СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………………………….3
- Отличительные признаки
когнитивных стилей…………………………….4
- Психологическая
характеристика основных когнитивных
стилей………………………………………………………………………….5
- Когнитивный стиль
как признак одаренности……………………………..8
Заключение …………………………………………………………………..11
Список использованной
литературы……………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
- Понятие одаренности.
Под одаренностью ребенка понимаются
более высокая, чем у его сверстников
при прочих равных условиях, восприимчивость
к учению и более выраженные творческие
проявления. Понятно «одаренность» происходит
от слова «дар» и означает особо благоприятные
внутренние предпосылки развития. [3, с.
3]
Для детей этой категории характерны
повышенная умственная восприимчивость
и постоянная готовность прилагать усилия.
Им нравится напрягать ум. Их нетерпеливая
тяга к умственным впечатлениям, к новой
«умственной пище» побуждает их к проявлению
инициативы, к неиспробованным ходам мысли,
к творческим попыткам. При этом их неустанная
умственная активность неразрывно связана
с ее саморегуляцией. Такие дети не упускают
из виду принятую ими цель и стремятся
управлять своими действиями; при увлекающем
занятии даже самые подвижные из них могут
длительно поддерживать умственное напряжение
или неоднократно возобновлять усилия.
Вряд ли можно заставить таких детей быть
пассивными, бездельничать. Их мозг нуждается
не в отдыхе — ему необходима работа. [3,
с. 8]
- Сочетание формализма и творчества
в мышлении
Среди особенностей детей с ускоренным
умственным развитием очень заметна их
чрезвычайная способность к подражанию,
к усвоению того, как говорят и мыслят
старшие. Они впитывают, присваивают огромный
объем информации, зачастую улавливая
не столько ее содержание, сколько более
доступную им «форму», отдельные выражения,
формулировки. В этом обнаруживается своеобразный
формализм их умственной деятельности.
Творческая сторона активности проявляется
у такого ребенка в том, что он может быть
очень изобретателен в занятиях: усвоение
нового вызывает у него встречную активность
— ему хочется не только познавать, получать
впечатления, но он склонен и по-своему
отзываться на них, пробовать, достигать
чего-то необычного. Нередко дети с опережающим
умственным развитием сами придумывают
для себя развлекательно-игровые дела.
[3, с. 9]
- Понятие когнитивные стили.
Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные
способы переработки информации, которые характеризуют
специфику склада ума конкретного человека
и отличительные особенности интеллектуального
поведения. [2, с. 16]
В отечественную
психологическую литературу термин
«когнитивный стиль» (cognitive style) перешел из англоязычной
литературы. [2,с. 16]
Термин
«когнитивный стиль» использовался
для спецификации особого рода
индивидуальных особенностей интеллектуально
деятельности, которые принципиально
отграничивались от индивидуальных различий
в успешности интеллектуальной деятельности,
описываемыми традиционными теориями
интеллекта. [2,с. 20.]
- Отличительные признаки когнитивных
стилей.
Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем
окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании,
категоризации, оценивании происходящего.
В свою очередь, эти индивидуальные различия
образуют некоторые типичные формы когнитивного
реагирования, относительно которых группы
людей являются похожими и отличаются
друг от друга. Таким образом, понятие
когнитивного стиля используется с тем,
чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные
различия в процессах переработки информации
и, с другой, типы людей в зависимости от
особенностей организации их когнитивной
сферы.
В
частности, под когнитивным стилем
понимается:
- Устойчивые
различия в когнитивной организации и
когнитивном функционировании;
- Индивидуальные
особенности познавательных процессов,
устойчиво проявляющиеся в различных
ситуациях при решении разных задач;
- Предпочитаемый
способ анализа и структурирования своего
окружения;
- Комплекс
когнитивных контролирующих принципов,
обеспечивающих
возможность реалистически
– адаптивных форм познавательного отражения
на основе регуляции аффективных состоянии;
- Профиль
умственных способностей;
- Стабильные
черты высшего порядка, предопределяющие
способ взаимосвязи когнитивных способностей
и аффективных свойств в актах индивидуального
поведения. [2, с. 16]
- Психологическая характеристика основных
когнитивных стилей
Когнитивные
стили, составляющие основу феноменологии
стилевого подхода.
1. Полезависимость/поленезависимость.
2. Узкий/широкий
диапазон эквивалентности.
3. Узость/широта
категории.
4. Ригидный/гибкий
познавательный контроль.
5. Толерантность/нетолерантность
к нереалистическому опыту.
6. Фокусирующий/сканирующий
контроль.
7. Сглаживание/заострение.
8. Импульсивность/рефлективность.
9. Конкретная/абстрактная
концептуализация.
10. Когнитивная
простота/сложность. [2,с. 45.]
3.1. Полезависимость/ поленезависимость.
ПЗ/ПНЗ в узком значении слова
— это способность вычленять
простую деталь в сложной фигуре,
тогда как в широком значении
слова — это показатель уровня психологической
дифференциации (и соответственно характера
познавательной направленности субъекта).
[2, с. 52]
3.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности
Данный когнитивный стиль характеризует
индивидуальные различия в особенностях
ориентации на черты сходства или черты
различия объектов. [2, с. 60.]
3.3. Узость/широта категории
Данный когнитивный стиль в
определенной мере близок по
смыслу когнитивному стилю «узкий/широкий
диапазон эквивалентности», хотя
это далеко не тождественные стилевые
проявления. Диапазон эквивалентности
характеризует степень субъективной дифференциации
различных объектов на основе множества
понятийных категорий («большие», «имеющие
неправильную форму», «красного цвета»
и т. д.). [2, с. 60. ]
3.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль
Этот когнитивный стиль характеризует
степень субъективной трудности
в смене способов переработки
информации в ситуации когнитивного
конфликта. Ригидный контроль свидетельствует
о трудностях в переходе от
вербальных функций к сенсорно – перцептивным
в силу низкой степени их автоматизации,
тогда как гибкий — об относительной легкости
такого перехода в силу высокой степени
их автоматизации [2, с. 68. ]
3.5. Толерантность к нереалистическому
опыту
Данный когнитивный стиль обнаруживает
себя в ситуациях, для которых характерна
неопределенность, двусмысленность. Толерантность
к нереалистическому опыту предполагает
возможность принятия впечатлений, не
соответствующих или даже противоречащих
имеющимся у человека представлениям,
которые он оценивает как правильные и
очевидные. [2, с. 71. ]
3.6. Фокусирующий/сканирующий контроль.
Этот когнитивный стиль характеризует
индивидуальные особенности распределения
внимания, которые проявляются в
степени широты охвата различных
аспектов отображаемой ситуации, а также
в степени учета ее релевантных и нерелевантных
признаков. [2, с. 74.]
3.7. Сглаживание/заострение
Индивидуальные различия, зафиксированные
в этом когнитивном стиле, имеют
отношение к особенностям хранения
в памяти запоминаемого материала. У «сглаживателей»
сохранение материала в памяти сопровождается
его упрощением, потерей деталей, выпадением
тех или иных фрагментов. Напротив, в памяти
«заострителей» происходит выделение,
подчеркивание специфических деталей
запоминаемого материала. Впоследствии
специально подчеркивалось, что данный
стилевой параметр обнаруживает себя
в условиях восприятия и запоминания последовательности
стимулов, характеризуя, таким образом,
чувствительность испытуемых к постепенно
нарастающим различиям в ряду воспринимаемых
воздействий. [2, с. 78]
3.8. Импульсивность/рефлективность
Данный когнитивный стиль характеризует индивидуальные различия
в склонности принимать решения быстро
либо медленно. Наиболее ярко это стилевое
свойство проявляет себя в условиях неопределенности,
когда требуется осуществить правильный
выбор из некоторого множества альтернатив.
[2, с. 78.]
3.9. Конкретная/абстрактная концептуализация
В основе конкретности/абстрактности
лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция
понятий.
Полюс «конкретной концептуализации»
характеризуется незначительной
дифференциацией и недостаточной
интеграцией понятий. Для «конкретных»
индивидуумов типичны следующие
психологические качества: склонность
к черно-белому мышлению, зависимость
от статуса и авторитета, нетерпимость
к неопределенности, стереотипность решений,
ситуативный характер поведения, меньшая
способность мыслить в терминах гипотетических
ситуаций и т. д. Напротив, полюс «абстрактной
концептуализации» предполагает как высокую
дифференциацию, так и высокую интеграцию
понятий. Соответственно, для «абстрактных»
индивидуумов характерна свобода от непосредственных
свойств ситуации, ориентация на внутренний
опыт в объяснении физического и социального
мира, склонность к риску, независимость,
гибкость, креативность и т. д. [2, с. 83.]
3.10. Когнитивная простота/сложность
Человек
понимает, интерпретирует, оценивает
и прогнозирует действительность
на основе определенным образом организованного
субъективного опыта, представленного
в виде системы личностных конструктов.
Конструкт — это биполярная субъективная
шкала, реализующая одновременно две функции:
обобщения (установления сходства) и противопоставления
(установления различия).
- Когнитивный стиль как проявление одаренности.
Когнитивный стиль парадоксален,
его действительный смысл заключается
в том, что в процессе обучения
может быть выработан механизм
интеграции различных типов стилевого
поведения. Поэтому педагогическая установка,
согласно которой индивидуализировать
обучение — значит адаптировать его по
отношению к наличному познавательному
стилю того или иного ребенка с соответствующей
«подстройкой» под этот стиль содержания
и методов обучения, не является корректной.
Правильнее говорить не об учете индивидуальных
познавательных стилей детей, а о формировании
у каждого ребенка персонального познавательного
стиля на основе актуализации и обогащения
всей системы механизмов стилевого поведения.
Формирование персонального познавательного
стиля (и, соответственно, рост эффективности
учебной деятельности) предполагает
создание такой образовательной
среды, одни элементы которой
соответствуют наличному стилю
ученика, тогда как другие — не
соответствуют в том смысле, что они предназначены
для развития недостающих механизмов
стилевого поведения.
Например, для детей с импульсивным
стилем надо создать условия учебной деятельности,
при которых они имели бы возможность
высказать идею или сформулировать решение
в режиме быстрого реагирования при отсутствии
немедленных санкций за неверный ответ,
решать задачи с использованием метода
проб и ошибок, включаться в дискуссии
т. д., и одновременно создавать условия
для развития у них способности к рефлективным
способам поведения (формирование навыков
предварительного обдумывания своих действий,
планирования и самоконтроля собственной
деятельности, поощрение склонности работать
в одиночку и т. д.). Напротив, детям с рефлективным
стилем при решении сложных задач целесообразно
осваивать метод проб и ошибок, эвристические
методы, а также учиться принимать решения
в условиях дефицита времени и т. д., поэтому
весьма перспективной является возможность
индивидуализации учебной деятельности средствами содержания образования.
Решение этой задачи предполагает создание
школьных учебников и дидактических материалов
принципиально нового типа, позволяющих
каждому ребенку выбрать свою особую линию
обучения при работе с соответствующими
учебными текстами и создающих предпосылки
для постепенного формирования персональных
познавательных стилей учащихся.
Интеллектуальное
воспитание — это такая форма
организации учебной деятельности,
в рамках которой каждому ребенку
оказывается индивидуализированная
педагогическая помощь с целью развития
его интеллектуальных возможностей. В
качестве психологической основы интеллектуального
воспитания, согласно такому подходу,
выступает обогащение ментального (умственного)
опыта каждого ученика. «Обогащение» означает,
во-первых, формирование основных компонентов
ментального опыта, обусловливающих продуктивность
интеллектуального поведения и, во-вторых,
рост индивидуального своеобразия склада
ума.