Понятие о воле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Осуществляя целенаправленные действия, человек встречается с различными препятствиями. Одни из них связаны с условиями жизни, это объективные препятствия - противодействие других людей, природные препятствия, другие - с собственными недостатками - нежелание работы, то, что нужно, пассивность, лень, плохое настроение, чувство страха, привычка действовать необдуманно , чувство болезненного самолюбия и т.д. Чтобы достичь поставленной цели, человеку необходимо мобилизовать свои умственные и физические силы на преодоление препятствий, то есть проявить волевые усилия.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Понятие о воле. 4
3. Функции воли. 5
4. Волевые качества. 7
5. Условия формирования воли. 12
6. Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Условия формирования воли.

Совокупность положительных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности. Установлено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения. Мотивация достижения - это настойчивость в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться своего любой ценой.

Отрицательные качества характеризуют волевую слабость человека. Крайняя степень слабоволие человека находится за пределами норм. К значительным расстройствам сложного волевого действия приводят абулия и апраксия.

Абулия связана с неспособностью принять необходимое решение действовать. Причина заключается в нарушении динамического соотношения между корой больших полушарий и подкоркой.

Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое локальными расстройствами лобных участков мозга. Она проявляется в нарушении произвольной регуляции движений, действий и поведения в целом.

Теперь коротко об особенностях формирования волевых качеств у детей и школьников. С момента рождения ребенок начинает проявлять активность. Но его активность еще элементарная и непроизвольная. Воля у каждого человека развивается на основе непроизвольных действий, в зависимости от роста организма, от социальной среды, в деятельности и главным образом под влиянием воспитания и самовоспитания.

Активность детей первично проявляется в непроизвольных действиях, прежде всего в виде ориентировочных движений. Ребенок живо реагирует на все новые для него предметы, особенно на те, которые ярко окрашены, возвращается, тянется к ним, хватает, бросает на пол и на этой основе овладевает первыми действиями. С помощью этих непроизвольных действий ребенок удовлетворяет свои потребности. В то же время непроизвольные действия имеют подготовительное значение для развития воли у детей. Сеченов писал: "Все элементарные формы движения рук, ног, головы, туловища, равно как все комбинированные движения, заучиваются в детстве - ходьба, бег, речь, движение глаз при восприятии и другое становятся подчиненными воле уже после того, как они заученные".

О наличии свободы в том или ином возрасте можно говорить, когда проявляются такие элементы свободы, как осознание стремление, желание, выбор, принятие решений и приложения усилий.

Стремление в виде влечений возникает у ребенка очень рано вместе с чувствами. Часто можно наблюдать, что ребенок переживает недовольство и стремление освободиться от этого состояния. Но эти стремления носят еще неосознанный характер. Примерно до двух лет под влиянием воспитания и игровой деятельности у ребенка накапливается уже определенный опыт, уже есть некоторый запас представлений, появляются элементы воображения, он начинает мыслить. Наряду с этим у ребенка начинают проявляться осознанные стремления, желания. Правда, они носят преимущественно эмоциональный характер, и действия здесь осуществляются в основном под влиянием сильных эмоциональных побуждений. Это так называемые простые волевые действия. Большую роль в развитии воли играет семья и ближайшее социальное окружение в дошкольный период.

С поступлением в школу изменяется характер ребенка. Учение становится ведущей деятельностью младшего школьника. В процессе индивидуального исполнения классных и домашних заданий у ребенка развивается самоконтроль, организованность, самостоятельность и другие волевые качества. В условиях обучения формируются учебные интересы - важные мотивы поведения учащихся. Учителя знают, какое большое значение имеют интересы в волевой деятельности школьников и постоянно пытаются их стимулировать.

Надо сказать, что воля младшего школьника еще слабо развита. Волевые действия хотя и стали в результате семейного и школьного воспитания более продуманными, однако не потеряли импульсивного характера. Непосредственные желания и чувства остаются сильными мотивами поведения. Эти недостатки свободы постепенно ликвидируются в подростковом возрасте.

Наиболее характерными чертами волевого поведения подростка является самостоятельность и инициативность. Условия жизни, общее развитие подростка способствуют формированию этих яркостей. У психики подростка много противоречий. Они проявляют сильную волю к самоутверждению, но еще слабо знают свои возможности и недооценивают свои недостатки. Активная, но незрелая воля подростка наносит, как правило, много хлопот учителям, родителям, и нужен большой такт и знания школьника, чтобы направить его развитие в нужное русло. Между тем, взрослые часто не учитывают особенностей подростка и не делают нужных педагогических выводов. Подросток больше всего боится, чтобы его не воспринимали как маленького. Но он не знает всей сложности жизни и не имеет опыта взрослых, поэтому он несдержан, прямолинейный, резкий, самоуверенный, упрямый.

Воля подростка еще не сформировалась, и воспитание постоянно вносит все новые и новые изменения. Вместе с тем, в личности подростка отчетливо проявляются тенденции, отличные от школьников других возрастных периодов, без учета которых невозможно успешно вести воспитательную работу. Прежде всего, у всех подростков активно развивается потребность в самовоспитании воли. Очень важно, чтобы этот процесс находился постоянно под контролем учителя, и прежде всего классного руководителя.

Период ранней юности в психическом отношении - это возраст формирования характера со всеми его основными компонентами: мировоззрением, волей, нравственными чувствами и отношениями.

Большое влияние на развитие воли учащихся старших классов имеет формирование устойчивых жизненных идеалов. Если подростки еще только мечтают о цели своей жизни, то старший школьник всей обстановкой поставлен перед необходимостью выбора для себя жизненного пути. Он постоянно оценивает свои интересы, склонности, способности, думает о призвании и профессии, проверяет себя на практике. Идеалы является не только желанной целью, но и важным средством ежедневного воспитания. Идеалы определяют направленность воли. Вот почему педагогу важно знать не только какую профессию выбирает юноша или девушка, но и мотивы этого выбора.

Педагогические и психологические исследования (А.С. Макаренко, К.Н. Корнилов, С. Ривес, М.Д. Левитов, В.И. Селиванов) показывают, что для успешного формирования волевых качеств у школьников необходимо не только использовать обычные условия их учебной деятельности, общественно-полезного труда, но и создавать специальные. Работа эта должна преследовать цель формирования у школьников правильных понятий о волевых качествах и пути их развития, способствовать возникновению у всех учеников потребности в их самовоспитании.

Каждому человеку необходимо работать над воспитанием воли. А.М.Горький советовал тренировать ум и волю так, как человек тренирует тело.

Это хорошо понимали все выдающиеся люди, которые еще в молодые годы много работали над вкраплением свободы. Например, юноша Ушинский составил расписание занятий в днях и часах. В его дневнике есть список книг, которые он планировал прочитать. Он установил для себя правила поведения и следил за их исполнением.

19-летний Л. Толстой тоже составил  себе "Правила для развития  воли". В них он включил четкий  распорядок дня, определенный рацион питания, которых придерживался всю жизнь.

Воспитанию воли помогает коллектив, мнение окружающих, их положительное влияние на поведение человека. Ежедневный труд, в том числе и учебная деятельность, также может быть хорошей школой укрепления свободы. Если в работе или учебе есть трудности, то преодоление их является эффективное средство воспитания волевых качеств. Для воспитания воли нужна постоянная систематическая работа над собой, которую необходимо начинать как можно раньше. Надо помнить, что волевые качества формируются в волевой деятельности.

Работа всегда была и будет лучшим средством укрепления свободы. Очень важно доводить каждое дело до конца, продумывать свои действия, не принимать неисполнимых решений, но если решение принято, то необходимо добиваться его выполнения. Воспитание воли зависит от цели, которую человек ставит перед собой. Осознание цели может закалить волю.

Необходимо также воспитывать у себя привычку свидетельствовать за собой, контролировать свою работу и поведение. Тренировать волю необходимо, прежде всего, преодолевая свои недостатки. Каждый успех в этом отношение внушает человеку веру в себя, делает его более волевым. Этому способствует и правильный образ жизни, распорядок дня, общее укрепление нервной системы, физическая и психическая закалка, которая заключается в постоянной тренировке своих волевых усилий.

Приемы самовоспитания воли могут быть различными, но все они включают соблюдение следующих требований.

1. Начинать следует с приобретения  привычки преодолевать сравнительно неизвестные трудности.

2. Очень опасны любые самооправдания. Это обман, в первую очередь, себя.

3. Трудности и препятствия следует  преодолевать.

4. Принятое решение должно быть  выполнено до конца.

5. Отдельное цель следует делить  на этапы, намечать ближайшие цели, достижение которых создает условия для приближения конечной цели.

6. Максимально строгое соблюдение  режима дня, распорядка всей жизни.

 

 

 

 

 

 

6. Список литературы

1. Общая психология: Учебное пособие /А. Скрипченко, Я. Долинская, С. Огороднийчук и др.. - М.: "А.П.Н.", 2001.

2. Иванников В.А. Психологические  механизмы волевой регуляции. - М., 1998.

3. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.

4. Котырло В.К. Развитие волевого  поведения дошкольников. - М.: Сов. Школа, 2001.

5. Общая психология. Под.ред. А.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М.: Просвещение, 1999.

6. Общая психология. Под.ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1998.

7. Психология. Под ред. С. Костюка - М.: Сов. Школа, 2003.

8. Рогов Е.И, Эмоции и воля. - М.; 1999.

9. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как  воспитать волю и характер. - М.: Просвещение, 2000.

10. Селиванов В.И. Воля и ее  воспитание. - М.: Знание, 2002.

11. Якобсон П.М. Психология чувств  и мотивации. - М.; 1998.

 

 


Информация о работе Понятие о воле