Понятие психологического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 23:07, реферат

Описание работы

Воздействие (влияние, давление) следует считать психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения).

Файлы: 1 файл

Понятие психологического воздействия.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, по форме деструктивная критика  часто неотличима от формул внушения: «Ты безответственный человек. Все, к чему ты прикасаешься, превращается в ничто». Однако инициатор воздействия имеет своей осознаваемой целью «улучшение» поведения адресата воздействия (а неосознаваемой – освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Он отнюдь не имеет в виду закрепления и упрочения тех моделей поведения, которые описывают используемые им формулы. Характерно, что закрепление отрицательных моделей поведения – один из наиболее разрушительных и парадоксальных эффектов деструктивной критики. Известно также, что в формулах внушения и аутотренинга настойчиво отдается предпочтение положительным формулировкам, а не отрицанию отрицательных (например, формула «Я спокоен» предпочтительнее формулы «Я не волнуюсь»).

Таким образом, различие между деструктивной критикой и  внушением – в том, что критика  формулирует то, чего не следует  делать и каким не следует быть, а внушение – то, что следует  делать и каким следует быть. Мы видим, что деструктивная критика  и внушение также различаются  по предмету обсуждения.

10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

11. Слухи – специфический вид информации, возникающей спонтанно и становящейся достоянием обширной аудитории. Может специально распространятся с целью оказания воздействия на общественное сознание людей. Слухи являются очень мощным инструментом влияния, поэтому широко применяются в политике, маркетинге.

12. НЛП – набор техник, моделей. Дает инициатору воздействия большую власть над адресатом. Манипулятивно в случае, если инициатор добивается выигрыша только для себя, а адресат в проигрыше. Если цель инициатора благородна по отношению к адресату, это позитивное скрытое управление. Например, когда НЛП используется в психотерапии.

13. Управление. Предполагает наличие соответствующего статуса, определенных полномочий, власти. Управлять, значит руководить, направлять деятельность кого-либо. Например, руководитель управляет подчиненными; родители, воспитатели, учителя руководят детьми.

Имеется также подход, в котором выделяется следующая  система методов психологического воздействия: психологическая атака; психологическое программирование; психологическая манипуляция; психологическое давление.

Психологическая атака  – это метод разнообразного, изменчивого; быстрого, активного; многословного, многозначного; подвижного, пантомимического воздействия  на психику человека с целью отключения логического мышления: произведения или неотразимого впечатления, или  введения в состояние растерянности, с последующим побуждением человека к нужной реакции. Психологическая атака применяется предпринимателями, коммивояжерами, дистрибъюторами; радио- и телеведущими; в процессе презентации, аттраксии и т.д.

Психологическое программирование – это метод однообразного, константного; точного, настойчивого; однозначного, уникального; неподвижного, инертного  воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его  интеллекта и формирования стереотипов  поведения. Психологическое программирование применяется в торговой и политической рекламе; в процессе обучения, инструктажа; при кодировании и т.д. В основе бюрократического стиля-метода руководства – пси-программирование.

Психологическая манипуляция  – это метод двойственного, композиционного; ловкого, решительного; двузначного, двусмысленного; равновесного, сбалансированного воздействия  на психику человека с целью постановки его в неудобное положение  необходимого выбора своего поведения  между двумя альтернативами (между  хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным). Психологическая манипуляция применяется политиками, идеологами; в процессе дискуссий, полемики, переговоров и т.д. В основе демократического стиля – метода руководства – пси-манипуляция.

Психологическое давление – это метод представительного, внушительного; сильного, интенсивного; указующего, утвердительного; устойчивого, стабильного воздействия на психику  человека с целью принуждения  его к действиям и размещения на нижней ступени социальной иерархии. Психологическое давление применяется в армии, органах власти и управления; в процессе террора, моббинга и т.д.

Возможны смежные сочетания: атака – давление, давление – программирование, программирование – манипуляция, манипуляция – атака.

Возможны парадоксальные включения: атака с элементами программирования, программирование с элементами атаки; давление с элементами манипуляции, манипуляция с элементами давления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Морозов А.Л. Психология влияния. – Спб.: Питер, 2000.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов/С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.

Информация о работе Понятие психологического воздействия