Понятие памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Память – воспроизведение прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно выводить ее в среду сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память сообщает устойчивость жизненному опыту, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Файлы: 1 файл

психология память.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Имени первого  Президента России Б.Н.Ельцина

 

Философский факультет 

 

Заочное отделение 

 

Кафедра социальной философии

 

 

 

Память

 

 

 

 

 

Студентки 5 курса

Половниковой Е.

Преподаватель   

Ильина И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 

2013

 

 

1. Понятие памяти,  характеристика видов и процессов памяти

В настоящее  время существует много понятий  памяти. Следующее определение памяти дается в словаре русского языка: «Память- способность сохранять и воспроизводить  в сознании переданные впечатления, опыт, а также самый запас, хранящийся в сознании впечатлений»1

 В психологическом  словаре память характеризуется,  как «форма психического отражения деятельности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеческого опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования»2

Память –  воспроизведение прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно  хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно  выводить ее  в среду сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память сообщает устойчивость жизненному опыту, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности. Память – одно из самых важных и самых интересных свойств мозга. Оно позволяет нам помнить, что огонь жжет, а нож режет. Позволяет живому существу быстро ориентироваться в сложнейших ситуациях и находить правильное решение, позволяет человеку мыслить, творить, познавать неведомое. Иногда она очень капризна – мы не можем повторить любимые стихи, отыскать нужное имя, а иногда видим будто бы незнакомое лицо, чужой пейзаж – и вдруг все озаряется вспышкой: я видел этого человека, был здесь когда-то.

Первую развернутую  концепцию памяти дал Аристотель в тракте «О памяти и воспоминании». Согласно Аристотелю, память свойственна человеку, и животному, воспоминания же только человеку. Память есть «как бы своеобразное отыскивание образов» и «бывает только у тех, кто способен размышлять, делать вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытывал нечто подобное».3

Известный английский физиолог Грей Ультер в своей статье «Живой мозг» дал такое определение  памяти: «Память – это не брошенная  на стол монета, а постоянно горящая  свеча».4Если говорить еще более кратко, то можно сказать: Память – это процесс, который начинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.

Велика роль памяти в жизни человека. Человек, лишенный памяти, не может мыслить, учиться, создавать. Без памяти невозможно осознать себя как личность. Памяти мы обязаны тем, что знаем о нашем прошлом. Человек, полностью лишенный памяти не может называться человеком по той простой причине, что основной особенностью нашего сознания является мысленное предварение наших действий представлением их результата. Заранее иметь в сознании то, что в дальнейшем станет реальным событием, - это означает обладать памятью, способностью к сохранению на какой – то срок своих мыслей, представлений, впечатлений, полученных в прошлом. Понятие «памяти» обычно имеет определенный смысл. Зачастую в обыденной жизни память рассматривается в качестве некой единой психической функции, единой способности сохранять следы прошлых впечатлений. Однако в действии это не так. Память – это не единая функция или процесс, не единая способность к сохранению прошлых впечатлений, а сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Понятие «памяти» охватывает процессы запечатления или запоминания, сбережения и воспоминания, которые в свою очередь включают процессы воспроизведения и узнавания. Память стоит на страже нашего прошлого опыта вне зависимости от того, какими путями она приобретается. Виды накопленного в памяти материала разнообразны. Человек может сохранять непосредственные или, как иногда говорят, наглядные, чувственные впечатления, следы увиденного, услышанного. Он может вспомнить картину, понравившуюся ему много лет назад, мотив песни, услышанной когда – то. Вместе с тем ему доступно воспроизведение прочитанного, понятого, осмысленного. Свои и чужие мысли, если они были объектом его внимания, он с той или иной точностью воспроизведет в тот момент, когда это необходимо. Кроме того, каждый из нас хранит в памяти заученные способы действий, простых и сложных движений. Помним мы также пережитые нами чувства, эмоции.

 

2.Характеристика видов и процессов памяти.

 

 Существуют различные  классификации памяти, возникшие  в разные периоды. Прежде всего,  необходимо различать память  наследственную и индивидуальную, т.е. приобретенную каждым индивидуумом в процессе его жизни.

Под генетической памятью подразумевают ту наследственность, которую получает каждый организм с рождения и которая передается генами, носителями наследственности. Благодаря этому закрепились так называемые инстинкты. Мы инстинктивно пугаемся темноты и огня, инстинктивно обходим ямы, воду и другие препятствия. Все это досталось нам от предков и составляет определенную часть нашей генетической памяти. Однако при этом инстинкты все больше уступают место рассудочной деятельности, и на смену им приходит индивидуальная память.

Индивидуальная  память – это память, приобретенная организмом в течение всей его жизни. Развитие индивидуальной памяти начинается с момента рождения. По словам великого русского педагога К.Д.Ушнского, память ребенка в первые 7 – 8 лет жизни усваивает столько, сколько усвоит за всю оставшуюся жизнь.5

В основу видовой классификации памяти положены три основные критерия: 

    1. по продолжительности закрепления и сохранения материала:  кратковременная и долговременная;

2) по характеру  психической активности: двигательная, эмоциональная, образная и словесно  – логическая;

3) по характеру  целевой деятельности:  произвольная  и непроизвольная.  (см. схему ниже)

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Эта память работает без сознательной, предварительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующие воспроизведение материала.   Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Объем кратковременной памяти определяется по числу единиц информации, которые человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. При переходе к новой фразе точная формулировка предыдущей  тут же забывается. Представьте, что вас просят немедленно повторить за преподавателем слова, которые он будет произносить в случайном порядке. Вы будете это делать безошибочно. Затем вас попросят повторить весь ряд этих слов заново. Разумеется, никто этого сделать не сумеет. Почему? Потому что, повторив слово, вы немедленно забываете его. Иначе говоря, ваша деятельность осуществляется по принципу: воспринял – воспроизвел – забыл. Это и есть кратковременная память.

Долговременная  память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в произвольном виде, в более обобщенном и систематизированном.


Это одна из концепций памяти, описывающая особенности взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти, включающей вытеснение, постарение и кодирование как частые процессы, составляющие работу памяти.

Двигательная  память, как считал Крутецкий А.В., появляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем.6 Она лежит в основе выработки и формировании двигательных навыков, таких, как ходьба спортивные движения, пользование ручкой или карандашом. К.Д.Ушинский отмечал, что безошибочная орфография приобретается также и упражнением руки.

Польской А. Е считал, что «двигательная память проявляется  в запоминании и воспроизведении  движений и их систем.  Эта память лежит в основе многочисленных двигательных навыков, таких. Как ходьба, спортивные движения и танцы, пользование ручкой или карандашом, профессиональные навыки при работе на различных станках и машинах. Этот навык формируется  постепенно и с трудом, в конечном счете, он достигает такого совершенства, что становится автоматическим».7

Эмоциональная память – это память на пережитые чувства, способность человека к повторным переживания. «Подобно тому, как в зрительной памяти перед нашим внутренним взором воскресают давно забытые вещи, пейзаж или образ человек, так в эмоциональной памяти оживают пережитые раньше чувствования. Казалось, что они совсем забыты, но вдруг какой – то намек, мысль, знакомый образ – и снова вас охватывают переживания… раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастии – у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память», - писал К. Д. Станиславский.8

Следующий вид памяти - образная память. Образная память – сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Образная память воспроизводит запахи моря и дыма, аммиака и розы; вкус мороженного и касторки, хлеба и конфет; очертания гор и взлет самолета, вид города на плане и силуэт Эйфелевой башни; мягкость ваты и холод металла, колючесть шипов и теплоту рукопожатия.

Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Также выделяют словесно-логическую память. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и ворожений. Поэтому такой вид памяти называется не просто логическим, а словесно-логическим. Словесно -логическая память так же, как и другие виды памяти, окрашивает личность индивидуальностью.

Все упомянутые виды памяти не существуют, изолировано друг от друга. Они выступают всегда совместно и неотделимы один от другого.

Память – сложная  психическая деятельность. В ее составе  можно выделить отдельные процессы. Основные из них:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • узнавание.

Крутецкий дает такую характеристику запоминания. «Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения»9

Запоминание всегда изобретательно: в памяти сохраняются далеко не все  то, что мы прочитываем, наблюдаем, слышим. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, смысловым и механическим. Непроизвольное запоминание осуществляется по принципу «мне запоминается», произвольное – по принципу «я запоминаю». При непроизвольном запоминании мы не ставим себе определенной цели в отношении того, что нужно запомнить, но, тем не менее, запоминание происходит как бы «само собой». Произвольное запоминание требует воли, внимания, усидчивости, умения организовать свою работу.

Запомнить и пересказать  своими словами – значит осуществить  смысловое запоминание. Первое условие  смыслового запоминания – осознание, для чего нужно запомнить, второе условие – понимание смысла того, что нужно запомнить. Механическое запоминание происходит без осознания связи между его элеатами, например путем многократных повторений.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных при запоминании. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Немецкий психолог П.Эббингаус в 1885 году на основе проведенных экспериментов вычертил кривую забывания. В первые часы после запоминания свежего материала кривая стремительно падает вниз. Оказывается, объем усвоенной информации катастрофически уменьшается в течении первых 10 часов со 100 до 35%. Таким образом, повторять нужный материал наиболее полезно сразу же после его восприятия.

Воспроизведение – воссоздание в деятельности сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения – узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнать – означает включить восприятие в систему наших знаний, нашего опыта. Читая материал, ученик узнает его, и ему кажется, что он помнит его настолько прочно, что может пересказать. Поэтому следует посоветовать, при заучивании не читать, а воспроизводить, и тогда станет ясно, что еще не запомнено.

Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется без специальной цели что – либо вспомнить, оно возникает как бы «само по себе», непреднамеренно. Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что – либо. В случаи, если произвольное воспроизведение требует значительных усилий, говорят о припоминании.

Запоминание – активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающихся» в памяти.10

Рассматривая  память как процесс познавательный, в ней можно выделить ряд фаз:

Информация о работе Понятие памяти