Понятие психологического влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:51, реферат

Описание работы

Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого менеджер имеет в виду прежде всего — личности или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно и то и другое?.. Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.

Файлы: 1 файл

соц и псих 2013.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

Создаются и существуют оценочные центры, в  которых работников подвергают тщательному  изучению именно как личностей.

Социально-психологический  подход требует рассмотрения  личности в связи с социальной группой, в состав которой она входит.

Индивид, являясь членом группы, занимает определенное положение (позицию) и в системе  управленческих отношений, и в системе - производственно-функциональных. Эта  позиция обусловлена, прежде всего,

профессионально квалификационными характеристиками работника (образование, профессия  и т.д.). В производственной группе четко различаются позиции директора, бухгалтера, технолога, рабочего и т. д., каждая из позиций имеет соответствующие  права и обязанности. Между позициями  существует взаимодействие, оно существует и между людьми,  которые их занимают. Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного, а также и определенных отношений между ними.  

  В рамках возникающих отношений  руководитель и подчиненный выполняют  соответствующие "социальные  роли". Под "социальной ролью"  понимается нормативная система  действий, ожидаемых от индивида  в соответствии с его социальной  позицией. Индивид в организации  проигрывает массу ролей. В  проигрывании той или иной  роли проявляются разные качества  личности (руководитель должен быть  настойчивым, профорг - отзывчивым  и т.д.). Существует два необходимых  условия соответствия роли требованиям  организации и запросам человека. "Ясность" роли, предполагающая, что человек, исполняющий ее, понимает  содержание работы и способы  ее осуществления. И "приемлемость" роли, означающая готовность человека  к сознательному ее выполнению. То есть, цели деятельности организации  могут быть достигнуты тогда,  когда участники хорошо выполняют  свои роли[2].  

  Образцы поведения, ожидаемого  от личности в организации,  обусловливаются организационно-технической  и социальной системами, которые,  в свою очередь, предъявляют  человеку различные требования.

Организационно-технические  требования диктуют орудия, технологии, цели производства. Социальные требования исходят от окружающих людей, групповых  норм, ценностей и традиций. В  пределах одной организационной  среды индивид может выполнять  множество функциональных ролей: бригадир, рационализатор, токарь, директор и  т.д.

Функциональная  роль определяется инструкциями и правилами, где указываются обязанности, права  и официальные контакты (связи). Четкие должностные инструкции обеспечивают основу понимания роли.  

  Работник в организации выполняет  не только функциональные роли, но и определенные роли в  системе неформальных отношений,  например, роль «ученика», «судьи»,  «аутсайдера». Они являются следствием  индивидуальных особенностей личности. Выполнение человеком формальных  и неформальных ролей зависит  от того, насколько он понимает  специфику данной роли и усваивает  ее.  

  Таким образом, управление личностью  может складываться из: правильного  определения социальной роли  каждого работника и его места  в организации;  усвоения каждым индивидом предназначенной ему роли; 3) обеспечения выполнения каждым работником своей роли.    

  Поведение личности как объекта  управления строится на основе  соответствующих социальных норм. Нормы можно определить как  "исторически сложившиеся стандарты  поведения и деятельности, соблюдение  которых выступает для индивида  необходимым условием включения  в социальную систему". Нормы  служат ориентиром личности в  ситуации выбора, обеспечивают социальный  контроль ее поведения, а также  упорядочивают характер взаимодействий  в рамках организации, группы.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие психологического влияния