должен оставаться вежливым и услужливым.
В зависимости от своего темперамента, продавцы отличаются следующими личностными характеристиками. Продавец-сангвиник быстро находит контакт с людьми, общителен. Очень энергичный и работоспособный. Продавец-сангвиник, как правило, вынослив в работе, сдержан в проявлении своих чувств, бодр и энергичен. Легко находит индивидуальный подход к каждому покупателю с его вкусами и потребностями. Продуктивно работает в час «пик», когда имеет место «наплыв» большого числа покупателей.
Продавец-холерик отличается повышенной возбудимостью, а следовательно, и неуравновешенностью своего поведения. Он часто бывает вспыльчив, несдержан, а в общении с людьми может допускать резкость, раздражительность. Может создавать конфликтные ситуации. Продавец-холерик работает продуктивно, быстро, однако ему свойственно плохое самообладание. В работе может мешать излишняя поспешность. В часы «пик» его лучше переводить на более спокойное рабочее место, где меньше покупателей.
Продавец-флегматик проявляет в деятельности обдуманность и порядок. Он является малоэмоциональным типом. Нетороплив, а в отношениях с покупателями ровен и спокоен. Может заниматься фасовкой, упаковкой товаров. Однако вследствие его медлительности ставить его в часы «пик» на рабочее место нежелательно.
Продавец-меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью. В работе его движения вялые и слабые. Сильно утомляется. При общении с покупателями продавец-меланхолик отзывчив. Старается избегать конфликтных ситуаций. В привычной обстановке работает продуктивно, но в новой обстановке проявляет тревожность.
Таблица 1
Тип темперамента |
Сангвиник |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик |
Сангвиник |
+ |
|||
Холерик |
+ |
– |
||
Флегматик |
+ |
± |
+ |
|
Меланхолик |
+ |
– |
+ |
+ |
Условные обозначения: + совместимость; – несовместимость;
Темпераменты вносят разнообразие в поведенческие реакции людей и накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Здесь мы рассмотрим только главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.
Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность - флегматик, а меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.
Другие сочетания (холерик - сангвиник и флегматик - меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна.