Понятие, принципы, уровни общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что эти особенности в той или иной мере проявляются в групповом и индивидуальном управленческом общении руководителя. Вне общения невозможно организовать общую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информацией. В процессе общения выражается отношение руководителя к подчиненным, устанавливается взаимопонимание и эмоциональное единство, передаются по механизму внушения и подражания его психические состояния, готовность к сотворчеству и сотрудничеству.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Понятие, принципы, уровни общения……………………………………….5
1.1 Понятие управленческого общения……………………………………….…5
1.2 Принципы управленческого общения………………………………………6
1.3 Уровни управленческого общения…………………………………………..8
2. Структура общения………………………………………………………….11
3. Заключение…………………………………………………………………...14
4. Список используемой литературы………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Планирование карьеры.docx

— 32.69 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………..…3

1.   Понятие, принципы, уровни общения……………………………………….5

1.1 Понятие управленческого  общения……………………………………….…5

1.2 Принципы управленческого  общения………………………………………6

1.3 Уровни управленческого  общения…………………………………………..8

2.   Структура общения………………………………………………………….11

3.   Заключение…………………………………………………………………...14

4.   Список используемой  литературы………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общение – это специфическая  форма  взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное  общение возникает между различными людьми в формах руководитель – подчиненный, сотрудник – друг и других более сложных формах общения нескольких людей.

Личностное  общение имеет  место в простых  формах взаимоотношений  руководителя с подчиненным, сотрудников  между  собой, когда существуют два  субъекта коммуникаций. Вербальное, или  словесное, общение возникает в  процессе устного или письменного  обмена информацией. Невербальное общение  имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза.

Управленческое  общение  включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации. Управленческое общение – служебное общение руководителя с подчиненными. Его цель – отдать распоряжение, посоветовать, получить информацию о выполнении задания, дать оценку исполненного.

Управленческое  общение  имеет определенные особенности: оно  исходит из определенных целей  и  побуждений (необходимость ставить  задачи, выдавать распорядительную информацию, предъявлять требования). включает то или иное его поведение (речь, мимика, жесты), эмоции, чувства (симпатии, антипатии, удовлетворенность, огорчение). Познание (восприятие руководимых, мышление, воображение, представление), волю (выдержка, самообладание, саморегулирование), анализ результатов состоявшегося общения.

Актуальность  данной темы состоит  в том, что эти особенности  в той или иной мере проявляются  в групповом и индивидуальном управленческом общении руководителя. Вне общения невозможно организовать общую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информацией. В процессе общения выражается отношение руководителя к подчиненным, устанавливается взаимопонимание и эмоциональное единство, передаются по механизму внушения и подражания его психические состояния, готовность к сотворчеству и сотрудничеству.

Предметом анализа в данной работе будет  в основном межличностное

общение, то есть общение  начальника и подчиненного.

Таким образом, целью настоящей  работы является изучение управленческого  общения как механизма взаимодействия личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, принципы, уровни  общения

1.1. Понятие управленческого общения

 

В общении  руководителя и подчинённого ярко выражен  ролевой  характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника  общения от другого. Таким образом, управленческое общение –  это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми  средствами, обусловленное потребностями  управления их деятельностью.

Общение руководителя с подчинённым  неразрывно связано с управленческой деятельностью  вообще. Идея «вплетенности общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что  именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно  констатировать, что посредством  общения организуется и реализуется  управление. Благодаря присущей ему  функции воздействия, общение позволяет  согласовывать действия различных  его участников.

Управленческие отношения  предполагают тесное диалектическое взаимодействие между объектом управления (от отдельных  структурных подразделений до общества в целом) и субъектом управления, осуществляющих сознательное воздействие  на объект для достижения поставленных целей. Взаимоотношения между субъектом  и объектом нельзя рассматривать  как односторонний процесс воздействия  субъекта на объект.

Во-первых, потому, что всякий субъект управления в свою очередь  является и объектом управления со стороны организации более высокого уровня производственной иерархии.

Во-вторых, потому, что объект управления не пассивен по отношению  к субъекту управления: посредством  обратной связи он в неменьшей  степени оказывает на него воздействие, заставляя вносить коррективы как  в формирование самого субъекта управления (его состав, структуру), так и  в процесс реализации выполняемых им функций. Поэтому правильнее говорить о субъектно-субъектных отношениях в управленческой деятельности.

 

1.2. Принципы управленческого общения

 

Современная наука выделяет следующие основные этико- психологические  принципы управленческого общения.

1. Принцип создания условий  для проявления личностного потенциала  сотрудников, их профессиональных  знаний, опыта, способностей. Этому  во многом способствует делегирование  полномочий руководителя, т.е. передача  подчиненным ряда задач или  некоторых видов деятельности, из  сферы действий руководителя. Некоторые  руководители опасаются того, что  подчиненные будут рассматривать  это делегирование как попытку  переложить свою работу на  их плечи. Такие опасения неизбежно  приводят к снижению эффективности  управления: объект текущей работы  препятствует осуществлению основной  функции руководителя — определению  и реализации стратегических  целей предприятия. А подчиненные  при этом чувствуют недоверие  к себе.

Техника делегирования полномочий предполагает подбор подходящих сотрудников, распределение сфер ответственности, координацию выполнения порученных задач, стимулирование и консультирование подчиненных, контроль и оценку их деятельности. Делегировать необходимо специализированную деятельность, частные вопросы, рутинную и подготовительную работу, но не окончательную  формулировку целей, планов, программ. Не подлежат делегированию такие  функции руководителя, как установление целей, принятие решений, контроль результатов, руководство сотрудниками и мотивация  их деятельности, задачи особой важности и высокой степени риска, актуальные срочные дела строго доверительного характера.

2. Принцип полномочий  и ответственности. Каждый работник  должен, четко знать свою должностную  компетенцию, т.е. задачи, обязанности  и права по их реализации. Руководитель  призван заботиться о создании  социального, служебного и персонального  статусов своих сотрудников.  Социальный статус — это соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, определенных правопорядком и моралью. Служебный статус — это регламентация служебных прав и обязанностей работника, использование его в соответствии с профессиональной квалификацией, систематическая и справедливая оценка личностно-деловых качеств. Персональный статус означает удовлетворенность работников своими отношениями в группе, расположенность к проявлению своих способностей.

3. Принцип поощрения и  наказания. Всякий человек стремится  к самоутверждению, и большинство  из нас — к признанию именно  в производственной сфере. Поэтому  руководитель должен уметь видеть  не только наиболее активных  и добросовестных работников, но  и отмечать отдельные, пусть  небольшие, успехи каждого подчиненного. Отдавая дань традиционным формам  поощрения, руководитель должен  помнить, что новизна и "штучность"  поощрения — мощные стимулы  развития творческой активности  личности.

Несвоевременная и неадекватная оценка личности руководителем и  коллективом вызывает у нее желание  восстановить справедливость, что в  случае недооценки заслуг кого-либо из сотрудников чревато снижением  уровня его трудовых достижений и  появлением у него чувства неудовлетворенности  и обиды.

К сожалению большинство  руководителей предпочитают тактику кнута, а не пряника. Никто не отрицает наказания как меры воздействия на подчиненного, но эта мера не может быть главенствующей, и применять ее нужно только строго индивидуально, в соответствии с проступком. При этом следует помнить, что оценке подлежит именно поступок, а не личность "нарушителя" в целом. Разговор-наказание должен строиться по схеме: положительные эмоции (высокая оценка личности в целом) — отрицательные (анализ проступка) — и вновь положительные (выражение веры в то, что подобная ситуация не повторится). Критика легче переносится на фоне самокритики.

4. Принцип рационального  использования рабочего времени  руководителя. Исследования показывают, что из каждой сотни менеджеров  лишь один имеет достаточно  рабочего времени, десятерым требуется  на 10% больше времени, сорока менеджерам  нужно дополнительно 25% времени,  остальным не хватает и дополнительных 50%. Описано много принципов и  приемов использования рабочего  времени. Отметим лишь два принципа: принцип приоритетов и принцип  Парето. Суть принципа приоритетов  проста: распределять дела в порядке  их значимости и начинать с  самого существенного. Согласно  принципу итальянского экономиста  Парето, в процессе работы за 20% расходуемого времени менеджер  достигает 80% результатов, а остальные  80% затраченного времени дают  лишь 20% общего итога.

 

1.3 Уровни управленческого  общения

 

В зависимости от сложности  задач, решаемых на разных уровнях управленческой иерархии в организации, категорий  субъектов управленческой деятельности, их отношения к системе управления организацией можно выделить 4 основных уровня управленческого общения:   1. Мегауровень как уровень высшего порядка затрагивает процессы управленческого общения во внешней среде организации. В этом случае организация является субъектом управленческого общения с другими организациями во внешней бизнес - среде, а ее первые лица, выполняя функцию персонифицированных носителей миссии организации, представляют профессиональному сообществу ее стратегические цели и задачи. Управленческое общение мегауровня опосредует процессы стратегического управления, направлено на решение глобальной задачи повышения конкурентоспособности организации, обеспечивает разработку маркетинговых технологий поиска адекватной рыночной ниши производимым продуктам или услугам, формирует имидж организации, определяет ее деловую репутацию. Основными субъектами управленческого общения мегауровня являются организации и их объединения: холдинги, корпорации. Предметом управленческого общения этого уровня являются процессы, происходящие между организациями в условиях конкурентных рыночных отношений, а основной его целью - обеспечение безопасности деятельности организации во внешней бизнес - среде.

2. Макроуровень управленческого  общения осуществляется на организационном уровне управления. Субъектами управленческого общения на макроуровне выступают: руководители как субъекты руководства и управления, наделенные властными полномочиями; управленческий аппарат, осуществляющий информационное обеспечение процессов управления; исполнители, объединенные в общественные органы и комитеты, которым делегировано право принятия участия в определенных формах управления организацией или ее отдельными подразделениями, а также право реализации в определенном объеме некоторых управленческих функций, например функций контроля, планирования или координации деятельности в пределах конкретных рабочих групп, сформированных с целью решения конкретных производственных или управленческих задач.

3. Мезоуровень управленческого  общения опосредует процессы, происходящие в производственной сфере и собственно управлении. Управленческое общение этого уровня обеспечивает трансформацию управленческих решений в реальные производственные действия. Здесь также осуществляется соединение стратегических и оперативных задач управления: управленческие задачи стратегического порядка трансформируются в реальные управленческие действия оперативного уровня. Основными субъектами управленческого общения на мезоуровне являются руководители среднего и низшего звеньев управления, а также их подчиненные с определенной системой делегированных им управленческих полномочий. Управленческое общение в системе «руководитель - подчиненный», принадлежащему к вертикальным системам организационной коммуникации, свойственна статусная асимметричность. Это качество управленческого общения на мезоуровне определяет характер исполнения руководителем контролирующей, организующей, регулирующей и других. функций управления по отношению к деятельности подчиненных. Подчиненные со своей стороны также имеют рычаги влияния на управленческое общение с руководителем. Они могут следовать, а могут и не следовать должностным инструкциям, придерживаться или не придерживаться норм корпоративной культуры, добросовестно выполнять свои обязанности или, напротив, симулировать ответственность.

4. Микроуровень управленческого  общения отличается некоторыми, только ему свойственными особенностями:

А) Он ситуативен, т. е. характерен только отдельным конкретным управленческим ситуациям, имеющим преходящее значение и теряющим свою актуальность по мере решения возникающих в них  управленческих проблем.

Б) Содержание управленческого  общения на микроуровне привязано к организационно-ситуационному контексту, влияющему на принятие управленческих решений. На этом уровне взаимодействия осуществляются практически все этапы выработки управленческих решений: их подготовка, принятие и реализация, которые опосредованы взаимодействием управленческих кадров тех уровней и категорий, которые обладают различными полномочиями по влиянию на процессы выработки управленческих решений.

Информация о работе Понятие, принципы, уровни общения