Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 17:57, реферат
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Так, Ю.Б. Дормашев и В.Я. Романов выделяют три группы (или класса) представлений психологов о внимании.
Согласно первой точке зрения внимание не является самостоятельным, независимым психическим процессом. То, что мы называем вниманием, является лишь продуктом деятельности других психических процессов, их побочным эффектом.
Понятие о внимании
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Так, Ю.Б. Дормашев и В.Я. Романов выделяют три группы (или класса) представлений психологов о внимании.
Согласно первой точке зрения внимание не является самостоятельным, независимым психическим процессом. То, что мы называем вниманием, является лишь продуктом деятельности других психических процессов, их побочным эффектом.
Вторая точка зрения, напротив, рассматривает внимание как самостоятельный психический процесс, выполняющий важнейшую роль в организации процессов познания, поведения и деятельности человека. В данном случае деятельностная активность человека значимо коррелирует с уровнем организации и развития внимания человека.
Третья точка зрения пытается рассматривать внимание с обеих сторон – и как продукт функционирования других психических процессов, и как важнейшее условие и предпосылка процессов познания, деятельности и поведения. Особый характер внимания подчеркивал Б.М. Теплов, называя внимание особой стороной всех психических процессов. Его отличие от других психических процессов (восприятия, мышления и пр.) он видел в том, что мы не может «заниматься» вниманием так же, как мыслим, воспринимаем, ощущаем, вспоминаем. Отсутствие самостоятельности внимания определяется здесь тем, что оно обеспечивает направленность сознания на определенный предмет (материальный и идеальный), обеспечивая избирательный характер сознательной деятельности.
А. Р. Лурия определял внимание как осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием. И здесь мы видим, что внимание выполняет важную роль в организации сознательной деятельности человека – отбор информации, организацию и контроль деятельности человека.
Указывая на большое разнообразие в определениях и понимании внимания, Н.Ф. Добрынин писал, что внимание – это направленность и сосредоточение нашей психической деятельности. Здесь подчеркивается активный характер внимания, точнее, функция внимания по организации психической активности человека.
Существуют разногласия и в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Так или иначе, внимание выполняет важнейшую функцию в психической деятельности, сосредотачивая ее и направляя на объекты внешнего и внутреннего мира человека.
Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него. Человек почти всегда бывает на чем-то сосредоточен. Эта сосредоточенность проявляется в том, что определенная часть окружающего более ясно и отчетливо осознается, чем все остальные. Все постороннее, не относящееся к тому, чем занято человеческое сознание, отражается смутно и неотчетливо. В трудовой деятельности, в учебных занятиях, в игре и т. д. люди постоянно выделяют объекты, на которые направляется их деятельность, а также орудия, при помощи которых она выполняется, и действия, которые в нее входят. Человеческому сознанию свойствен выбор, выделение, избирательность. У бодрствующего человека психическая деятельность всегда на что-либо направлена. Что же является причиной направленности и сосредоточенности психической деятельности? Почему человек оказывается внимательным к одному и невнимателен к другому? То, что имеет какое-либо значение, что удовлетворяет потребности или препятствует их удовлетворению, что отвечает интересам и склонностям, что сигнализирует о чем-то более или менее важном для человека, что заставляет его ориентироваться в окружающем, - с необходимостью вызывает сосредоточенность сознания и направленность на соответствующий объект. Именно из-за того, что наибольшее значение имеет в настоящий момент данная деятельность, например, чтение, подготовка к занятиям, происходит отвлечение от всего постороннего. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания определяется значением для человека какого-либо объекта.
Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.
Среди теорий внимания широкую известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
Виды внимания
Разная степень активности организации психической деятельности проявляется в разных видах внимания, обеспечивающего либо произвольный, либо непроизвольный характер психической активности. При непроизвольном внимании практически полностью отсутствует волевое усилие и намерение человека выполнить ту или иную деятельность. Человеку в случае непроизвольного характера психической деятельности не требуется прилагать специальных усилий для ее организации. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.
Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение — громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах — невольно привлекает внимание. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.
Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.
Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает па себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник — на красоту старинного здания. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.
В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.
В тех же случаях, когда нам необходимо совершить над собой усилие для начала какой-то новой деятельности, нам нужно организовать произвольное внимание, то есть использовать свою волю. Так, когда звенит звонок, ученики в классе еще долго шумят, постепенно успокаиваются и начинают слушать учителя, то есть переходят к новой деятельности, используя волевое усилие, а биатлонист, пробежав длинную дистанцию, вынужден настраиваться на стрельбу по мишеням, использует максимум волевых усилий для настройки на новую деятельность в условиях сильной усталости и возбуждения. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Л. С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего ноля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, — в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.
Третий вид внимания, выделенный по критерию активности психической деятельности, называют спонтанным, или послепроизвольным вниманием. Так, Ю.Б. Дормашев и В.Я. Романов, характеризуя послепроизвольное внимание, указывают, что оно включает в себя черты как произвольного, так и непроизвольного внимания. Близость к произвольному вниманию здесь проявляется в высокой степени активности, целенаправленности на выбранный объект или вид деятельности; с непроизвольным вниманием его роднит отсутствие усилия, автоматичности и сильного эмоционального сопровождении деятельности. Так, при чтении очень интересной книги или просмотре захватывающего фильма мы не можем оторваться даже в условиях наличия помех – разговоров окружающих, звуков с улицы, звонка телефона. Непосредственное понимание внимания как процесса приходит тогда, когда мы обращаемся к свойствам (или характерным особенностям) внимания – устойчивости, концентрации, распределению, объему и переключению.
Свойства внимания
Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются: устойчивость, переключение и распределение. В зависимости от того, насколько отчетливо и ярко выражено у человека то или иное свойство, принято говорить об индивидуальных особенностях внимания.
Устойчивость внимания - это степень и длительность сосредоточенности сознания. Показателем устойчивости внимания является отсутствие значительных колебаний внимания (временных ослаблений сосредоточенности). Физиологически устойчивость внимания, очевидно, объясняется, прежде всего, торможением действия побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от содержательности, трудности выполняемой деятельности, от осознания ее значения для удовлетворения потребностей человека. Внимание устойчиво до тех пор, пока выполняемая работа активизирует деятельность человека, дает пищу для мышления, фантазии, чувств. Существенную роль играет здесь чувство долга, дисциплинированность. Как только эта активная деятельность прекращается, как только данный объект утрачивает значение, внимание отвлекается, переходя на другие объекты. Так, с неослабевающим вниманием прочитав интересный рассказ, человек может вновь и вновь подряд перечитывать его. Однако с каждым разом внимание будет становиться все более и более неустойчивым, наконец сосредоточиться на процессе чтения станет попросту невозможным. Только поставив перед собой какую-нибудь новую задачу, например, пересказать прочитанное, составить план или конспект, можно опять сконцентрировать внимание на рассказе.
При переключении происходит преднамеренный переход от одного объекта внимания к другому, который в данный момент оказывается теснее связанным с потребностями, привычками человека, с требованиями, предъявляемыми ему условиями общественной жизни. Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно. Так, возникший в классе шум отвлекает внимание учеников, до того времени серьезно и внимательно работавших. Между тем преднамеренный переход от одной деятельности к другой, например, от подготовки домашнего задания по физике к заданному на дом сочинению по литературе, является переключением внимания.
При распределении внимания возможно одновременно выполнять две или несколько деятельностей. Это свойство внимания чрезвычайно важно в жизни Рабочему, летчику, шоферу, трактористу, учителю – всем им необходимо постоянно распределять внимание. Возможность распределения внимания зависит от степени автоматизации привычных действий. Если в одно и то же время выполняются две или несколько деятельностей, которые прежде одновременно не выполнялись, распределять внимание весьма трудно. Для изучения внимания при двойных действиях применяем следующий опыт. Испытуемому читают рассказ, в то время как он складывает столбики однозначных чисел. Производя сложение без слушания, он правильно складывает, например, 52 числа за 90 секунд, а выполняя двойную задачу - 43 числа за тот же срок. Слушая рассказ без одновременного решения задачи, он правильно запоминает за те же 90 секунд 31 пункт рассказа из 36 возможных, а при одновременном решении - только 10 пунктов.