Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:51, реферат
Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого менеджер имеет в виду прежде всего — личности или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно и то и другое?.. Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.
Введение
Проблема индивидуального
психологического влияния особенно
актуальна именно теперь, когда отношения
людей даже в деловой обстановке
уже не столь формально
Между тем методы влияния,
осознанно или неосознанно
В то же время психологическая
"грамотность" построения влияния
и его эффективность отнюдь не
всегда оказываются на одном полюсе.
Это объясняется, во-первых, тем, что
сами критерии эффективности влияния
являются спорными. Например, очень
часто понятие сиюминутной
Влияние может совершаться
и тогда, когда его специально
не оказывают, и оно выступает
как неосознаваемый и субъективно
неуправляемый феномен. Самое присутствие
определенного человека зачастую приводит
к тому, что на других людей начинают
действовать его обаяние, его
способность неосознанно
Введение
Личность человека всегда была и остается одной из наиболее интригующих тайн, которые волновали человечество. «Источники человека лишь частично могут быть понятными и рационализируемыми, — писал известный российский философ М. Бердяев. — Тайна личности, ее единичности, никому не понятна до конца. Личность человеческая таинственнее, чем мир. Она и является целым миром. Человек — микрокосмос и содержит в себе все».
Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого менеджер имеет в виду прежде всего — личности или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно и то и другое?.. Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.
Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности. Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись.
Психологическое влияние - это
воздействие на психическое состояние,
чувства, мысли и поступки других
людей с помощью исключительно
психологических средств: вербальных,
паралингвистических или
Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа.
В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические, социальные, а иногда и физические средства. Однако такие методы влияния и противостояния им должны рассматриваться уже в контексте социального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны.
Психологическое влияние - прерогатива более цивилизованных человеческих отношений. Здесь взаимодействие принимает характер психологического соприкосновения двух душевных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани.
Итак, психологическое влияние
- это воздействие на состояние, мысли,
чувства и действия другого человека
с помощью исключительно
Противостояние чужому влиянию - это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.
Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.
Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом.
Открытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.
Скрытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.
Психологические средства = вербальные сигналы + паралингвистические сигналы + невербальные сигналы.
Вербальные сигналы – слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды ее неправильности.
Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков.
Невербальные сигналы – взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи.
Ссылки на возможность
применения социальных санкций или
физических средств воздействия
должны считаться психологическими
средствами, но только до тех пор, пока
эти угрозы не приводятся в действие.
Например, угроза увольнения или побоев
– это психологическое
Психологическое влияние
и противостояние влиянию должны
совершаться с помощью
Таблица 1.
Виды психологического влияния
Вид влияния |
Определение |
1. Убеждение |
Сознательное |
2. Самопродвижение |
Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др. |
3. Внушение |
Сознательное |
4. Заражение |
Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться - также непроизвольно или произвольно |
5. Пробуждение импульса к подражанию |
Способность вызывать стремление
быть подобным себе. Эта способность
может как непроизвольно |
6. Формирование благосклонности |
Привлечение к себе непроизвольного
внимания адресата путем проявления
инициатором собственной |
7. Просьба |
Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия |
8. Принуждение |
Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление на него со стороны инициатора или "обстоятельств" |
9. Деструктивная критика |
Высказывание |
10. Манипуляция |
Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей |
Приведенная классификация
отвечает не столько требованиям
логического соответствия, сколько
феноменологии переживания
С другой стороны, по форме
деструктивная критика часто
неотличима от формул внушения: "Ты
безответственный человек. Все, к чему
ты прикасаешься, превращается в ничто".
Однако инициатор воздействия имеет
своей осознаваемой целью "улучшение"
поведения адресата воздействия (а
неосознаваемой - освобождение от досады
и гнева, проявление силы или месть).
Он отнюдь не имеет в виду закрепления
и Упрочения тех моделей
Личность является сложной, многогранной системой. Личность — это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности[1].
Новый
подход к управлению все более
базируется на признании приоритета
личности перед производством, перед
прибылью, перед интересами предприятия,
фирмы, учреждения. Именно такая постановка
вопроса ныне составляет культуру управления.
Вот почему без психологических
знаний о личности не обойтись. Теперь
уже одной интуиции, личной заинтересованности
недостаточно, ибо менеджеру необходимы
научные знания о личности работника,
профессиональный подход к работе с
персоналом. Люди - персоны, личности -
рассматриваются как