Понятие о внимании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 17:57, реферат

Описание работы

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Так, Ю.Б. Дормашев и В.Я. Романов выделяют три группы (или класса) представлений психологов о внимании.
Согласно первой точке зрения внимание не является самостоятельным, независимым психическим процессом. То, что мы называем вниманием, является лишь продуктом деятельности других психических процессов, их побочным эффектом.

Файлы: 1 файл

внимание.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

При экспериментальном изучении внимания учитывается так называемый объем внимания, который характеризуется количеством объектов, воспринимаемых одновременно. Чем шире объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный момент времени. Объем внимания зависит от степени знакомства с материалом, от заинтересованности, а в особенности от наличия или отсутствия связи между одновременно воспринимаемыми объектами. Хорошо читающий человек может одним взглядом (т.е. в 1/20 долю секунды) прочитать сразу до 20-30 букв, объединенных в несколько хорошо знакомых ему слов. В тот же промежуток времени он с трудом схватывает больше 4-5 связанных друг с другом согласных. Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объема восприятия, а широко применяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поля неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Поскольку важнейшим признаком внимания является сосредоточенность, многие воздействия отчетливо не воспринимаются. Это служит причиной возникновения рассеянности. Рассеянность бывает двух видов.

Во-первых, существует рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредоточивать внимание, она выражается в постоянном отвлечении, “скольжении” внимания. Подобный вид рассеянности наиболее характерен для детей-дошкольников. Однако и среди старших школьников можно обнаружить немало таких, которые не умеют сосредоточенно работать. Рассеянность некоторых учащихся является одной из главных причин того, что они не усваивают знания на уроке. Одна из причин такой рассеянности - избыток всевозможных и притом неглубоких интересов. Так, человек может за все хвататься, всем увлекаться и ни на чем не сосредоточиться. Рассеянность порой оказывается причиной как производственных аварий, так и транспортных происшествий.

Во-вторых, наблюдается рассеянность как односторонняя сосредоточенность, выражающаяся в том, что человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Иной ученый, всецело поглощенный своими трудами, перестает замечать “мелочи жизни”, и поэтому некоторые его поступки окружающими воспринимаются как чудачества. Его рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности.

Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.

Действия   внимания

Какова же роль внимания в общем строе нашей психической жизни? Точнее говоря, каковы действия внимания?

Уже при самом определении того, что такое внимание, мы видели что основным и главным следствием этой приспособленной реакции является большая ясность и отчетливость того предмета, на который она направляется. Прилагая внимание последовательно к различным чертам какого-либо сложного объекта, мы получаем возможность умственно его анализировать, т. е. различать в нем отдельные, присущие ему черты и свойства. Понятно, что все высшие умственные процессы, как то: абстракция и суждение, предполагают этот анализ, возможный лишь благодаря деятельности нашего внимания. Всякое вообще целеустремленное (детерминированное) течение представлений определяется нашим фиксированием некоей задачи, цели; "фиксирование" же это и есть ведь не что иное, как устойчивая направленность нашего внимания. При той быстрой текучести и слитности, какую обнаруживает мир наших представлений и мыслей, самое незначительное преимущество одного представления по сравнению с другим, в смысле ли его несколько большей ясности или несколько большей продолжительности, уже способно бывает перевести поток наших переживаний в новое русло, берущее свое начало и направление от этого, выделенного нашим вниманием момента. Поскольку сама приспособительная к наилучшему восприятию предмета реакция, называемая нами вниманием, возникает в зависимости от определенных условий и причин, это вмешательство внимания в течение наших мыслей и образов никаким образом, конечно, не должно быть понимаемо как вмешательство чего-то беспричинного. Мы видели также, что воспринятое со вниманием гораздо лучше запечатлевается нашею памятью и "персеверируют" у нас именно те впечатления, которые захватывали некогда наше внимание.

Опыты показывают, что внимание способно усиливать и саму интенсивность ощущений, что может быть особенно заметно на ощущениях слабых. Общеизвестно также ослабление силы ощущений при отвлечении от них внимания в другую сторону: раненый солдат в пылу битвы может долгое время не чувствовать боли и не замечать своего ранения.

Наряду со всеми этими действиями внимание оказывает еще и ускоряющее влияние на наступление наших ощущений, восприятий и представлений. Так, если два раздражения воздействуют на нас объективно в одно и то же время, то осознаются они нами не одновременно, но раньше ощутится то, на которое нацелено наше внимание, второе же войдет в сознание позже. Внимание, направленное на осуществление какого-либо движения,-ускоряет это движение. Опыты показывают, что наши простые движения в ответ на то или иное впечатление, в случае заранее подготовленного к ним внимания, бывают короче, чем в том случае, когда наше внимание к ним не подготовлено. Все люди по характеру своих простых реакций распределяются в общем на две группы: одни реагируют быстро (моторный тип), другие медленно (сенсорный тип). Большую скорость реакций людей первого типа многие и объясняют особенностями их внимания, направленного скорее на представление своего ответного движения, чем на представление ожидаемого раздражителя. Сознательное изменение направления своего внимания в этом смысле действительно влечет за собою укорочение времени реакции.

Детское внимание во всех отношениях уступает вниманию взрослых. Оно не бывает столь интенсивным. Оно более отвлекаемо. Мы хорошо знаем, как маленькие дети постоянно переходят от одного занятия к другому, с тем чтобы, не окончив его, приняться за третье и т. д. Дети, в общем, мало способны и распределять свое внимание. Если годовалому ребенку, держащему в одной руке что-либо, предложить игрушку в другую ручку, он обычно роняет первое, не будучи в состоянии осуществлять два импульса в одно и то же время. Объем внимания детей, в смысле возможности схватывать большее или меньшее количество впечатлений в одном направлении внимания, у детей также меньшее, чем у взрослых. Если объем зрительного внимания взрослого равен, как мы видели, 4 - 6 бессвязным впечатлениям, то ребенок бывает способен схватывать в среднем в 6-летнем возрасте 2 - 3 таких впечатления, а в 12-летнем - 3 - 4. Внимание детей, наконец, более медленно приготовляется к новому впечатлению и с меньшей скоростью может по произволу переходить от одного к другому. У детей преобладает расплывающийся или блуждающий тип внимания. Таковы особенности детского внимания с формальной его стороны. Особенности его по его содержанию сводятся к своеобразию детских интересов.

Результаты совместной работы

Валерия: Каждый доклад, проект или исследовательская работа представляется мне отличной возможностью узнать что-то новое и интересное. А когда работа коллективная, это интересно вдвойне! Каждый имеет свою личную позицию, свой взгляд на то, каким должен быть проект, что нужно добавить, а что убрать. Объединив усилия, мы относительно быстро и, я полагаю, качественно справились с поставленной целью. Несмотря на то, что я интроверт (судя по моему личному стремлению к общению с другими людьми), работать в команде мне нравится намного больше, чем одной. Это не скучно – имеет место постоянная непрекращающаяся дискуссия; это плодотворно – две головы явно лучше одной. В общем, работа над проектом была увлекательной, и я бы не отказалась поработать в команде снова. J

Анастасия: Тема "Внимание" показалась нам очень интересной, т. к. в современном мире, мире информации и огромных информационных потоков она как никогда актуальна, особенно в студенческой среде. Изучая тему, мы старались применять знания на практике – слушать друг друга, внимать, понимать собеседника, поэтому проблем при работе над проектом не возникало. Он принес нам новые знания, расширил кругозор и позволил узнать друг друга лучше. J

Арууке: Как уже было сказано выше, проект очень увлекательный. Я поняла, что внимание – важный компонент деятельности человека. Было очень интересно изучить это явление подробно. Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией и лучшим коллективом. Работая с девочками, я получила столько позитива! Мне очень понравилось работать совместно. J

Список литературы:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб, 2009.
  2. Петровский А.В. Психология. М., 2009.
  3. Психология внимания / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М., 2001.
  4. Общая психология : учебное пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. Ярославль, 2013.
  5. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. М., 2004.

Информация о работе Понятие о внимании