Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:51, контрольная работа
Память – воспроизведение прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно выводить ее в среду сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память сообщает устойчивость жизненному опыту, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.
Память необходимо понимать как активный целенаправленный процесс. Для того чтобы он протекал эффективно, его нужно рационально организовать. По отношению к памяти такое утверждение звучит весьма не привычно. Функция памяти состоит, прежде всего, в том, чтобы выделить из окружающего нас мира существующую информацию, запечатлеть ее, сохранить и воспроизвести, когда это необходимо. Следовательно, память является непрерывной составной нашей трудовой деятельностью и представляет собой определенный вид умственной работы, без которой человеческий труд был бы невозможен.
Важнейшим условием высокой продуктивности памяти является возможность более эффективно использовать анализаторы при восприятии информации. Но для этого вы должны в свою очередь знать, какой анализатор, (зрительный или слуховой) действует у вас более интенсивно. Чем больше анализаторов используется, тем интенсивнее протекает процесс восприятия. Поэтому одной из предпосылок хорошей памяти является использование при восприятии информации не только доминирующего анализатора, но и других анализаторов.
Запоминание не может протекать без забывания.
В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания. Роль мотивации во всех видах деятельности и на любых этапах жизни человек чрезвычайно велика. Для всякой деятельности характерна триада: потребность – мотив – цель.
Механизм функционирования памяти можно представить в виде цепи со следующими звеньями:
потребности
или интерес–мотивация –
Забывание происходит при разрыве этой цепи. Выдающийся советский психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание».12
Основные принципы забывания.
После того как информация запечатлена, повторена и осуществлен выбор словесной опоры, эту информацию необходимо оттеснить. Поэтому запечатления и повторение надо прекратить и постараться, чтобы путем восприятия новой информации и концентрации на первая информация была оттеснена. Однако повторение словесной опоры надо продолжать, чтобы она не повернулась оттеснению.
В процессе запоминания неотъемлемой частью является припоминание.
Припоминание.
Как и все рассмотренные выше процессы памяти, припоминание – не механический процесс. Это творческий процесс, в ходе которого забытое заново воссоздается при помощи не забытого. Припоминание обеспечивает воспроизведение сохраняемой информации и ее поступление в сознание. Можно сказать, что припоминание – это обратная сторона забывания. Если в процессе забывания информация оттесняется из сознательной памяти в латентную, то в результате припоминания на возвращается из латентной памяти в сознательную. Снижение эффективности припоминания может быть одной из главных причин плохой работы памяти.
Отметим основные принципы припоминания.
Для более успешного запоминания, необходимо повторять материал.
Повторение.
Один из важнейших способов закрепления информации – повторение. Важнейший момент при повторении – активность памяти. В одном из университетов поставили такой эксперимент. В первой группе прочитали текст четыре раза, во второй – три раза читали и один раз пересказывали, в третьей – два раза читали и два раза пересказывали, в четвертой – один раз читали и три раза пересказывали. В результате эксперимента выяснилось, что запомнили текст лучше всего студенты из четвертой группы, хуже результаты были в третей группе, еще хуже запомнили во второй группе и хуже всего – в первой.
Лучшее распределение повторения во времени:
Повторение Время
Первое. Сразу после чтения
Второе.
Третье.
Четвертое. Через сутки. Перед сном.
Повторять рекомендуется сразу в течении 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно повторять информацию за 15-20 минут до сна, а также утром на свежую голову. Повторение не должно превращаться в механическое долбление. При каждом новом повторении необходимо осмыслить ошибки и обратить внимание на наиболее трудные места. При этом нужно иметь в виду, что под повторением следует понимать воспроизведение прочитанного своими словами, близко к тексту.
Итак, для хорошего усвоения материала следует после первого внимательного прочтения попытаться его воспроизвести.
Таким образом, нами было установлено, что материал лучше запоминается в том случае, если он интересен для запоминающего. Если человек имеет большой объем знаний в той области, к которой относится данный материал; если сформулирована установка для длительность, полноту и точность запоминания; если заученный материал полностью осмыслен, представлен ясно, понятен тому, кто его заучивает. Если он подвергается классификации; если при заучивании материала он внимательно прочитывается минимальное количество, раз с разбивкой на смысловые фрагменты и затем воспроизводился путем активных повторений, повторений с подглядыванием.
Существуют основные законы запоминания:
Таким образом,
память можно определить как психологический
процесс, выполняющие функции
Список использованной литературы
1 Толковый словарь русского языка. [Текст]// Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. М., 1989.— С.750.
2 Психологический словарь. [Текст]// Под ред. А.В.Петровского. М., 1990. – С.85
3 Трактат Аристотеля "О памяти и припоминании"
4 Уолтер Г. Живой мозг. [Текст] М., 1966. - .Мир,
5 Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 19.
6 Крутецкий В. А. Учебник для учащихся педучилищ. М.,1980.
7 Польской А.Е. Как улучшить память. Минск:.,1998.
8 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954.
9 Крутецкий В. А. Учебник для учащихся педучилищ. М.,1980.
10 Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 1998-2000. С. 465-475
11 Как улучшить свою память / Авт.-сост. А. Е. Польской. — Мн.: Харвест, 1998. — 336 с.
12 Рубинштейн С.Л.Проблемы общей психологии. М.,1973