Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 14:19, контрольная работа
Осуществляя целенаправленные действия, человек встречается с различными препятствиями. Одни из них связаны с условиями жизни, это объективные препятствия - противодействие других людей, природные препятствия, другие - с собственными недостатками - нежелание работы, то, что нужно, пассивность, лень, плохое настроение, чувство страха, привычка действовать необдуманно , чувство болезненного самолюбия и т.д. Чтобы достичь поставленной цели, человеку необходимо мобилизовать свои умственные и физические силы на преодоление препятствий, то есть проявить волевые усилия.
1. Введение 3
2. Понятие о воле. 4
3. Функции воли. 5
4. Волевые качества. 7
5. Условия формирования воли. 12
6. Список литературы 17
Содержание
1. Введение 3
2. Понятие о воле. 4
3. Функции воли. 5
4. Волевые качества. 7
5. Условия формирования воли. 12
6. Список литературы
1. Введение
Человек не только воспринимает и познает объективный мир, но и активно на него влияет. Она постоянно ставит перед собой определенные цели и борется за их осуществление.
Осуществляя целенаправленные действия, человек встречается с различными препятствиями. Одни из них связаны с условиями жизни, это объективные препятствия - противодействие других людей, природные препятствия, другие - с собственными недостатками - нежелание работы, то, что нужно, пассивность, лень, плохое настроение, чувство страха, привычка действовать необдуманно , чувство болезненного самолюбия и т.д. Чтобы достичь поставленной цели, человеку необходимо мобилизовать свои умственные и физические силы на преодоление препятствий, то есть проявить волевые усилия.
Воля человека и выражается в том, насколько человек способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько она способна управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам.
2. Понятие о воле.
Воля — проявление психической активности по достижению поставленной цели. Воля осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями) и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, а также моральными, социальными нормами. Можно сказать, что воля — это инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека.
Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций — ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие этих процессов от низших к высшим указывает на приобретение человеком волевого контроля над ними.
Задачей воли является управление поведением человека, сознательная саморегуляция его активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Главная психологическая функция воли — усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию выступает сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком.
Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется посредством преднамеренных умственных усилий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Однако предварительно нужно осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
3. Функции воли.
Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях - стимулирующей и тормозной.
Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека .Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; пребывая в глубокой печали, человек жалуется на всех окружающих и т.д.) .
Активности присущи мимовольность и произвольность хода действий и поведения. Если активность выступает свойством воли, то она характеризуется произвольностью, т.е. предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Такая активность не подчиняется актуальным побуждениям, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуации (над ситуативностью).
Можно указать еще на одну особенность стимулирующей функции. Если у человека отсутствует актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее он осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым, вызывая переживания, связанные с предполагаемыми последствиями действия).
Так, после длительного выполнения неинтересной работы ребенок отказывается продолжать ее. Но достаточно экспериментатору попросить поработать еще, аргументируя это тем, что таким действиям надо будет обучить других детей, что они хотят этого, и ребенок охотно соглашается и долгое время выполняет монотонную работу. В таком случае ребенок увидел себя в роли "учителя" и смысл ситуации для него изменился.
Принуждение человека к действиям создают определенную упорядоченную систему - иерархию мотивов - от естественных потребностей до высших побуждений, связанных с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Если исходить из понимания свободы как моральной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет подчинение личных мотивов социально значимым, а акцент переносится на проблему направленности личности. Основным проявлением воли становится поступок.
Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.
Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Примерами тормозной функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности. Да, взять на себя ответственность в сложном деле, зная, что соучастник может "сломаться", чтобы дать ему шанс подняться, выдержать осуждение окружающих, если дело, которое осуждается, принесет пользу в будущем. Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни. Это может быть решение сдержаться в принципиальном для человека споре; не дать выхода агрессии; довести неинтересное, но необходимое дело до конца; воздержаться от развлечения ради занятий и т.п.
4. Волевые качества.
В общей психологии волю принято считать психическим процессом, обладающим при этом определенными качествами.
На первом месте среди отдельных качеств воли стоит ее сила. Сила воли - обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел человек, тем с большей степенью уверенности можно говорить о том, что человек обладает сильной волей.
Именно препятствия, объективные и значительные, преодолеваемые с помощью волевых усилий человека, являются значимым показателем проявления силы воли.
Выдержка и самообладание проявляется в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.
Целеустремленностью обозначают сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. С целеустремленностью часто связывают такое качество, как настойчивость. В общем, можно сказать, что первое понятие включает в себя второе, потому что целеустремленный человек всегда настойчивый. При этом настойчивый человек не всегда целеустремлен, потому что он может не обладать ясным видением конечной цели своих усилий, и усилия эти могут носить необоснованный характер (усилия ради усилий). Целеустремленность разделяют на стратегическую и тактическую (или оперативную). Эти два вида касаются целей разного масштаба. В первом случает целеустремленность обозначает ясное понимание цели жизнедеятельности в значительном промежутке времени (месяцы, годы и даже десятилетия). Данный вид целеустремленности проявляется в определенных жизненных принципах и идеалах, именно через них (через внутренние законы) во многом и реализуется жизненная стратегия, ориентированная на достижение конечной цели. Тактическая (оперативная) целеустремленность заключается в умении настраиваться на достижение краткосрочных целей (от нескольких часов до дней). Если для стратегической целеустремленности чуть ли не решающим фактором является последовательность и самодисциплина, принципиальность, то для тактической целеустремленности значительно важнее сила воли, проявляющаяся в первую очередь в способности мобилизовать физические и умственные способности, пройти через череду неприятных ощущений, мелких неудач.
Упрямство является как раз тем частным случаем настойчивости, когда важна не столько цель, сколько сами усилия, процесс деятельности, мнения окружающих. Упрямство часто выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия. Часто наблюдается упрямство у детей. Ребенок, например, решил выкопать яму размером с дом. Окружающие объясняют ему, что этого сделать у него не получится, уговаривают его прекратить бесполезные действия. Ребенок уже понимает, что у него ничего не выйдет, но все равно продолжает копать, руководствуясь теми или иными соображениями. У него могут быть демонстративные мотивы (показать другим, что он упорный или трудолюбивый), экспериментальные (проверить все же, сколько может уйти времени на копку такой большой ямы), какие-то иные (например, он решил для себя, что закончит копать яму только после того, как от него все отстанут). В любом случае при упрямстве цель не носит какого-то знакового смысла, человек одержим не целью, а самим процессом. Цель выступает как нечто несерьезное, игровое, условное.
В русском языке словом "воля" обозначается еще и свобода (пример: "Выпустить животное на волю... Дать волю рукам..."). Воля как психический процесс обозначает свободу, способность человека к совершению тех или иных действий. Если человек, находящийся в неволе (за решеткой), не имеет возможности заняться, например, подводным плаванием - в силу внешних факторов, то безвольный человек не имеет возможности заняться подводным плаванием из-за того, что ленив и боится воды. Поэтому важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность - способность, внутренняя готовность предпринимать попытки к реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности и несамостоятельности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный и инициативный человек. Если человек с детства привыкает, что причина каждого его поступка должна лежать извне (потому что так велят родители или другие, более активные сверстники, так предписано правилами или традициями), то потом ему очень сложно дается достижение любой, стратегической или тактической, цели. Потому что путь к цели состоит из множества отдельных поступков, а если на каждый поступок ждать одобрения со стороны, то на достижение цели может уйти на порядок больше времени, если только человек не "перегорит" на полпути. Самостоятельность проявляется не только в способности осознанно принимать решения, но и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен и критически оценить советы и предложения других людей, и действовать на основе своих взглядов и убеждений, и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов, руководствуясь здравым смыслом.
Решительность проявляется в отсутствии
излишних колебаний, сомнений в борьбе
мотивов, умении преодолевать внутренние конфликты. Но главное - эффективность
проявляется в своевременном и быстром
принятии решений. У любого действия, поступка
есть промежуток времени, как бы предназначенный
для этого действия или поступка, то есть
это - наиболее оптимальное время. Решительность
- это способность действовать тогда, когда
надо, а не тогда, когда хочется. Кроме
объективной пользы решительность имеет
огромное субъективное значение. Действуя
решительно, человек - можно сказать - предметно,
наглядно ощущает свои возможности, свою
готовность к оперативным, эффективным
действиям. В дальнейшем он сможет планировать
свои действия, подстраивая под ситуацию,
будучи при этом уверенным, что в нужный
момент он не отступит назад, не смутится.
Решительность, таким образом, является
очень важным компонентом предприимчивости
- в самом широком смысле этого слова.
Решительность проявляется в выборе доминирующего
мотива, в выборе адекватных средств достижения
поставленной цели. Решительность проявляется
и при осуществлении принятого решения.
Для решительных людей характерен быстрый
и энергичный переход от выбора действий
и средств к самому выполнению действия.
Слишком выраженная решительность, однако,
имеет возможность выродиться в импульсивность,
проявляющуюся в торопливости, нерациональном
принятии решений, необдуманности поступков.
Импульсивный человек не задумывается
перед тем, как начать действовать, не
учитывает последствий того, что он делает,
поэтому часто раскаивается в том, что
совершил. Решительность и импульсивность
различаются следующим. В первом случае
человек склонен действовать рационально
в любой ситуации, даже в самой бурной.
Он не просто быстро принимает решения,
он к этим решениям долго готовится, загодя
тщательно анализируя возможное развитие
событий. Можно сказать, что он руководствуется
принципом Суворова "Тяжело в учении
- легко в бою". В самом "бою" (в переносном
или буквальном смысле) решительный человек
руководствуется строгой логикой, четкими
алгоритмами. Импульсивный же человек
всей этой рациональности лишен. Он надеется
на "авось" или свою интуицию.
Поставленные задачи будут тогда решены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. Стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать, и спланированное уже никогда не будет выполнено. Высокая самооценка часто приводит к переоценке своих возможностей. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется, и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике, в силу несбыточности задач.